Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:29, курсовая работа
Главная цель курсовой работы рассмотреть правовой режим Дуная.
Для этого определим следующие задачи исследования:
- рассмотреть исторические и современные аспекты становления правового режима реки Дуная;
- проанализировать правовые положения о плавании по реке.
Введение……………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Правовой режим реки Дуная: история и современность…………….…5
1.1. История дунайского судоходства……………………………………………..5
1.2. Дунайская комиссия…………………………………………………………...11
1.3. Братиславские соглашения……………………………………………………13
1.4. Правила речного надзора……………………………………………………...17
Глава 2. Положения о плавании…………………………………………………...20
2.1. Основные положения о плавании по Дунаю (ОППД)………………………20
2.2. Правила плавания и стоянки………………………………………………...22
2.3. Местные правила судоходства………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список литературы…………………………………………………………………34
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовой режим
реки Дуная: история и современность…………….…
1.1. История дунайского
судоходства……………………………………………..
1.2. Дунайская комиссия………………………………
1.3. Братиславские соглашения………………
1.4. Правила речного
надзора……………………………………………………...
Глава 2. Положения о
плавании…………………………………………………...
2.1. Основные положения
о плавании по Дунаю (ОППД)…………
2.2. Правила плавания и стоянки………………………………………………...22
2.3. Местные правила судоходства……………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Международные реки - это реки, протекающие по территории
двух (или более) государств и используемые
в согласованных целях. Особое значение
имеют реки, имеющие судоходное сообщение
с морем и используемые для мореплавания
различными, в том числе и неприбрежными,
государствами. Эти географические и хозяйственные
факторы предопределяют международно-правовой
режим таких рек. Каждое государство осуществляет
суверенитет над частью реки, находящейся
в пределах его границ. Оно, вместе с тем,
обязано использовать свой участок реки
таким образом, чтобы не причинять ущерб
другим прибрежным государствам. Государство
не вправе в одностороннем порядке изменять
течение реки, поскольку это может ограничить
возможности других прибрежных государств
либо повредить их природной среде.
Взаимная заинтересованность государств
в рациональном и контролируемом использовании
международной реки обусловливает заключение
двусторонних и многосторонних договоров.
В них определяются правила использования
реки как водно-транспортного пути, а также
для строительства плотин, гидроэлектростанций,
орошения, лесосплава, в иных хозяйственных
целях.
Актуальность данной темы заключается в том, что правовое регулирование международных рек необходимо целях осуществления безопасного судоходства, для получения электроэнергии, промышленного и сельскохозяйственного производства, сброса отходов и т.д. В связи с тем, что природный комплекс международной реки разделен на соответствующие участки, находящиеся под суверенитетом определенных государств, существует необходимость разностороннего сотрудничества заинтересованных государств по использованию международных рек с целью гармонизации индивидуальных и общих интересов. Международная практика признает целесообразным выработку соглашений, регулирующих порядок использования конкретной международной реки, озера или их бассейнов.
Свобода судоходства по основным рекам Западной Европы была признана Венским конгрессом в 1815 г., который одновременно оговорил право прибрежных государств согласованно устанавливать правила такого судоходства. Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае, подписанной в 1948 г.
Главная цель курсовой работы рассмотреть правовой режим Дуная.
Для этого определим следующие задачи исследования:
- рассмотреть исторические
и современные аспекты
- проанализировать правовые положения о плавании по реке.
Данные задачи предопределили следующую структуру курсовой работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Правовой режим реки Дуная: история и современность
1.1. История дунайского судоходства
История дунайского судоходства - неотъемлемая часть многовековой истории народов, населявших с глубокой древности берега Дуная. Название реке дали кельты, жившие здесь в первой половине первого тысячелетия до новой эры. Быстроходная река получила свое название Danuvius (быстрая вода) - от кельтских слов danu (быстрый, стремительный) и vius (вода, река)1.
Первыми мореплавателями, исследовавшими нижнее течение реки, были финикийцы, за ними пришли греки, основавшие на берегах Дуная в VI-IV вв. до н. э. свои колонии и торговые фактории на территории нынешних городов Измаил, Килия, Силистра и др., во второй половине IV в. до н. э. на Дунае появляются македонцы. С падением империи Александра Македонского и превращением Македонии в римскую провинцию, контроль над рекой и придунайскими землями переходит к римлянам, могущество которых поддерживалось многочисленной флотилией на Дунае, базировавшейся в районе современных городов Вена и Белград.
Во времена античности
не существовало вопроса о международно-
С образованием в конце IV в. Византийского государства в восточной части распавшейся Римской империи торговое судоходство на Дунае пришло в упадок.
В VI-VII вв. славянские и другие племена, значительно потеснив византийцев к югу, оседают на берегах Нижнего Дуная. Средний Дунай занимают западные группы славян - чехи, словаки. Здесь же, а также на Верхнем Дунае прочно обосновываются германские племена и тюркские пришельцы.
Возникновение Киевской Руси на рубеже VIII-IX вв. привело к оживлению торговли по Дунаю - естественному водному пути, удобному для поддержания связей не только между народами, населявшими его берега, но и для торговли с приморскими государствами на Черном море и за его пределами.
Частые военные столкновения в эпоху феодализма и необходимость заключения специальных соглашений отдельными городами и княжествами на право прохождения судов, многочисленные фискальные барьеры сдерживали торговое судоходство по Дунаю.
С конца XV в. главенствующую роль на Дунае начинает играть Турция, создавшая на берегах реки многочисленные опорные пункты и крепости. В частности, на одном из островов в Катарактах, где Дунай, стиснутый с двух сторон горными вершинами, с порожистым дном и сильным течением, был труднопроходим для судов, турки соорудили мощную крепость Ада-Кале. С острова на берег были натянуты железные цепи с тем, чтобы облагать проходящие суда пошлиной. С тех пор этот участок реки получил известное название Железные Ворота.
В XVII в, начинается проникновение западноевропейских держав в пределы Оттоманской империи. Одновременно закладываются основы режима международного дунайского судоходства на базе двухсторонних договоров между государствами. Начало ему было положено австро-турецким договором, заключенным в Белграде в 1616 г. Все подобные договоры распространялись лишь на Средний и Нижний Дунай. Режим плавания австрийских судов на Верхнем Дунае определялся двухсторонними договорами между Австрией и Баварией2.
XVIII в. знаменуется распадом Оттоманской империи и выходом России к Черному морю. По мирному договору (трактату), подписанному между Россией и Турцией в июле 1774 г. в Кючук-Кайнарджи, русским подданным разрешалось торговать на Дунае не только на своих кораблях, но и на суше.
По Бухарестскому мирному договору с Турцией (1812 г.) к России отошла Бессарабия, граница между двумя странами стала проходить по общим для них реке Прут и Килийскому гирлу. Конвенция 1826 г., подписанная в Аккермане (ныне г. Белгород-Днестровский), перенесла границу к Сулинскому гирлу, а затем после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Адрианопольский мирный договор установил границу между двумя странами по Георгиевскому гирлу.
Изменение режима судоходства на Дунае в XVII-XVIII вв., развитие капиталистических отношений и возникновение крупных городов на придунайских землях способствовали оживлению внешней торговли по реке. Однако из-за порогов в районе Катарактов транзитного сообщения между Средним и Нижним Дунаем практически не было.
Интенсивное развитие в начале XVIII в. международного судоходства на внутренних водных путях Европы побудило правительства ведущих государств континента согласовать основные принципы судоходства по рекам. Это было сделано в Акте Венского конгресса 1815 г., подписанном уполномоченными восьми стран - Австрии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Пруссии, России, Швеции. И хотя при разработке Акта имелись в виду принципы международного права о свободе навигации на западноевропейских реках (Рейн, Неккар, Майн, Мозель, Маас, Шельда), основные положения документа оказали в последующем влияние и на установление международно-правового режима на Дунае.
Акт Венского конгресса определил, по сути, основные признаки режима международных рек, развитые затем в XIX-XX вв. в других многосторонних соглашениях и конвенциях о свободе судоходства на таких реках3. Первым юридическим документом, подтвердившим желание сторон применить на Дунае положение Акта Венского конгресса, было заключенное между Россией и Австрией в 1840 г. соглашение о судоходстве на национальных участках реки этих стран.
Период между серединами XIX-XX вв. в международном дунайском судоходстве является периодом многосторонних договоров с участием непридунайских государств.
После поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. семью странами - Россией, Турцией, Великобританией, Францией, Сардинией, Австрией и Пруссией был подписан Парижский трактат, который объявил Черное море открытым и свободным для торговых судов всех наций. Новая граничащая черта России была перенесена в Бессарабию.
Парижский трактат объявил Дунай международной рекой. Акт Венского конгресса 1815 г., касающийся свободы судоходства по рекам, отныне распространялся на Дунай и его устье. Указанным трактатом в 1856 г. была образована Европейская Дунайская Комиссия (ЕДК), которой предназначалось привести в исполнение работы, нужные для очистки дунайских гирл, начиная от Исакчи4. В состав ЕДК вошли представители стран, подписавших Парижский трактат. ЕДК имела свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд.
Во второй половине XIX в. и вплоть до начала первой мировой войны происходило неуклонное развитие флота и перевозок по Дунаю. В 1850-1856 гг. ежегодно по реке перевозились в среднем 2,5 млн. т грузов, в 1875-1880 гг. - 3,1, в 1906-1910 гг. - 9,8 млн. т. Значительно увеличился среднегодовой тоннаж судов, прошедших Сулинским каналом - с 0,55 млн. т (в среднем за период 1866-1870 гг.) до 1,97 млн. т (1906-1910 гг.).
Срочное сообщение между устьевыми дунайскими (Галац и Брэила) и морскими портами поддерживали в 1900 г. суда пяти судоходных обществ, в том числе Русского Черноморско-Дунайского пароходства, созданного в 1883 г. В 90-х годах на Дунае учреждаются пароходные общества Румынии, Сербии, Венгрии.
Перед началом первой мировой войны дунайский флот состоял из 83 пассажирских пароходов, 298 буксиров общей мощностью в 186 тыс. л. с. и 2601 баржи грузоподъемностью 1609 тыс. т. С началом первой мировой войны и приближением военных действий к низовьям Дуная ЕДК практически прекратила свою деятельность.
После окончания войны в развитие Версальского мирного договора в июле 1921 г. в Париже между Великобританией, Австрией, Бельгией, Болгарией, Чехословакией, Францией, Германией, Грецией, Венгрией, Италией, Румынией и Сербско-Хорвато-Словенским Государством (позже - Югославией) была заключена конвенция, утверждающая так называемый «окончательный статут Дуная»5.
Парижская конвенция 1921 г. постановила, что навигация по Дунаю свободна и открыта для судов всех флагов на условиях полного равноправия по всей судоходной части от Ульма до Черного моря и по всей речной части, объявленной международной. Последняя включала устьевые участки притоков Дуная-Моравы (с притоком Тайя), Дравы, Тисы, Мароша.
Были созданы две комиссии, ставшие органами контроля над судоходством по реке: помимо ЕДК, которой подчинялся «морской Дунай» от Брэилы до Черного моря, была образована Международная Дунайская комиссия (МДК), распространившая свое влияние на остальную часть Дуная с указанными притоками.
По Версальскому мирному договору в состав ЕДК (местопребыванием которой на Парижской конференции был определен Галац) вошли представители Великобритании, Италии, Франции и Румынии. Таким образом, на устьевом участке Дуная было узаконено преимущественное влияние непридунайских государств. Компетенция ЕДК не претерпела существенных изменений.
В компетенцию МДК входило наблюдение за исполнением Парижской конвенции, составление общих планов работ на реке, контроль за их исполнением, установление сборов и тарифов и др.
По довоенному режиму Дуная иностранным судам не предоставлялось права перевозок между портами одного прибрежного государства. Парижская конвенция 1921 г. такую возможность предоставила другим флагам, хотя и с оговоркой о согласии на то местных властей.
После заключения конвенции 1921 г. на Дунае заметно усилилось влияние Великобритании и Франции, которые распределили значительную часть флота Германии и бывшей Австро-Венгрии между государствами Малой Антанты (Румынии, Югославии, Чехословакии).
В 1936 г. на Дунае существовало 18 пароходных обществ, в том числе 7, принадлежащих неприбрежным государствам - Франции, Италии, Бельгии, Великобритании, Греции, Голландии и США.
После установления в 1938 г. власти Германии над Австрией и расчленением Чехословакии международно-правовой режим Дуная практически перестал существовать. На Венской конференции 1940 г. с участием представителей Германии, Румынии, Болгарии, Словакии, Венгрии, Югославии и Италии было принято решение о ликвидации Парижской конвенции 1921 г. и роспуске МДК. С созданием вместо нее новой администрации дунайское судоходство практически переходило под управление Германии. Во время военных действий 1944-1945 гг. значительная часть дунайского флота была затоплена. Были взорваны мосты, разрушены порты, уничтожены навигационные знаки, заминирован фарватер реки.