Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 11:46, контрольная работа
Правовой режим товаров в торговле создается различными способами, они достаточно разнообразны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся:
— определения статуса, правомочий продавца и покупателя. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на совершение операций с товарами;
— возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров;
— порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие разные правовые режимы.
Правовой режим товаров в торговле создается различными способами, они достаточно разнообразны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся:
— определения статуса, правомочий продавца и покупателя. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на совершение операций с товарами;
—
возможности и порядка
— порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие разные правовые режимы.
С
юридико-технической точки
Статья 129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, а соответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет три режима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограниченные в обращении и изъятые из оборота.
Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственного контроля за движением определенных объектов Указом Президента РФ от 22.02.92 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте.
Полностью
изъятыми, к примеру, считаются стратегические
материалы, вооружение, взрывчатые вещества,
ракетная техника, шифровальная техника
и ряд других. На практике это
имущество может продаваться
и продается, но в специальном
порядке. Постановлением Правительства
РФ от 10.12.92 № 959 «О поставках продукции
и отходов производства, свободная
реализация которых запрещена», установлен
порядок поставок таких изделий
на основании разрешений на использование
и квот, выдаваемых соответствующими
министерствами или органами власти
субъектов Российской Федерации.
Установление режимных требований зачастую
диктуется экономическими интересами
государства, целями защиты отечественных
производителей. Это касается экспортных
поставок и закупок по импорту. Здесь используются
разнообразные приемы, создающие особые
правовые режимы деятельности с определенными
товарами.
Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности. Они предусмотрены Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
Так,
согласно ст. 23 и 24 Федерального закона
«Об основах государственного регулирования
внешнеторговой деятельности» нетарифными
способами регулирования
Некоторыми
федеральными законами предусмотрены
количественные ограничения реализации
отдельных видов товаров также
на внутреннем рынке. Так, закупки этилового
спирта для производства алкогольной
продукции осуществляются по устанавливаемым
для организаций-покупателей
Воздействие на процесс реализации товаров
может оказываться путем изменения статуса,
т. е. путем расширения или ограничения
правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК
РФ коммерческие организации могут осуществлять
любые виды деятельности, если они не запрещены
законом. Вместе с тем торговое законодательство
может ограничивать участие субъектов
в обороте определенных товаров. Так, оптовую
торговлю лекарственными средствами вправе
осуществлять только юридические лица.
Розничной торговлей лекарствами могут
заниматься только аптечные организации.
Коммерческая
правоспособность организаций может
расширяться или ограничиваться
также иными способами. Инструментом
регулирования
Обязательность и порядок лицензирования
определены Федеральным законом от 08.08.2001
№ 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
Закон
установил исчерпывающий
Лицензии
требуются в дополнение к обязательной
государственной регистрации
Законодательное
и административное регулирование
круга субъектов, правомочных осуществлять
производство, продажу и приобретение
соответствующих товаров, влияет на
структуру торгово-
В
интересах обеспечения здоровья
граждан введена
Законом могут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок с отдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров мены алкогольной продукции.
Различия
в правовом режиме обращения товаров
могут создаваться и в связи
с регулированием порядка розничной
торговли. Правительство РФ постановлением
от 19.01.98 № 55 утвердило Правила продажи
отдельных видов товаров. Издаются
также правила розничной
Меры
по регулированию производства, оптовой
и розничной торговли непосредственно
влияют на установление торговых связей,
на обращение товаров. Изготовители
и приобретатели обязаны
Совершенная конкуренция является регулируемой, причём антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития любой национальной экономики. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции.
Антимонопольное
регулирование - это целенаправленная
государственная деятельность, осуществляемая
на основании и в пределах, допускаемых
действующим законодательством, по
установлению и реализации правил ведения
экономической деятельности на товарных
рынках с целью защиты добросовестной
конкуренции и обеспечения
Монопо́лия (от греч. μονο
Монополист - владеющий исключительным правом на осуществление какого-либо процесса и не имеющий конкурентов.
Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.
Хозяйствующим
субъектам, осуществляющим торговую деятельность
по продаже продовольственных
1)
создавать дискриминационные
а)
создавать препятствия для
б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
2)
навязывать контрагенту
а)
о запрете на заключение хозяйствующим
субъектом договоров поставки продовольственных
товаров с другими
б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
е)
о снижении хозяйствующим субъектом,
осуществляющим поставки продовольственных
товаров, их цены до уровня, который
при условии установления торговой
надбавки (наценки) к их цене не превысит
минимальную цену таких товаров
при их продаже хозяйствующими субъектами,
осуществляющими аналогичную
ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;