Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа
В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература
Нестойкие
нарушения осанки функционального
характера сравнительно несложно устранить
средствами физического воспитания.
Решающее условие при этом – целесообразное
построение процесса занятий физическими
упражнениями в соответствии с принципами
оптимального варьирования нагрузок и
чередования их с отдыхом, а также
оптимизация общего режима жизни
в согласии с требованиями гигиены.
Для коррекции же стойких аномалий
осанки патологического характера
требуется вмешательство врача
и специалиста по лечебной физической
культуре. [15]
Глава 2.
Экспериментальное
изучение использования
домашнего задания
по физической культуре
для формирования
и закрепления
навыка правильной осанки
в младшем школьном
возрасте
2.1
Определение уровня
функционального состояния
опорно-двигательного
аппарата учащихся младшего
школьного возраста
Исследовательская работа проводилась нами на базе МОУ – СШ № 63 с сентября 2009 по май 2010 года. Материальная и техническая база соответствовали требованиям программы. В школе имеется весь необходимый инвентарь и спортивное оборудование.
В экспериментальной работе
Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния опорно-двигательного аппарата. Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата включает в себя оценку состояния позвоночника и мышечного корсета.
Для проведения научно-исследовательской работы нами была подобрана следующая батарея тестов для определения уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата.
Оценка функционального состояния позвоночника
Для определения активной гибкости в сагиттальной плоскости из положения стоя:
Наклон вперед – вниз, стоя на гимнастической скамейке (см)
Оборудование: гимнастическая скамейка, линейка.
Процедура тестирования. Испытуемый стоит на краю скамейки и плавно выполняет наклон вперед–вниз, не сгибая коленей. За ноль принимается уровень опоры, на которой стоит испытуемый. По положению средних пальцев рук определяются результаты пробы. Выполняется 3 попытки, засчитывается лучший результат. Если испытуемый не достает до уровня опоры, результат записывается со знаком минус, если достает, со знаком плюс.
Результат: количество сантиметров.
Для определения боковой подвижности позвоночника:
Наклон в стороны (см)
Оборудование: сантиметровая лента.
Процедура тестирования. Испытуемый выполняет наклон в сторону ровно во фронтальной плоскости, не сгибая коленей; сначала в одну, а затем в другую сторону.
Результат: измеряется расстояние от среднего пальца руки до пола. Сравнивается симметричность измерений при наклоне в обе стороны.
Оценка функционального состояния мышечного корсета
Для определения силовой выносливости мышц брюшного пресса:
Переход из положения лежа в положение сидя (кол-во раз)
Оборудование: маты.
Процедура тестирования. Испытуемый ложиться на спину, ноги фиксированы, руки на поясе, принимает положение сидя.
Результат: количество переходов в положение сидя.
Для определения статической силовой выносливости мышц спины:
Удержание туловища в положении лежа на животе (сек.)
Оборудование: секундомер, маты.
Процедура тестирования. Испытуемый ложиться на живот, производит разгибание туловища примерно до угла 30 о.
Результат: определяется время удержания туловища до появления признаков покачивания или самостоятельного прекращения теста.
Констатирующий
эксперимент был проведен нами в
сентябре 2009 года. Мы обработали результаты
эксперимента и полученные данные занесли
в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты
констатирующего
эксперимента
№
п/п |
Название тестов |
Контрольная группа
средний показатель |
Экспериментальная
группа
средний показатель |
1. 2. 3. 4. |
Наклон вперед
– вниз, стоя на гимнастической
скамейке (см)
Наклон в стороны (см) Переход из положения лежа в положение сидя (кол-во раз) Удержание туловища в положении лежа на животе (сек.) |
3,1 25,6 / 25,0 30,1 13,8 |
3,8 26,3 / 25,3 32,1 16,0 |
Результаты
констатирующего эксперимента обеих
групп находятся примерно на одном
уровне, что очень важно для
проведения научно-исследовательской
работы.
2.2
Внедрение домашнего
задания по физической
культуре в режим дня
учащихся младшего школьного
возраста
Для проведения формирующего эксперимента нами были подобраны средства, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки и составлены комплексы упражнений.
Комплексы упражнений разучивались нами на уроках физической культуры и использовались в качестве домашних заданий в экспериментальной группе. Проверка домашних заданий осуществлялась на уроках физической культуры. Для родителей экспериментальной группы было проведено родительское собрание на тему «Формирование и закрепление навыка правильной осанки». Мы познакомили родителей с комплексами упражнений и требованиями к их выполнению.
Комплекс упражнений с мешочком (кубиком)
1. И.п. - руки на пояс, мешочек на голове.
1- левую ногу назад на носок, прогнуться (вдох)
2- И.п. (выдох)
То же другой ногой. Повторить 5-6 раз каждой ногой в медленном темпе. Ноги не сгибать, туловище держать вертикально.
2. И.п. - стоя на коленях (ноги немного разведены), руки в стороны, мешочек в правой руке.
1-2 - поворот туловища вправо, наклоняясь назад, положить мешочек на пол между ногами (выдох); 3-4 – и.п. (вдох);
5-6
поворот туловища влево,
Повторить 6-8 раз в медленном темпе. Наклоняясь, прогибаться в пояснице, в тазобедренных суставах не сгибаться.
3. И.п. - стойка ноги врозь пошире, руки за спиной, мешочек на голове.
1- согнуть левую ногу в коленном суставе (выдох)
2- и.п. (вдох)
3-4- тоже другой ногой.
Повторить 4-5 раз каждой ногой
в среднем темпе. Туловище
4. И.п. - упор сидя на полу, ноги вместе, мешочек возле правого колена.
1-2 поднять ноги и положить их справа от мешочка;
3-4- поднять ноги и положить их слева от мешочка;
Повторить 4-6 раз каждой ногой в среднем темпе. Ноги и руки не сгибать, туловище назад не отклонять. Дыхание равномерное без задержек.
5. И.п. - руки на пояс, мешочек на голове.
1-2 поднять вперед согнутую в колене ногу (выдох);
3-4-и.п. (вдох)
То же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе. Ноги поднимать как можно выше, туловище держать вертикально, опорную ногу не сгибать
6. И.п. - стойка ноги врозь, мешочек над головой.
1-наклон вперед к левой ноге, коснуться мешочком носка (выдох);
2- и.п. (вдох)
3-4 то же правой ногой.
Повторить 4-5 раз к одной и
другой ноге в среднем темпе.
Наклоняясь, ноги не сгибать.
7. И.п. - руки на пояс, мешочек на голове.
1-2 - отставляя правую ногу назад и опускаясь на колено, приставить к ней правую ногу и перейти в положение седа на пятках;
3-4- поднимаясь и выдвигая вперед правую ногу, подняться. То же с левой ноги. Сохранять вертикальное положение туловища.
Повторить 4-5 раз каждой ногой
в среднем темпе. Дыхание
8. И.п. - мешочек впереди на полу.
1 - прыжок через мешочек, руки вперед;
2 - прыжок поворот направо кругом, руки вниз – назад;
3 - прыжок через мешочек, руки вперед;
4 - прыжок поворот налево кругом, руки вниз – назад;
Выполнить до 30 прыжков и перейти на ходьбу на месте. Темп медленный, дыхание произвольное без задержек.
Комплекс упражнений со скакалкой
1. И.п. - стойка ноги врозь, сложенная вдвое скакалка внизу.
1-2 - натягивая скакалку, руки вперед – в стороны, прогнуться, посмотреть на скакалку (вдох).
3-4 - и.п. (выдох)
Повторить 6-8 раз в медленном темпе. Руки и ноги не сгибать.
2. И.п. - сложенная вчетверо скакалка вверху.
1-взмах
правой ногой вперед-вверх,
2 – и.п. (вдох);
То же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе. Взмах делать прямой ногой, руки не сгибать.
3. И.п. - стойка ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка сзади.
1- наклон вперед, руки назад – вверх, скакалку натянуть (выдох)
2- и.п. (вдох)
Повторить 8-10 раз в среднем темпе. Руки и ноги не сгибать.
4. И.п. - стойка на скакалке, ноги немного расставлены, руки вниз - в стороны, скакалка натянута.
1-глубокий присед на всей ступне, руки в стороны, скакалка натянута (выдох);
2- и.п. (вдох)
Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
5. И.п. - стойка на коленях, сложенная вдвое скакалка внизу.
1-натянуть скакалку, руки вверх - наружу, правую ногу на носок (вдох);
2-3-пружинистые наклоны вправо (выдох);
4- и.п.
То же в другую сторону. Повторить 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Наклоняясь, смотреть в сторону наклона, туловище не поворачивать.
6. И.п. - сед на полу, ноги врозь пошире, руки в стороны, натянуть скакалку над головой.
1-поворот туловища вправо (выдох);
2- и.п. (вдох)
То же в другую сторону. Повторить 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе. Поворачиваясь, ноги с места не сдвигать, скакалку держать натянутой так, чтобы руки и плечи образовали прямую линию.
7. И.п. - лежа на полу на спине, сложенная вчетверо скакалка на бедрах.
1-2-согнуть
ноги вперед, продеть их между
руками и скакалкой и опустить
вниз на пол (скакалка