Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа
В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература
3-4-
продеть ноги в обратном
Повторить 6-8 раз в среднем темпе. Сгибая ноги, необходимо сгруппироваться, скакалка натянута.
8. И.п. - скакалка сзади.
Бег на месте и с продвижением вперед, вращая скакалку вперед, перепрыгивая поочередно правой и левой ногой. Выполнить до 40-50 прыжков и перейти на ходьбу на месте.
Проверка
домашних заданий показала, что дети
хорошо освоили комплексы упражнений
и систематически выполняют их дома.
2.3 Изучение динамики
уровня функционального
состояния опорно-двигательного
аппарата учащихся младшего
школьного возраста
После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный эксперимент. Мы обработали результаты эксперимента и полученные данные занесли в таблицу 2.
Таблица 2
Результаты
контрольного эксперимента
№
п/п |
Название тестов |
Контрольная группа
средний показатель |
Экспериментальная
группа
средний показатель |
1 | Наклон вперед – вниз, стоя на гимнастической скамейке (см) | 2,2 | 2,1 |
2 | Наклон в стороны (см) | 27,1 / 25,5 | 26,8 / 29,4 |
3 | Переход из положения лежа в положение сидя (кол-во раз) | 29,9 | 31,1 |
4 | Удержание туловища в положении лежа на животе (сек.) | 13,9 | 15,0 |
Для
анализа результатов
Таблица 3
Сравнительный
анализ результатов
исследования
№ п/п | Название тестов | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
Констат. эксп. | Контр. эксп. | Констат. эксп. | Контр. эксп. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Наклон вперед – вниз, стоя на гимнастической скамейке (см) | 2,2 |
2,1 |
3,1 |
3,8 |
2. | Наклон в стороны (см) | 27,1 / 25,5 | 25,6 / 25,0 | 26,8 / 29,4 | 26,3 / 25,3 |
3. | Переход из положения лежа в положение сидя (кол-во раз) | 29,9 |
30,1 |
31,1 |
32,1 |
4. | Переход из положения лежа в положение сидя (кол-во раз) | 13,9 |
13,8 |
15,0 |
16,0 |
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы видим, что произошли изменения по всем показателям как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
Для
анализа и обобщения
Рис. 1.
Результат в контрольной группе изменился на 0,9 см, а в экспериментальной на 1 см.
Рис. 2.
2 .Наклоны туловища в стороны
а) вправо
Результат
в контрольной группе изменился
на 1,5 см, а в экспериментальной
на 0,5 см.
Рис. 3.
Наклоны туловища в стороны
б) влево
Результат в контрольной группе изменился на 0,6 см, а в экспериментальной на 4,1 см.
Для анализов симметрии наклонов в стороны мы построили следующие графики.
Рис. 4.
Симметрия наклонов в стороны
Рис. 5.
Из графиков видно, что симметрия наклонов в стороны улучшилась в экспериментальной группе
Рис. 6.
Результат в контрольной группе изменился на 1,2 раза, а в экспериментальной на 2 раза.
Рис. 7.
Результаты
в контрольной группе изменились
на 1,1 секунды, а в экспериментальной
на 2,2 секунды.
Заключение
Изучив литературу по выбранной теме, мы пришли к выводу, что данная тема действительно актуальна на современном этапе.
В
младшем школьном возрасте окостенение
еще не закончилось, слабо развиты
костная и мышечные системы, поэтому
скелет легко подвергается деформации.
В школе позвоночник ребенка
испытывает повышенные нагрузки. Гиподинамия,
неправильное физическое воспитание,
неудобная мебель, отсутствие навыка
правильной осанки – все это ухудшает
состояние опорно-
Осанка формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.
Встречающиеся
в детском возрасте неправильная
осанка и, в некоторых случаях, деформации
костной ткани чаще всего являются
проявлением общей
У детей осанка формируется в процессе роста организма в тесной связи с развитием двигательных функций. Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги.
Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышц брюшного пресса, постепенно создают мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.
Профилактика
нарушений осанки – длительный процесс,
требующий от ребенка и родителей
осознанного отношения и
Анализируя полученные данные, мы видим, что результаты улучшились как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Но результаты в экспериментальной группе улучшились значительнее по отношению к контрольной группе. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу: использование домашнего задания по физической культуре оказывает положительное влияние на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.
На основании данной работы можно рекомендовать преподавателям физического воспитания младшего школьного возраста следующее:
-
систематически использовать
- с помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания;
-
постоянно контролировать
-
поддерживать связь с
-
изучать опыт коллег с целью
передачи положительного опыта.
Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. [Текст] - М., «Ф и С», 1988 - 208с.
2. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьников. [Текст] - Самара, 1994 - 128с.
3. Васильева Е.В., Дешин Д.Д. Врачебный контроль и лечебная физкультура. [Текст] – М., «Просвещение», 1968.- 296с.
4. Домашние задания: Кн. Для учителя: Пер. с нем./ Х. Древелов, Д. Хесс, Х. Вел. [Текст] - М., «Просвещение», 1989. – 246с.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорт. [Текст] – М., «Академия», 2005. – 264 с.
6. Книга учителя физической культуры. [Текст] /Под общ. ред. В. С. Каюрова – М., «Просвещение», 1973. – 328с.
7. Комплексная программа физического воспитания учащихся I – IV классов общей образовательной школы. [Текст] /Под ред. Ляха В.И. – М., 1992. – 34с.
8. Ланда Б.Х Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. [Текст] – М., «Спорт», 2004. – 192с.
9. Лечебная физическая культура. [Текст] /Под общ. ред. В.Е. Васильевой. – М., «Ф и С», 1970 – 368 с.
10. Лечебная физическая культура. [Текст] /Под ред., С.Н.Попова – М., «Академия», 2005 – 416с.
11. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. [Текст] – М., «Просвещение», 1970 – 95с.
12. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании. [Текст] – М., 1998. – 272с.
13. Мейксон Г.Б., Корчагина Л.Б., Протченко Т.А., Кислов А.А.. Домашние задания по физической культуре. [Текст] - М., «Просвещение», 1987 – 196с.
14. Милюкова В.И., Евдокимова Т.А. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей. [Текст] - С/ Пб, «ЭКСМО», 2003 - 128с.
15. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст] / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М., «Ф и С», 1998 - 496с.
16. Немов Р.С. Основы психологии. [Текст] - М., «Просвещение», 2003 – 688с.
17. Основы школьной валеологии в начальных классах. [Текст] / Под ред. Бухарнова А.И., Муценко Т.А., Сафонова В.Н., Кропотовой Г.А. – Тольятти, 1996. – 80с.