Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа

Описание работы

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература

Работа содержит 1 файл

Проверка ВКР.docx

— 461.32 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Самарской  области

    ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж 
 

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Влияние использования домашнего  задания по физической культуре на формирование и закрепление  навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 

Специальность:        Физическая культура 

Студентки:                                                                                         ____________                             

    (личная  подпись) 

Руководитель:                                                                                    ____________                                                    

                                                                                                                           (личная подпись) 
 
 

    Допущена  к защите:             Выпускная квалификационная работа

    «___» _________ 2010 г.                                        Защищена с оценкой «___________»      

    Заместитель директора по учебной и                   « _____» __________________2010 г. 

    научно  – методической работе                              Председатель ГАК _______________

    . ___________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тольятти. г. 
Содержание
 

    Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления  навыка правильной осанки в младшем  школьном возрасте  
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее  задание по физической культуре 10
1.3 Использование  физических упражнений для формирования  и закрепления навыка правильной  осанки в младшем школьном  возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования  домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления  навыка правильной осанки в младшем  школьном возрасте  
2.1 Определение  уровня функционального состояния  опорно-двигательного аппарата учащихся  младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение  домашнего задания по физической  культуре в режим дня учащихся  младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение  динамики уровня функционального  состояния  опорно-двигательного  аппарата учащихся младшего школьного  возраста 30
    Заключение  35
    Литература 37
       Приложение 1. Упражнение для формирования  и закрепления навыка правильной  осанки 40
       Приложение 2. Упражнение для укрепления  мышечного корсета       41
 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

    Актуальность  выбора темы

      В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.

    Нарушения осанки возникают у детей в  раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет  – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей  с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения  осанки имеются у 67% школьников.

    Нарушение осанки не является заболеванием –  это изменение функционального состояния мышечно-связочного и  опорно-двигательного аппарата, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом.

    Вместе  с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности  грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению  рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно  влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно–сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие появления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связанного аппарата ребенка.

    Осанка  человека является одной из характеристик  его физического развития, которое  принято оценивать по таким показателям  телосложения, как линейные размеры, объем и соотношение длинны и  массы тела.

    Коррекция осанки – это комплексная медицинская, педагогическая и психологическая  задача.

    Управление  процессом формирования и закрепления  навыка рациональной осанки, а также  предупреждение и исправление возможных  нарушений ее составляет один из существенных разделов физического воспитания.

    Физические  упражнения – это самое эффективное  средство для формирования и закрепления  навыка правильной осанки. Можно назначить  целый комплекс различных процедур, но они не дадут должного эффекта  при отсутствии главного – гимнастики. Только активные упражнения, укрепляющие  разгибатели спины и мышц брюшного пресса, постепенно создадут мышечный корсет,  и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.

    Учителя физической культуры должны включать в каждый урок упражнения на осанку. Комплексы специально подобранных  упражнений, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки, необходимо использовать для выполнения домашних заданий по физической культуре.

    Несмотря  на большую значимость домашних заданий  в целях совершенствования физического  воспитания школьников, в литературе методика их проведения освещена недостаточно.

    Объект  исследования: процесс формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.

    Предмет исследования: методика использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки учащихся младшего школьного возраста.

    Гипотеза. Возможно, использование домашнего задания по физической культуре оказывает положительное влияние на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.

        Цель исследования: изучить влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.

    Задачи  исследования:

    1. Подобрать и изучить литературные  источники по выбранной теме.

    2. Изучить уровень функционального  состояния опорно-двигательного  аппарата учащихся младшего школьного  возраста.

    3. Внедрить домашнее задание по  физической культуре в режим  дня учащихся младшего школьного  возраста.

    4. Проследить динамику уровня функционального  состояния опорно-двигательного  аппарата учащихся младшего школьного  возраста.

    Для проведения научно–исследовательской работы нами были подобраны следующие  методы исследования:

    1. Анализ литературных источников.

    2. Изучение документов и материалов.

    3. Тестирование.

    4. Педагогический эксперимент.

    5. Математическая обработка результатов.   

          
 
 

Глава 1. Проблемы формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте

    1.1 Виды нарушения осанки

 

    Осанка  – это привычное положение  тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

    Нарушения осанки возникают у детей в  раннем возрасте: в ясельном - у 2,1%; в 4 года - у 15-17% детей; в 7 лет - у каждого  третьего ребенка.

    В школьном возрасте процент детей  с нарушением осанки продолжает расти. Так по данным Д.А.Ивановой с соавторами, нарушения осанки имеется у 67% школьников.[28]

    Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это  шейный и поясничный лордозы; два  обращены выпуклостью кзади –  это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологическим  изгибам позвоночный столб выполняет  рессорную и защитную функцию  спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивают устойчивость и подвижность позвоночника.

    Выраженность  физиологических изгибов позвоночника зависит от угла наклона таза. При  увеличении угла наклона позвоночный  столб, неподвижно сочлененный с  тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз в  грудной, кифоз позвоночника, которые  компенсируют нарушение вертикального  положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

    Осанка  ребенка, с позиции физиологических  закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит не устойчивый характер, легко  изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность  развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в  этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере, снижения темпов и роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

    Правильная  осанка характеризуется: вертикальным расположение головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов  лопаток, молочных желез у девушек  и околососковых кружков у  юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетки; умеренно выраженными изгибами позвоночника; равными симметричными ягодичными складками; одинаковой длинны нижних конечностей  и правильной постановкой стоп (ноги раздвинуты в коленных и тазобедренных  суставах и середину стопы).[14] [10]

    В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход  линий грудной клетки в линию  живота, который выступает на 1-2см, а также слабо выраженные физиологические  изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические  изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

    Наиболее  стабильная осанка отличается у детей  к 10–12 годам.

    Нарушение осанки не является заболеванием - это изменения функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом.

    Вместе  с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности  грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению  рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно  влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно–сосудистую  и дыхательную; сопутствует возникновению  многих хронических заболеваний  вследствие появления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии  мышц и связанного аппарата ребенка.

    Причины развития нарушения осанки:

  • Слабость мышечного корсета;
  • Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;
  • Неправильное положение тела, которые ребенок принимает в течение дня, - при выполнении различных видов деятельности, во время сна.

    Различаются три степени нарушения осанки:

    I степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

    II степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при подвешивании (за подмышечные впадины).

    III степень - характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при различном положении позвоночника.

    Для детей дошкольного возраста наиболее характерны  I - II степени нарушения осанки; для школьников II - III степени.

    В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной форме и фронтальной плоскостях.

Информация о работе Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн