Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа
В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература
Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ
СПО Тольяттинский социально-
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Влияние
использования домашнего
задания по физической
культуре на формирование
и закрепление
навыка правильной осанки
в младшем школьном
возрасте
Специальность:
Физическая культура
Студентки:
(личная
подпись)
Руководитель:
Допущена к защите: Выпускная квалификационная работа
«___» _________ 2010 г. Защищена с оценкой «___________»
Заместитель директора по учебной и « _____» __________________2010 г.
научно – методической работе Председатель ГАК _______________
.
___________________
Тольятти.
г.
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте | |
1.1 Виды нарушений осанки | 6 |
1.2 Домашнее задание по физической культуре | 10 |
1.3 Использование
физических упражнений для |
15 |
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте | |
2.1 Определение
уровня функционального |
23 |
2.2 Внедрение
домашнего задания по |
26 |
2.3 Изучение
динамики уровня |
30 |
Заключение | 35 |
Литература | 37 |
Приложение 1. Упражнение для формирования
и закрепления навыка |
40 |
Приложение 2. Упражнение для укрепления мышечного корсета | 41 |
Актуальность выбора темы
В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппарата, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом.
Вместе
с тем нарушение осанки постепенно
приводит к снижению подвижности
грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению
рессорной функции
Осанка человека является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношение длинны и массы тела.
Коррекция осанки – это комплексная медицинская, педагогическая и психологическая задача.
Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений ее составляет один из существенных разделов физического воспитания.
Физические упражнения – это самое эффективное средство для формирования и закрепления навыка правильной осанки. Можно назначить целый комплекс различных процедур, но они не дадут должного эффекта при отсутствии главного – гимнастики. Только активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и мышц брюшного пресса, постепенно создадут мышечный корсет, и только активные упражнения сформируют правильный динамический стереотип, доведут до автоматизма привычку к рациональному положению тела в пространстве.
Учителя физической культуры должны включать в каждый урок упражнения на осанку. Комплексы специально подобранных упражнений, направленные на формирование и закрепление навыка правильной осанки, необходимо использовать для выполнения домашних заданий по физической культуре.
Несмотря
на большую значимость домашних заданий
в целях совершенствования
Объект исследования: процесс формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: методика использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза. Возможно, использование домашнего задания по физической культуре оказывает положительное влияние на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: изучить влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
1.
Подобрать и изучить
2.
Изучить уровень
3.
Внедрить домашнее задание по
физической культуре в режим
дня учащихся младшего
4.
Проследить динамику уровня
Для проведения научно–исследовательской работы нами были подобраны следующие методы исследования:
1.
Анализ литературных
2.
Изучение документов и
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5.
Математическая обработка
Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном - у 2,1%; в 4 года - у 15-17% детей; в 7 лет - у каждого третьего ребенка.
В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так по данным Д.А.Ивановой с соавторами, нарушения осанки имеется у 67% школьников.[28]
Различают
четыре физиологических изгиба позвоночника
в сагиттальной плоскости: два обращены
выпуклостью кпереди – это
шейный и поясничный лордозы; два
обращены выпуклостью кзади –
это грудной и крестцово-
Выраженность
физиологических изгибов
Осанка
ребенка, с позиции физиологических
закономерностей, является динамическим
стереотипом и в раннем возрасте
носит не устойчивый характер, легко
изменяясь под действием
Правильная
осанка характеризуется: вертикальным
расположение головы и остистых отростков;
горизонтальным уровнем надплечий;
симметричным расположением углов
лопаток, молочных желез у девушек
и околососковых кружков у
юношей; плоским животом, втянутым по
отношению к грудной клетки; умеренно
выраженными изгибами позвоночника;
равными симметричными
В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линий грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.
Наиболее стабильная осанка отличается у детей к 10–12 годам.
Нарушение осанки не является заболеванием - это изменения функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом.
Вместе
с тем нарушение осанки постепенно
приводит к снижению подвижности
грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению
рессорной функции
Причины развития нарушения осанки:
Различаются три степени нарушения осанки:
I степень - характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.
II степень - характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень - характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при различном положении позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I - II степени нарушения осанки; для школьников II - III степени.
В
настоящее время различают семь
видов нарушений осанки в сагиттальной
форме и фронтальной