Дозировка домашнего задания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

Домашняя учебная работа есть одна из составных частей и форм учебного процесса, заключающаяся в самостоятельном выполнении учащимися учебных заданий учителя после классных занятий. Как следует из приведенного определения, домашняя работа по овладению знаниями характеризуется двумя основными признаками - наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по выполнению этого задания. Отмеченные особенности домашней учебной работы позволяют подчеркнуть ряд дидактических положений. Важнейшими из них являются следующие:

Работа содержит 1 файл

дозир д з.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Государственное учреждение образования

«Красненская  общеобразовательная  средняя школа 

Молодечненского района» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дозировка домашнего задания  
 
 
 
 
 
 
 

                     Подготовила

                     учитель русского языка  и литературы

                     высшей категории

                     Рушлевич Людмила  Николаевна 
               
               
               
               
               
               

2010

   Домашняя  учебная работа есть одна из составных  частей и форм учебного процесса, заключающаяся в самостоятельном выполнении учащимися учебных заданий учителя после классных занятий. Как следует из приведенного определения, домашняя работа по овладению знаниями характеризуется двумя основными признаками - наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой учащихся по выполнению этого задания. Отмеченные особенности домашней учебной работы позволяют подчеркнуть ряд дидактических положений. Важнейшими из них являются следующие:

     а) учебные задания, задаваемые школьникам на дом, как правило, рассчитаны на повторение и более глубокое осмысление изучаемого материала, что создает условия для прочного овладения знаниями;

     б) выполнение домашних заданий способствует формированию у учащихся умения самостоятельной работы, навыков самостоятельного осмысленного чтения;

     в) домашняя учебная работа  позволяет индивидуализировать  учебные задания и тем самым содействует улучшению знаний слабоуспевающих учеников и развитию способностей и творческих склонностей тех учащихся, которые проявляют высокие успехи в учении;

     г) домашняя работа требует  от учащихся регламентирования  своего времени и значительных волевых усилий, что содействует формированию самодисциплины и упорства в преодолении встречающихся трудностей.

   Каково  же содержание и характер учебных  заданий, задаваемых учащимся для выполнения дома?

     Домашнее задание включает в  себя:

     а) усвоение изучаемого материала  по учебнику;

     б) выполнение устных упражнений;

     в) выполнение письменных упражнений;

     г) выполнение творческих работ  по литературе;

     д) подготовка докладов по изученному  материалу в старших классах;

     е) изготовление таблиц, диаграмм и схем по изучаемому материалу;

    ж) составление устного или письменного рассказа по картине и т.д.

   Наряду  с общими для всех учащихся нередко даются индивидуальные домашние задания. Они направлены на преодоление пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам, на усиление тренировочных упражнений по выработке тех или иных умений и навыков, а также включает в себя задания повышенной трудности для хорошо успевающих учеников с целью развития их способностей и творческих склонностей.

   Домашнее  задание следует рассматривать  как средство подготовки к самообразованию. Поэтому полезно ориентировать школьников на наблюдение, анализ, сравнение, обобщение посредством таких заданий, как: “Понаблюдай…”, “Сравни…”, “Сопоставь…”, “Обобщи…”, “Проверь себя…”.

  Существенное  значение имеет правильная дозировка объема и степени трудности домашних заданий.

     Домашние задания для учащихся значительно интереснее, если они варьируются по характеру и формам: практические, письменные и устные, с дополнительной литературой, обязательные и по желанию, задания на выбор, с использованием межпредметных связей, дифференцированные, индивидуаль-ные и групповые, требующие коллективного выполнения, творческого характера и т. д.

     Педагогическим опытом и специальными исследованиями доказано, что стремление учащихся выполнять домашнее задание усиливается, когда оно содержит в себе элемент новизны, когда оно понятно и доступно, соответствует склонностям ученика и необычно по форме, систематически проверяется учителем и не вызывает перегрузки школьников.

   Следовательно, содержание домашнего задания должно отвечать четырём условиям, составляющим образовательно-воспитательный процесс:

  1. Приобретение знаний;
  2. Формирование умений;
  3. Воспитание личностных качеств;
  4. Сохранение здоровья учащихся.

   Эффективность выполнения домашнего задания зависит  от того, как контролирует учитель  домашнюю подготовку ученика. Домашнее задание следует проверять систематически, с помощью различных методов  проверки. Если домашнее задание не проверяется, то снижается интерес к его выполнению, а следовательно, и к качеству, так как не ясны мотивы его выполнения, ведь оно не потребовалось на следующем уроке.

   Необходимо  так организовывать проверку, чтобы  ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности. Домашняя работа, вовремя и тщательно проверенная, позволяет ученику судить о том, сделал ли он шаг вперед в развитии или стоит на месте.

  Методически целесообразное регламентирование  домашней нагрузки в учебном процессе по предмету для всех и каждого, целесообразность и обоснованность выбора заданий, правильно поставленный контроль за выполнением работы способствуют проявлению учеником положительных сторон личности: ответственности, любознательности, развитию мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся.

   Ещё одним веским основанием того, что  домашнее задание должно быть небольшим по объему, является то, что успешные учащиеся большую часть дневного активного времени проводят за письменным столом под лампой искусственного освещения. При этом мы на выходе имеем слабых, неразвитых и равнодушных «потребителей знаний». Качественно выполнить все задания, которые задаются учащемуся среднего звена, просто невозможно. Все учителя стараются задать побольше и посложнее. Поэтому я стараюсь задавать необходимый минимум: либо текст, либо одно упражнение.

   Для устранения перегрузки учащихся домашней работой путём перенесения центра тяжести учебной нагрузки на урок нужны обоснованные расчёты времени  на различные виды учебной работы, выполняемой в ходе приготовления домашнего задания по предмету, с помощью которых учитель может регламентировать учебную нагрузку класса и каждого ученика в отдельности.

   Совместно с психологами в наши дни разработаны рекомендации по оптимальному объёму, сложности учебного материала, предлагаемого для выполнения дома. Эти данные нам представлены в виде рекомендаций в ИМП.

Информация о работе Дозировка домашнего задания