Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа

Описание работы

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература

Работа содержит 1 файл

Проверка ВКР.docx

— 461.32 Кб (Скачать)

    В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных  увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов.[11]

    При увеличении физиологических изгибов  различают сутуловатость, круглую  спину и кругловато-вогнутую спину.

    Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед; лопатки выступают; ягодицы уплощены.

    Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и берется название - тотальный «кифоз». Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленных суставах. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

    Кругло-вогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах - нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

    На  фоне косметических дефектов при  данных видах нарушений осанки уменьшается  экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижается жизненная емкость  легких и физиологические резервы  систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные  движения, боковые сгибания, и разгибания позвоночника.

    При уменьшении физиологических изгибов  различают плоскую, и плосковогнутую спину.

    Плоская спина характеризуется сглаживаниями всех физиологических изгибов (в большей степени грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные» лопатки. Наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

    Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенным поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

    Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены; ухудшается рессорная функция позвоночника, что в свою очередь, вызывает при движении постоянные микротравматизации головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а  также боковые наклоны.

    Во  фронтальной плоскости различают  два вида нарушений осанки.

    Ассиметричная или сколиотическая осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево: надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отличаются неравенства треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза не возникает торсия позвоночников и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

    Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

    На  формирование правильной осанки большое  влияние оказывает состояние  нижних конечностей, в частности  плоскостопие. Уплощение свода стопы (продольного или поперечного) вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и боли в ногах при ходьбе и  стоянии. Плоскостопие встречается  у школьников чрезвычайно часто.[15] 
 

    1.2 Домашнее задание  по физической  культуре  
 

    Физическое  воспитание детей нельзя полностью  осуществить только на уроках физической культуры. Необходима дополнительная двигательная деятельность занимающихся в виде выполнения домашних заданий  по физической культуре. С помощью  домашних заданий решаются следующие учебно-воспитательные задачи:

  1. повышение двигательной активности детей;
  2. укрепление основных мышечных групп;
  3. формирование правильной осанки;

4) подготовка к выполнению учебных нормативов и требований программы.[25]

    Первым  шагом к самостоятельным занятиям физическими упражнениями школьников, практическим приучением к ним являются домашние задания. Посредством домашних заданий формируется привычка к  систематическим занятиям, выполнение которых становиться потребностью физического совершенствования. Они  введены в школьную программу  для всех учащихся всех классов и  должны быть не эпизодическим направлением работы учителя физической культуры,  а составлять определенную стройную систему его деятельности и работы учеников в течение учебного года.[22]

    Выполнение  домашних заданий по предмету «Физическая  культура» предусмотрено программой физического воспитания. В связи  с этим учитель физической культуры обязан планировать и давать ученикам на уроках домашнее задание, осуществлять проверку их выполнения, ставить оценку в классный журнал.

    Домашние  задания по своему содержанию принято  делить на три группы: теоретические, практические и комплексные.

    Теоретические задания содержат основы знаний, предусмотренные программой физического воспитания, с дополнениями учителя и должны вооружать учеников определенной суммой знаний по предмету (в том числе и сведениями для самостоятельного выполнения физических упражнений).

    Практические  задания подводят учеников к умениям поддерживать свой организм в порядке, подготавливают к правильному выполнению различных двигательных действий, составлению комплексных упражнений, их дозировке. Они строятся в основном на материале уроков физической культуры и должны быть доступными ученикам.

    Комплексные задания содержат теоретические знания по физической культуре и материал для практического выполнения учениками упражнений. Это широко распространенный вид домашних заданий, но и наиболее сложный для учеников, особенно начальных классов.

    Организуя выполнение школьниками домашних заданий, необходимо приучать учеников внимательно  слушать объяснения учителя, записывать полученные сведения в тетрадь (дневник  физкультурника), активно осваивать  материалы урока.[27]

    Домашние  задания по физической культуре должны иметь четкую целевую установку  на перспективу, быть понятными, интересными, в меру трудными для учеников, посильными для выполнения и безопасными. Могут  иметь место дифференцированные домашние задания для различных  уровней подготовленности школьников, мальчиков и девочек (юношей и  девушек), учащихся основной и подготовительной медицинских групп.

    Каждое  задание должно быть дозировано по времени и не превышать 20-30 минут  разовых занятий.[27]

    Методика  сообщения домашних заданий должна быть направлена на то, чтобы учащиеся имели четкое представление о  содержании задаваемых на дом упражнениях, их назначении, дозировке, условиях, обеспечивающих безопасность их выполнения; знали  как контролировать и оценивать  предлагаемые упражнения с точки  зрения соблюдения правильной техники, и в какой последовательности повторять упражнения, могли обеспечить места занятий.

    Давая задания, необходимо указывать сроки  их проверки.

    Различают задания общие для всего класса, только для юношей или девушек, индивидуальные. Один и тот же ученик может получить и общее, и индивидуальное задание.[22]

    Очень важен вопрос подбора упражнений для выполнения их в домашних условиях. Эти упражнения должны вызывать у  школьников интерес и положительные  эмоции, комплексно влиять на двигательную функцию.[22]

    Дидактический смысл упражнений в домашних задания  состоит в том, что они служат выполнению одной из основных задач  урока: развития двигательных качеств. Следует отметить также, что достижение высокого уровня двигательной подготовленности помогает учащимся лучше освоить  программный материал, связанный с двигательными навыками и умениями. И, наконец, хорошая двигательная подготовленность – один из показателей крепкого здоровья.[13]

    Учитель физической культуры должен своевременно оценивать домашние задания путем  вызова учеников на уроке. Демонстрация задания может быть проведена  в групповой форме или поочередно в зависимости от содержания физических упражнений, Оценка должна быть мотивирована и выражена в тактичной форме. При выполнении учеником домашнего  задания на уроке он должен самостоятельно контролировать свои действия и физиологическую  нагрузку. Надо помнить, что домашние задания влияют на физическое совершенствование  учеников. Они повышают недельную  двигательную активность школьников, содействуют физическому развитию.[27]

    В практике встречаются различные  способы проверки домашних заданий:

    Фронтально проверяется выполнение несложных упражнений утренней гимнастики, акробатических элементов.

    Выборочная проверка – по ходу урока, не останавливая учебного процесса, или специально, обращая внимание учеников на ошибки и положительные стороны при демонстрации домашних заданий отдельными учениками.

    Формы проверки: в парах, когда ученик оценивает  выполнение домашнего задания у  своего товарища; коллективная проверка, при которой выполнение домашнего  задания одним из учеников оценивает  весь класс, физорг и старший в  отделении.[22]

    Для того, чтобы дети систематически выполняли  домашнее задание необходимо:

    - с помощью постоянного контроля добиваться, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания.

    - использовать различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания.

    - определить, что и как  будет оцениваться, будет ли за это выставляться отметка, исходя из конкретных условий, а также учитывая воспитательное воздействие оценки и отметки.

    - если учащиеся не выполняют домашнее задание, искать причины и затем решать, как их устранить.[4]

    Физическое  воспитание детей в семье требует  от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного  участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать  их к систематическим занятиям физическими  упражнениями и спортом; участвовать  в совместных с детьми занятиях оздоровительной  физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем  детей. [25]

    За  выполнение домашнего задания отвечает в первую очередь сам школьник. Из этого основного положения  должен исходить учитель в совместной работе с родителями и воспитанием  группы продленного дня, чтобы достичь  высокого качества выполнения домашнего  задания.

    Учитель и воспитатель должны ориентировать  родителей на то, чтобы ребенок  как можно раньше привыкал к самостоятельному выполнению домашних заданий, не полагаясь  на постороннюю помощь, так как  педагогические функции домашнего  задания заключаются именно в  воспитании самостоятельности. Если правило  последовательно соблюдать, то с  каждым годом отношение учащихся к самостоятельной работе будет  все больше соответствовать желаемому. [4]

    Для выполнения заданий необходимо рекомендовать  доступное для каждой семьи оборудование, ориентировать учеников на обязательное соблюдение санитарно- гигиенических  условий выполнения упражнений.[22]

    Несмотря  на большую значимость домашних заданий  в целях совершенствования физического  воспитания школьников, в литературе вопросы методики их проведения освещены недостаточно. Поэтому перед учителями физической культуры возник ряд сложных вопросов, связанных с выбором необходимого содержания домашних работ, способами заданий, контроля и оценки их выполнения. [13]

Информация о работе Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн