Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа
В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.
Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература
1.3
Использование физических
упражнений для
формирования и
закрепления навыка
правильной осанки
в младшем школьном
возрасте
К младшему школьному возрасту относятся дети 6-10 лет. В этом возрасте наблюдается равномерный прирост тела и увеличении его массы: в 6-7 лет рост в среднем - 120см, 9-10 лет – 140см, масса тела 6-7 летнего ребенка – 21,9 кг, 9-10-летнего – 35,9 кг.
Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвонка, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание различных поз тела, а также значительная эластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия.
Важной особенностью детей младшего школьного возраста является динамика развития анализаторов. Так, зоны коры больших полушарий имеющая отношения к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Вместе с тем тесных функциональных взаимоотношений между двигательными, зрительными или другими анализаторами пока еще нет. В том возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих и констатирующих произведение движения, что отражается на основании, так и на воспроизведении многих движений сложной двигательной структуры. [6]
Те психологические свойства, которые начали выступать у ребенка в последние годы дошкольного детства, до периода поступления в школу, за первые четыре года школьного общения получают развитие, закрепляются и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умение и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к третьим, четвертым классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживается как общие, так специальные способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.
Особое
значение для развития в этом возрасте
имеет стимулирование и максимальное
использование мотивации
Дети этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения у них недостаточно развиты. Все это накладывает отпечаток на психику. Младшие школьники легко поддаются влиянию. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей и старших товарищей. Для младших школьников характерна большая потребность в активной деятельности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движения доставляют детям удовольствие. Дети 7-10 лет любят уроки физической культуры. Этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль над выполнением движений. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений – важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность.
Для развития восприятия большое значение имеют систематически производимые преподавателем сравнения движений, расчленение их на важнейшие детали. [6]
Младший школьный возраст –
период равномерного
Ребенку
трудно сосредоточиться на нужных,
но скучных, с его точки зрения
заданиях и упражнениях. Зато он живо
откликается на все новое, яркое,
необычное, что легко и просто
запечатлеется в памяти в форме
образов и переживаний. Мышления
его конкретно и носит
В
процессе учебной деятельности восприятие
становиться все более
Произвольное управление познавательными психическими процессами тесно связано с развитием воли, поскольку и сосредоточие, и запоминание, и мышление, направляемые сознаваемой целью, требует проявления волевых усилий. Они необходимы и для сдерживания иногда слишком эмоциональных бурных реакций. Проявление воли у младших школьников, особенно первоклассников, еще очень неустойчивы. Их нужно всячески стимулировать: установить сроки выполнения заданий, постоянно контролировать поведение, побуждать к действиям и приучать к сдержанности, убеждать, одобрять, приказывать.[20]
Управление процессом формирования и закрепления навыка рациональной осанки, а также предупреждение и исправление возможных нарушений её составляют один из существенных разделов физического воспитания. Решающая часть процесса воспитания осанки приходиться на младенческий, преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завершается с этими периодами, а должно продолжаться в течении всей жизни человека.
Хотя
наследственность влияет в той или
иной мере на тип осанки, главную
роль в том, какая осанка будет
характерна для индивида, играет приобретенный
навык прямостояния наряду с качественными
основами сохранения и регулирования
позы, что показано многими исследованиями
(В.В. Гориневский, В.К. Добровольский, С.Л.Рубинштейн,
В.С. Гурфинкель, М. Руссель, А.М. Шлемин
и др.). Поэтому первая задача в
процессе воспитания осанки заключается
в формировании и последующем
закреплении навыка рациональной «основной
стойки» («осанка прямого вида»),
благоприятной для
Формирование рациональной осанки и профилактика ее нарушений неотделимы от всестороннего укрепления мышц тела, обеспечения нормальной подвижности основных звеньев двигательного аппарата. Воспитание осанки, поэтому практически сливается с рядом уже рассмотренных сторон физического воспитания. Лишь со значительной условностью можно выделить то, что относится к специальным мерам по формированию, закреплению и исправлению осанки. Кратко о них следует сказать следующее.
На
первом этапе формирования навыка правильной
осанки необходимо, естественно, создать
достаточно ясное представление
о ней и практически «
Упражнения в «построении» вертикальной стойки, как и большинство других упражнений, могут быть целостными и относительно локальными. Самоконтроль одновременно за всеми элементами рациональной осанки на первых порах затруднен. Поэтому на фоне целостных упражнений в освоении заданной позы целесообразно последовательно сосредоточивать внимание на ее основных элементах.
Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке (височная линия практически параллельна горизонтали, взгляд направлен вперед, шея выпрямлена, но не слишком напряжена, плечи развернуты, не приподняты). Однако положение верхних звеньев тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется придерживаться такой последовательности:
1.
Постановка стоп. В вертикальной
стойке они должны быть почти
параллельны, слегка
2.
Полное разгибание ног в
3.
Разгибание в тазобедренных
4. Установка верхних звеньев
По
мере освоения основных элементов рациональной
позы прямостояния целесообразно вводить
контрастные задания «на
Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются для формирования и закрепления навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена для этой цели (упражнения для освоения положений тела, упражнения, избирательно воздействующие на отдельные мышечные и связочные группы, упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, косых мышц живота, локальные упражнения на растягивание и т.д.). Немаловажную роль в систематическом закреплении навыка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила соблюдения исходных положений перед началом упражнения (например, при выходе к гимнастическому снаряду), требования «гимнастического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений (после соскока со снаряда и т.д.). [9]
На
этапах закрепления и
Ряд упражнений может при известных условиях неблагоприятно влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые в согнутом положении (езда на гоночном велосипеде, бег на коньках в наклонной стойке и т.п.), упражнения с предельными внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «выравнивающими» упражнениями (висы на гимнастической стенке после поднимания тяжелой штанги; упражнения в положении лежа, при котором создаются условия относительной разгрузки позвоночника, если он до этого подвергался сильному сжатию; упражнения с увеличенной амплитудой разгибания, после долгого пребывания в согнутой позе; спокойное плавание после занятий, связанных с повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и т.д.) [21]