Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:12, аттестационная работа

Описание работы

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Родители часто не обращают внимания на осанку ребенка – ведь малыш не на что не жалуется. Вернее он может жаловаться на что угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мало кто знает, что все эти нарушения вызваны состоянием позвоночника.
Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15,-17% детей; в 7лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д. А. Ивановой, нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
1.1 Виды нарушений осанки 6
1.2 Домашнее задание по физической культуре 10
1.3 Использование физических упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте 15
Глава 2. Экспериментальное изучение использования домашнего задания по физической культуре для формирования и закрепления навыка правильной осанки в младшем школьном возрасте
2.1 Определение уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 23
2.2 Внедрение домашнего задания по физической культуре в режим дня учащихся младшего школьного возраста 26
2.3 Изучение динамики уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста 30
Заключение 35
Литература

Работа содержит 1 файл

Проверка ВКР.docx

— 461.32 Кб (Скачать)

         

    1.3 Использование физических  упражнений для  формирования и  закрепления навыка  правильной осанки  в младшем школьном  возрасте 

    К младшему школьному возрасту относятся  дети 6-10 лет. В этом возрасте наблюдается  равномерный прирост тела и увеличении его массы: в 6-7 лет рост в среднем - 120см, 9-10 лет – 140см, масса тела 6-7 летнего ребенка – 21,9 кг, 9-10-летнего – 35,9 кг.

    Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвонка, что является характерным  для правильной осанки. Вместе с  тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание  различных поз тела, а также  значительная эластичность связок могут  быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия.

    Важной  особенностью детей младшего школьного  возраста является динамика развития анализаторов. Так, зоны коры больших  полушарий имеющая отношения  к двигательному анализатору, становятся уже достаточно зрелыми. Вместе с  тем тесных функциональных взаимоотношений  между двигательными, зрительными  или другими анализаторами пока еще нет. В том возрасте отмечается также недостаточная зрелость областей коры головного мозга, программирующих  и констатирующих произведение движения, что отражается на основании, так  и на воспроизведении многих движений сложной двигательной структуры. [6]

    Те  психологические свойства, которые  начали выступать у ребенка в  последние годы дошкольного детства, до периода поступления в школу, за первые четыре года школьного общения получают развитие, закрепляются и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умение и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к третьим, четвертым классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживается как общие, так специальные способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специфических видах трудовой деятельности и в общении.

    Особое  значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной трудовой, игровой  деятельности детей.[16]

    Дети  этого возраста очень эмоциональны, легко возбуждаются, процессы торможения у них недостаточно развиты. Все  это накладывает отпечаток на психику. Младшие школьники легко  поддаются влиянию. Для них определяющее значение имеет авторитет педагога, родителей и старших товарищей. Для младших школьников характерна большая потребность в активной деятельности. Они стремятся использовать любую возможность побегать, попрыгать. Движения доставляют детям удовольствие. Дети 7-10 лет любят уроки физической культуры. Этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

    В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль над выполнением движений. Совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движений – важнейшая задача физического воспитания детей этого возраста. Особенность восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность.

    Для развития восприятия большое значение имеют систематически производимые преподавателем сравнения движений, расчленение их на важнейшие детали. [6]

      Младший школьный возраст –  период равномерного относительного  развития детей. Этот возраст  является сенситивным для развития  целого ряда  физических качеств:  ловкости, быстроты, гибкости, а также  координационных возможностей. Что  позволяет младшим школьника  при рациональной методике обучения  легко овладеть различными двигательными  навыками.

    Ребенку трудно сосредоточиться на нужных, но скучных, с его точки зрения заданиях и упражнениях. Зато он живо откликается на все новое, яркое, необычное, что легко и просто запечатлеется в памяти в форме  образов и переживаний. Мышления его конкретно и носит наглядно–действенный и наглядно–образный характер.

    В процессе учебной деятельности восприятие становиться все более целенаправленным, осмысленным и превращается в  наблюдения. В развитии внимания совершается  переход от непроизвольного к  произвольному вниманию, которое  становиться все более устойчивым. Значительно прогрессирует произвольное запоминание. Постоянно формируется  и абстрактное мышление, то есть мышление в понятиях.

    Произвольное  управление познавательными психическими процессами тесно связано с развитием  воли, поскольку и сосредоточие, и запоминание, и мышление, направляемые сознаваемой целью, требует проявления волевых усилий. Они необходимы и  для сдерживания иногда слишком  эмоциональных бурных реакций. Проявление воли у младших школьников, особенно первоклассников, еще очень неустойчивы. Их нужно всячески стимулировать: установить сроки выполнения заданий, постоянно  контролировать поведение, побуждать  к действиям и приучать к сдержанности, убеждать, одобрять, приказывать.[20]

    Управление  процессом формирования и закрепления  навыка рациональной осанки, а также  предупреждение и исправление возможных  нарушений её составляют один из существенных разделов физического воспитания.    Решающая часть процесса воспитания осанки приходиться на младенческий, преддошкольный, дошкольный и школьный периоды, однако оно не завершается с этими периодами, а должно продолжаться в течении всей жизни человека.

    Хотя  наследственность влияет в той или  иной мере на тип осанки, главную  роль в том, какая осанка будет  характерна для индивида, играет приобретенный  навык прямостояния наряду с качественными  основами сохранения и регулирования  позы, что показано многими исследованиями (В.В. Гориневский, В.К. Добровольский, С.Л.Рубинштейн, В.С. Гурфинкель, М. Руссель, А.М. Шлемин и др.). Поэтому первая задача в  процессе воспитания осанки заключается  в формировании и последующем  закреплении навыка рациональной «основной  стойки» («осанка прямого вида»), благоприятной для функционирования двигательного аппарата и внутренних органов. Эта задача решается в единстве с освоением техники жизненно важных двигательных действий (ходьбы, бега и др.) и воспитанием физических качеств, особенно таких, как сила и  гибкость, а также способности  поддерживать статическое и динамическое равновесие. [17]

    Формирование  рациональной осанки и профилактика ее нарушений неотделимы от всестороннего  укрепления мышц тела, обеспечения  нормальной подвижности основных звеньев  двигательного аппарата. Воспитание осанки, поэтому практически сливается  с рядом уже рассмотренных  сторон физического воспитания. Лишь со значительной условностью можно  выделить то, что относится к специальным  мерам по формированию, закреплению  и исправлению осанки. Кратко о  них следует сказать следующее.

    На  первом этапе формирования навыка правильной осанки необходимо, естественно, создать  достаточно ясное представление  о ней и практически «прочувствовать» ее. Наряду с известными методами объяснения и демонстрации в этих целях прибегают, в частности, к статическим упражнениям, выполняя которые обучаемый должен соблюдать рациональную позу, «принудительно»  заданную с помощью соответствующих  ограничителей и ориентиров (упражнения в стойке у гимнастической стенки с рейками-ограничителями, упражнения с гимнастической палкой и т.п.). Разумеется, такие упражнения  не должны быть чрезмерно утомительными. Их нужно разнообразить и по возможности делать интересными, особенно в занятиях с детьми (задания с использованием эмоционально доходчивых образов и т.д.). О необходимости постоянно соблюдать правильную осанку на первых порах нужно как можно чаще напоминать, в том числе с помощью плакатов, лозунгов («Сутулость – враг здоровья!»), заданий по взаимному контролю и тому подобных средств и приемов. В занятиях с детьми младшего возраста должно действовать правило: каждый урок, каждую физкультминутку, каждую физкультурную паузу  и ежедневную утреннюю гимнастику начинать с «выравнивающих» упражнений и контроля за осанкой.

    Упражнения  в «построении» вертикальной стойки, как и большинство других упражнений, могут быть целостными и относительно локальными. Самоконтроль одновременно за всеми элементами рациональной осанки на первых порах затруднен. Поэтому  на фоне целостных упражнений в освоении заданной позы целесообразно последовательно  сосредоточивать внимание на ее основных элементах.

    Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно с  самого начала обращать внимание на верное положение головы в вертикальной стойке (височная линия практически  параллельна горизонтали, взгляд направлен  вперед, шея выпрямлена, но не слишком  напряжена, плечи развернуты, не приподняты). Однако положение верхних звеньев  тела в вертикальной стойке во многом определяется положением нижележащих  опорных звеньев, прежде всего нижних конечностей. Поэтому при поэлементном освоении основной стойки и контроле за ее правильностью рекомендуется  придерживаться такой последовательности:

    1. Постановка стоп. В вертикальной  стойке они должны быть почти  параллельны, слегка развернуты. В стойке с сильно развернутыми  носками создаются биомеханические  предпосылки для уплощения стоп  и иксообразной формы ног, особенно  если к этому есть предрасположения.

    2. Полное разгибание ног в коленных  суставах. При выпрямлении ног  голень и бедро должны составлять  одну прямую. При этом недопустимо  чрезмерное разгибание («переразгибание»), которое приводит (особенно у  людей с повышенной подвижностью  в суставах) к саблеобразной форме  нижних конечностей.

    3. Разгибание в тазобедренных суставах  и поясничном отделе. Самостоятельно  проконтролировать правильное положение  таза и нужную степень прогиба  в пояснице помогает простой  прием – надо, стоя прямо и  не наклоняя сильно головы, увидеть  пальцы ног. Это же задание  при склонности к осанке лордотического  типа целесообразно сочетать  со следующим: сделать полуприсед  и, выпрямляя ноги в коленных  суставах, слегка нажимать ладонями  на бедра спереди назад, чтобы  воспрепятствовать чрезмерному  выдвижению бедер и живота  вперед.

     4. Установка верхних звеньев тела. Правильную установку лопаток  и плеч, «развернутое» положение  груди и необходимое положение  головы в вертикальной стойке  рекомендуется первоначально (пока  не освоены рациональные положения  в нижележащих звеньях) «прочувствовать)  в таких условиях, при которых  облегчается фиксация нижележащих  звеньев, - например, в положении  сидя на гимнастической скамейке  или на полу и т.д. Таз  при этом заранее фиксирован  в нужном положении, поясничная  часть позвоночника выпрямлена  и также фиксирована. 

    По  мере освоения основных элементов рациональной позы прямостояния целесообразно вводить  контрастные задания «на осанку». Они могут состоять, например, в  том, чтобы перейти из положения  приседа в группировке или  расслабленного наклона вперед в  положение основной стойки, соответствующее  требованиям рациональной осанки. Такого рода упражнения выполняются вначале  замедленно, плавно,  с последовательным контролем за положением стоп, коленных суставов, бедер, живота и т.д., а затем  – с нарастающей скоростью, стремительно, энергично (если, разумеется, соблюдается  правильность положений). На следующих  этапах должно быть обеспечено освоение и закрепление навыков сохранения оптимальных положений тела и его звеньев в структуре техники сложных двигательных действий. [21]

    Разнообразные эффективные средства воспитания осанки предоставляет гимнастика во всех ее видах. Особенно широко применяются  для формирования и закрепления  навыка рациональной осанки строевые, порядковые и вольные упражнения, а также так называемые элементарные «общеразвивающие» упражнения, значительная часть которых специально предназначена  для этой цели (упражнения для освоения положений тела, упражнения, избирательно воздействующие на отдельные мышечные и связочные группы,  упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, косых мышц живота, локальные  упражнения на растягивание и т.д.). Немаловажную роль в систематическом  закреплении навыка рациональной осанки играют принятые в гимнастике правила  соблюдения исходных положений перед  началом упражнения (например, при  выходе к гимнастическому снаряду), требования «гимнастического стиля» выполнения упражнений и фиксации конечных положений (после соскока со снаряда и  т.д.). [9]

    На  этапах закрепления и совершенствования  техники двигательных действий основными  средствами, как уже говорилось, являются целостные упражнения. Некоторые  из них имеют особую ценность для  совершенствования навыков рациональной осанки в усложненных условиях статического и динамического равновесия. В  этой связи следует отметить упражнения в равновесии на уменьшенной опоре (например, гимнастическом бревне), упражнения типа жонглирования (булавами, мячом  и т.п.) и такое давно известное, но, к сожалению, далеко не всегда еще  оцениваемое средство воспитания осанки, как передвижение с грузом на голове (например, ходьба с набивным мячом, свободно лежащим на голове).

    Ряд упражнений может при известных  условиях неблагоприятно влиять на осанку. К ним относятся, в частности, продолжительные упражнения, выполняемые  в согнутом положении (езда на гоночном велосипеде, бег на коньках в наклонной  стойке и т.п.), упражнения с предельными  внешними отягощениями, выполняемые в большом объеме, упражнения, сопряженные с крайней степенью утомления. Такого рода упражнения необходимо постоянно сочетать с упражнениями, корригирующими осанку, в том числе с «выравнивающими» упражнениями (висы на гимнастической стенке после поднимания тяжелой штанги; упражнения в положении лежа, при котором создаются условия относительной разгрузки позвоночника, если он до этого подвергался сильному сжатию; упражнения с увеличенной амплитудой разгибания, после долгого пребывания в согнутой позе; спокойное плавание после занятий, связанных с повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и т.д.) [21]

Информация о работе Влияние использования домашнего задания по физической культуре на формирование и закрепление навыка правильной осанки в младшем школьн