Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:22, реферат
Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-
технического прогресса.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры
современного общества представляет собой многогранное социальное явление,
оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев
населения.
Роль
физической культуры
Роль физической культуры –
заметно возросла в эпоху
технического прогресса.
Физическая культура как
современного общества представляет собой многогранное социальное явление,
оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев
населения.
В наш век – век значительных социальных, технических и физических
преобразований научно-техническая революция, как уже говорилось, наряду с
прогрессивными явлениями внесла в жизнь и ряд неблагоприятных факторов. К
ним следует отнести гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные
с овладением сложной современной техникой, а также стрессы
профессионального и бытового порядка и как следствие – нарушение обмена
веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым
заболеваниям, а подчас и сами эти болезни.
Влияние неблагоприятных
велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии
справиться с ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием
неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия физической культурой,
которые помогли восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации
организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество
в своем развитии, тем в большей степени оно будет зависеть от физической
культуры.
Совсем недавно миллионы людей ходили на работу и с работы пешком,
на производстве от них требовалось применение большой физической силы, в
быту люди также не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.
В настоящее время объем
минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника на производстве,
автомобили, лифт, стиральные машины в быту настолько повысили дефицит
двигательной деятельности человека, что это уже стало тревожным.
Адаптационные механизмы
человеческого организма
повышения работоспособности различных его органов и систем ( при наличии
регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего ее снижения (при
отсутствии необходимой двигательной активности). Следовательно, урбанизация
и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного
общества неизбежно влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что
кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей,
минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически
невозможно.
Отрицательное влияние
контингентах населения
и требует поэтому
средств, форм и методов физической культуры и спорта.
Важнейшей специфической
является создание возможности удовлетворения естественных потребностей
человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой
в жизни физической
дееспособности.
Кроме выполнения этой
физической культуры нацелены на решение специфических функций частного
характера.
К ним следует отнести:
образовательные функции,
физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в
стране;
прикладные функции, имеющие
повышению специальной подготовки к трудовой деятельности и воинской службе
средствами профессионально-
спортивные функции, которые
максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых
возможностей человека;
реактивные и оздоровительно-
связаны с использованием физической культуры для организации
содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и
восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.
Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых
непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить
воспитательную, нормативную, эстетическую и др.
В решении центральной задачи всестороннего гармонического
развития человека
участвуют все функции
единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои
особенности, решает свои частные задачи и поэтому может рассматриваться
самостоятельно.
БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.
Эта часть физической культуры включена в систему общего
образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих
разностороннюю физическую подготовку.
Важность и высокую значимость этого вида физической культуры
в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с
детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом
определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его
психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое
долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил
физкультуру на одну линию с русским языком и математикой?
Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В
первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими
гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и
расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на
курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в
жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы
должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».
Базовая физическая культура
является основным звеном
физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой
жизни человека, начиная от занятий в дошкольных учреждениях и кончая
занятиями в группах здоровья в пожилом возрасте.
Важнейшей формой базовой
представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач
физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки физкультуры
обязательны для всех учащихся, их содержание определяется государственной
программой.
Кроме школьной формы
другие виды организованных секционных или самостоятельных занятий,
способствующих общей физической подготовке.
В базовую физическую культуру частично входит и спорт, а именно
- в его массовых формах- в пределах 2-го спортивного разряда Единой
всесоюзной спортивной
классификации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
Профессионально-прикладная, или производственная, физическая
культура направлена на решение задач развития и повышения профессионально
значимых качеств и навыков, на совершенствование подготовки людей к
конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей
профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.
Профессионально-прикладная
предшествовать занятию профессиональным трудом и осуществлять в виде
организованного и целенаправленного процесса физического воспитания в ПТУ,
техникумах, вузах и других специальных учебных заведениях, так и
проводиться на предприятии в режиме рабочего дня (физкультпаузы,
производственная гимнастика и т.п.) или в свободное от работы время
(восстановительные мероприятия).
Научными исследованиями
уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической
физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость
производственных показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно
занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше
утомляются к концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно,
производительность их труда намного выше.
Одной из разновидностей
культуры является физическая подготовка в армии и на флоте. Несмотря на то,
что для большинства военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии
не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и
сержантского состава
после демобилизации
специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо
рассматривать как
составную часть
культуры.
Во-первых, подготовка к защите Отечества – одна из основных
задач физической культуры.
Во-вторых, служба в Вооруженных Силах – конституционная
обязанность каждого гражданина мужского пола.
В-третьих, физ.подготовка в
направленность, отражающую не только специфику Вооруженных Сил в целом,
призванных защищать страну от возможного нападения, включая атомную
агрессию, но и отдельных видов: военно-воздушных сил, мотострелковых войск,
ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение конкретной
воинской специальностью возможно только с помощью средств и методов
физической культуры.
Основная цель физической