Роль физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 11:22, реферат

Описание работы

Роль физической культуры – заметно возросла в эпоху научно-
технического прогресса.
Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры
современного общества представляет собой многогранное социальное явление,
оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев
населения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 22.91 Кб (Скачать)

Роль  физической культуры 

       Роль физической культуры –  заметно возросла в эпоху научно-

технического прогресса.

       Физическая культура как неотъемлемая  часть общей культуры

современного общества представляет собой многогранное социальное явление,

оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев

населения.

       В наш век – век значительных  социальных, технических и физических

преобразований  научно-техническая революция, как  уже говорилось, наряду с

прогрессивными  явлениями внесла в жизнь и  ряд неблагоприятных факторов. К

ним следует отнести  гиподинамию, нервные и физические перегрузки, связанные

с овладением сложной  современной техникой, а также  стрессы

профессионального и бытового порядка и как следствие  – нарушение обмена

веществ, избыточный вес, предрасположение к сердечно-сосудистым

заболеваниям, а  подчас и сами эти болезни.

       Влияние неблагоприятных факторов  на здоровье человека настолько

велико, что внутренние защитные функции самого организма  не в состоянии

справиться с  ними. Как показывает опыт, лучшим противодействием

неблагоприятным факторам оказались регулярные занятия  физической культурой,

которые помогли  восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации

организма к значительным физическим нагрузкам. Чем дальше идет человечество

в своем развитии, тем в большей степени оно  будет зависеть от физической

культуры.

        Совсем недавно миллионы людей  ходили на работу и с работы  пешком,

на производстве от них требовалось применение большой  физической силы, в

быту люди также  не могли обойтись без выполнения трудоемких работ.

         В настоящее время объем передвижений  в течение дня сведен к

минимуму. Автоматизация, электроника и робототехника  на производстве,

автомобили, лифт, стиральные машины  в быту настолько  повысили дефицит

двигательной деятельности человека, что это уже стало  тревожным.

Адаптационные механизмы  человеческого организма работают как в сторону

повышения работоспособности  различных его органов и систем ( при наличии

регулярных тренировок), так и в сторону дальнейшего  ее снижения (при

отсутствии необходимой  двигательной активности). Следовательно, урбанизация

и технизация жизни и деятельности жизни и деятельности современного

общества неизбежно  влекут за собой гиподинамию, и совершенно очевидно, что

кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей,

минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее  время практически

невозможно.

           Отрицательное влияние гиподинамии  сказывается на всех

контингентах населения  и требует поэтому использования  в борьбе с ней всех

средств, форм и  методов физической культуры и спорта.

            Важнейшей специфической функцией  физической культуры в целом

является создание возможности удовлетворения естественных потребностей

человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой

в жизни физической дееспособности. 
 
 

            Кроме выполнения этой важнейшей  функции отдельные компоненты

физической культуры нацелены на решение специфических  функций частного

характера.

            К ним следует отнести:

            образовательные функции, которые  выражаются в использовании

физической культуры как учебного предмета в общей  системе образования в

стране;

            прикладные функции, имеющие непосредственное  отношение к

повышению специальной  подготовки к трудовой деятельности и воинской службе

средствами профессионально-прикладной физической культуры;

            спортивные функции, которые проявляются  в достижении

максимальных результатов  в реализации физических и морально-волевых

возможностей человека;

             реактивные и оздоровительно-реабилитационные  функции, которые

связаны  с использованием физической      культуры для организации

содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и

восстановления  временно утраченных функциональных возможностей организма.

             Среди функций, присущих общей  культуре, в выполнении которых

непосредственно используются средства физической культуры, можно отметить

воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

              В решении центральной задачи  всестороннего гармонического

развития человека участвуют все функции физической культуры в своем

единстве. Каждая из ее составных частей (компонентов) имеет свои

особенности, решает свои частные задачи и поэтому  может рассматриваться

самостоятельно. 

                       БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. 
 

              Эта часть физической культуры  включена в систему общего

образования в  качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих

разностороннюю  физическую подготовку.

              Важность и высокую значимость  этого вида физической культуры

в жизни каждого  человека трудно переоценить. То, что  и как закладывается с

детских лет в  организм человека в виде фундамента здоровья, во многом

определяет не только его физические кондиции в  будущем, но и его

психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое

долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И.Калинина: «Почему же я поставил

физкультуру на одну линию с русским языком и математикой?

Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В

первую очередь  потому, что я хочу, чтобы все  вы были здоровыми советскими

гражданами. Если наша школа будет выпускать людей  с испорченными нервами и

расстроенными желудками, нуждающихся        в  ежегодном лечении на

курортах, то куда же это годится? Таким людям будет  трудно найти счастье в

жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы

должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин».

            Базовая физическая культура  является основным звеном системы

физического воспитания и сопутствует практически всем периодам творческой

жизни человека, начиная  от занятий в дошкольных учреждениях  и кончая

занятиями в группах  здоровья в пожилом возрасте.

            Важнейшей формой базовой физической  культуры является школьная,

представляющая  собой реализацию в педагогическом процессе основных задач

физического воспитания в виде учебных занятий. Уроки  физкультуры

обязательны для  всех учащихся, их содержание определяется государственной

программой.

            Кроме школьной формы физическая  культура включает в себя и

другие виды организованных секционных или самостоятельных  занятий,

способствующих  общей физической подготовке.

           В базовую физическую культуру  частично входит и спорт, а  именно

- в его массовых  формах- в пределах 2-го спортивного  разряда Единой

всесоюзной спортивной классификации. 
 

        ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА. 

        Профессионально-прикладная, или производственная, физическая

культура направлена на решение задач развития и повышения  профессионально

значимых качеств  и навыков, на совершенствование  подготовки людей к

конкретной деятельности. Она обусловлена влиянием на человека особенностей

профессионального труда и находится в прямой зависимости от его специфики.

         Профессионально-прикладная физическая  культура может как

предшествовать  занятию профессиональным трудом и  осуществлять в виде

организованного и целенаправленного процесса физического  воспитания в ПТУ,

техникумах, вузах  и других специальных учебных  заведениях, так и

проводиться на предприятии  в режиме рабочего дня (физкультпаузы,

производственная  гимнастика и т.п.) или в свободное  от работы время

(восстановительные  мероприятия).

          Научными исследованиями установлено,  что высокий профессиональный

уровень специалистов требует значительной общей, а подчас и специфической

физической подготовленности. Обнаружена также прямая зависимость

производственных  показателей от ее уровня. Так, люди, регулярно

занимающиеся физкультурой и спортом, значительно реже болеют, меньше

утомляются к  концу рабочей недели и рабочего дня, а следовательно,

производительность  их труда намного выше.

            Одной из разновидностей профессионально-прикладной  физической

культуры является физическая подготовка в армии и  на флоте. Несмотря на то,

что для большинства  военнослужащих, кроме кадровых офицеров, служба в армии

не является профессиональной деятельностью и военнослужащие рядового и

сержантского состава  после демобилизации возвращаются к своим гражданским

специальностям, этот вид физической культуры по ряду причин необходимо

рассматривать как  составную часть профессионально-прикладной физической

культуры.

            Во-первых, подготовка к защите  Отечества – одна из основных

задач физической культуры.

            Во-вторых, служба в Вооруженных  Силах – конституционная

обязанность каждого  гражданина мужского пола.

            В-третьих, физ.подготовка в армии  и на флоте имеет особую

направленность, отражающую не только специфику Вооруженных  Сил в  целом,

призванных защищать страну от  возможного нападения, включая  атомную

агрессию, но и  отдельных видов: военно-воздушных  сил, мотострелковых войск,

ракетных, противовоздушной обороны и т.д., а овладение  конкретной

воинской специальностью возможно только с помощью средств  и методов

физической культуры.

            Основная цель физической подготовки  в Вооруженных силах –

Информация о работе Роль физической культуры