Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа
В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.
Адекватность главным соревнованиям (АГС). Моделирование условий основных соревнований в процессе подготовки имеет решающее значение. Под условиями следует понимать следующее:
состав соперников с выделением главных из них;
структура соревновательной деятельности с учетом моделей команд соперников и отдельных игроков;
климатогеографические условия места проведения;
характеристики спортивных сооружений, где будут проходить соревнования;
способ проведения соревнований и определения победителя, чередование игр и дней, свободных от игр, последовательность игр с конкретными соперниками;
характеристика болельщиков;
особенности питания.
В зависимости
от набора перечисленных условий, АГС
можно определить в процентах. Включение
отдельных компонентов условий в соревновательную
и тренировочную деятельность волейболистов
дает ту или иную АГС, которая определяется
как высокая (100- 70%), средняя (60-30%) и малая
(20-0%), АГС, равная 100 %, будет только на самых
главных соревнованиях, так как только
там может быть полный набор условий с
фиксацией результатов именно этих соревнований.
Высокая АГС будет у официального турнира,
проводимого на месте будущих главных
соревнований и с тем же составом соперников.
По напряженности высокая адекватность
будет у официальных соревнований данного
цикла, которые определены как подводящие
к главным. За время подготовки необходимо
по возможности включать в разном сочетании
все компоненты условий главных соревнований.
В тренировочных занятиях АГС будет выше
в процессе интегральной подготовки, игровых
тренировках и контрольных игр двух составов
учебной группы между собой. Самая низкая
АГС будет в тренировочных занятиях, посвященных
физической подготовке, занятиям другими
видами спорта. По периодам тренировки
малая АГС характерна Для переходного
периода, средняя для подготовительного
и высокая Для соревновательного. Учитывается
также специализированность, направленность
и сложность тренировочных нагрузок.
2.3 Степень трудности в микроциклах
По степени трудности микроциклы можно разделить на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь будет характер восстановительных процессов: на какую фазу восстановления приходится начало последующего тренировочного занятия после предыдущего. Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки, выражаемой в баллах (см. табл. 2).
Для ударного микроцикла характерны предельные нагрузки (пульс 182-200 уд/мин, 21-33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного микроцикла и определенного отдыха наблюдается существенное повышение работоспособности волейболистов.
Тяжелый микроцикл также отличается тем, что очередная нагрузка приходится на частичное восстановление (пульс 174-180 уд/мин, 14-20 баллов). Волейболисты не восстанавливаются после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего.
Средний микроцикл занимает как бы промежуточное положение, для него характерны нагрузки как на недовосстановлении, так и на фазе полного восстановления. На протяжении микроцикла нагрузки возрастают (пульс 156-172 уд/мин, 8-12 баллов).
В легком микроцикле каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверх восстановления (пульс 114-150 ударов в минуту, 1-7 баллов).
С учетом
сказанного можно выделить следующие
типы микроциклов: соревновательный, подводящий,
специально-подготовительный, обще- подготовительный,
восстановительно-
1. Соревновательный микроцикл включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т. д. Он служит ориентиром (моделью) для построения тренировочных микроциклов.
Соревновательные микроциклы имеют высокую и среднюю адекватность (60-100%). По степени воздействия они могут быть тяжелыми и средними.
2. Подводящие
микроциклы применяются в ходе
непосредственной подготовки к
соревнованиям. В них
3. Специально-подготовительные
микроциклы направлены на
По адекватности специально-подготовительные микроциклы могут быть средними и малыми (20-60 %). Наибольшая адекватность будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней игре (игровые тренировки), а также интегральной подготовке. По степени воздействия они могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий.
4. Обще-подготовительные микроциклы. Основная задача их состоит в повышении уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; в повышении уровня функциональных возможностей организма, в укреплении основных звеньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку в процессе тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста. Они служат также для переключения от игровой деятельности и ее компонентов к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовленности для эффективной специальной работы на последующих этапах подготовки.
Адекватность обще-подготовительных микроциклов существенно уступает предыдущим, она малая и в отдельных случаях средняя, до 30 %. По степени воздействия обще-подготовительные микроциклы могут быть легкими, средними и тяжелыми. Могут сочетаться с микроциклами специальной направленности для снижения психологической нагрузки, но с поддержанием физической нагрузки на определенном (в том числе и высоком) уровне.
5. Восстановительно-
2.3.Построение тренировочных занятий
В тренировочных занятиях последовательно осуществляется реализация основной цели и конкретных задач многолетней подготовки волейболистов. Структура, содержание, нагрузка тренировочных занятий органически связаны с теми микроциклами, в состав которых они входят.
По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные, теоретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности волейболистов.
Однонаправленные занятия посвящены одному из компонентов тренировки: технической, тактической, физической подготовке. Комбинированные занятия включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием метода совмещенных (сопряжениях) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол Чо правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам с соблюдением основных правил.
В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов. Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах, в зависимости от поставленных задач.
Однонаправленные
занятия по обучению технике - центральные
в системе многолетней
Однонаправленные занятия по обучению тактике призваны вооружить занимающихся навыками умелого применения изучаемых технических приемов игры в процессе тактических (в нападении и защите) действий - индивидуальных, групповых и командных, а также знаний полученных в процессе теоретических занятий по тактике. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. На всех этапах многолетней подготовки волейболистов особое внимание уделяется повышению уровня их индивидуального тактического мастерства.
Однонаправленные занятия по совершенствованию техники должны обеспечить высокую степень надежности навыков выполнения приемов игры. Совершенствование навыков у занимающихся осуществляется под лозунгом универсальности для квалифицированных волейболистов. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации к относительно однотипным и однообразным упражнениям.
Однонаправленные
занятия по совершенствованию тактики
основной целью имеют добиться стабильной
надежности выполнения арсенала технических
приемов в структуре
Однонаправленные
занятия по физической подготовке посвящаются
преимущественно общей
Комбинированные
занятия, основанные на технической
и физической подготовках, подчинены
главной задаче - более успешному
первоначальному обучению приемам
игры при оптимальном уровне развития
необходимых для этого
Комбинированные занятия на основе технической и тактической подготовки преследуют цель совершенствования технических приемов в плане обеспечения эффективного выполнения арсенала тактических действий, запрограммированного для данного контингента волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым владеют на данном этапе многолетней подготовки спортсмены. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для задач совершенствования.
Комбинированные занятия, базирующиеся на технической, тактической и физической подготовке, строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Повторяемость упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической - при этом многократна. Таким образом, имеет место чередование названных средств. В этих занятиях применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на решение основных задач конкретного занятия.