Структура малого цикла тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Димон.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Адекватность  главным соревнованиям (АГС). Моделирование  условий основных соревнований в  процессе подготовки имеет решающее значение. Под условиями следует  понимать следующее:

состав  соперников с выделением главных из них;

структура соревновательной деятельности с учетом моделей команд соперников и отдельных  игроков;

климатогеографические условия места проведения;

характеристики  спортивных сооружений, где будут  проходить соревнования;

способ проведения соревнований и определения победителя, чередование игр и дней, свободных от игр, последовательность игр с конкретными соперниками;

характеристика  болельщиков;

особенности питания.

В зависимости  от набора перечисленных условий, АГС  можно определить в процентах. Включение отдельных компонентов условий в соревновательную и тренировочную деятельность волейболистов дает ту или иную АГС, которая определяется как высокая (100- 70%), средняя (60-30%) и малая (20-0%), АГС, равная 100 %, будет только на самых главных соревнованиях, так как только там может быть полный набор условий с фиксацией результатов именно этих соревнований. Высокая АГС будет у официального турнира, проводимого на месте будущих главных соревнований и с тем же составом соперников. По напряженности высокая адекватность будет у официальных соревнований данного цикла, которые определены как подводящие к главным. За время подготовки необходимо по возможности включать в разном сочетании все компоненты условий главных соревнований. В тренировочных занятиях АГС будет выше в процессе интегральной подготовки, игровых тренировках и контрольных игр двух составов учебной группы между собой. Самая низкая АГС будет в тренировочных занятиях, посвященных физической подготовке, занятиям другими видами спорта. По периодам тренировки малая АГС характерна Для переходного периода, средняя для подготовительного и высокая Для соревновательного. Учитывается также специализированность, направленность и сложность тренировочных нагрузок.  
 

2.3 Степень трудности в микроциклах

По степени  трудности микроциклы можно разделить  на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь будет характер восстановительных процессов: на какую  фазу восстановления приходится начало последующего тренировочного занятия  после предыдущего. Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки, выражаемой в баллах (см. табл. 2).

Для ударного микроцикла характерны предельные нагрузки (пульс 182-200 уд/мин, 21-33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного микроцикла и определенного отдыха наблюдается существенное повышение работоспособности волейболистов.

Тяжелый микроцикл также отличается тем, что очередная нагрузка приходится на частичное восстановление (пульс 174-180 уд/мин, 14-20 баллов). Волейболисты не восстанавливаются после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего.

Средний микроцикл занимает как бы промежуточное  положение, для него характерны нагрузки как на недовосстановлении, так и на фазе полного восстановления. На протяжении микроцикла нагрузки возрастают (пульс 156-172 уд/мин, 8-12 баллов).

В легком микроцикле каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверх восстановления (пульс 114-150 ударов в минуту, 1-7 баллов).

С учетом сказанного можно выделить следующие  типы микроциклов: соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, обще- подготовительный, восстановительно-реабилитационный.

1. Соревновательный микроцикл включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т. д. Он служит ориентиром (моделью) для построения тренировочных микроциклов.

Соревновательные микроциклы имеют высокую и среднюю адекватность (60-100%). По степени воздействия они могут быть тяжелыми и средними.

2. Подводящие  микроциклы применяются в ходе  непосредственной подготовки к  соревнованиям. В них моделируются  элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения и т. д.). Происходит окончательная отработка схемы игры, составов, замен и т. д. По адекватности близко примыкают к соревновательным микроциклам (60-80%). По степени воздействия могут быть средними и легкими.

3. Специально-подготовительные  микроциклы направлены на повышение  уровня специальной физической, технико-тактической и интегральной  подготовленности спортсменов-игроков.  В этих микроциклах моделируются  компоненты соревновательной деятельности и условия, в которых она должна проходить (протекать). Происходит овладение новыми технико-тактическими действиями и их способами, устраняются ошибки в технике и тактике и т. д.

По адекватности специально-подготовительные микроциклы могут быть средними и малыми (20-60 %). Наибольшая адекватность будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней игре (игровые тренировки), а также интегральной подготовке. По степени воздействия они могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий.

4. Обще-подготовительные микроциклы. Основная задача их состоит в повышении уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; в повышении уровня функциональных возможностей организма, в укреплении основных звеньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку в процессе тренировочной и соревновательной деятельности волейболиста. Они служат также для переключения от игровой деятельности и ее компонентов к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовленности для эффективной специальной работы на последующих этапах подготовки.

Адекватность  обще-подготовительных микроциклов существенно уступает предыдущим, она малая и в отдельных случаях средняя, до 30 %. По степени воздействия обще-подготовительные микроциклы могут быть легкими, средними и тяжелыми. Могут сочетаться с микроциклами специальной направленности для снижения психологической нагрузки, но с поддержанием физической нагрузки на определенном (в том числе и высоком) уровне.

5. Восстановительно-реабилитационный  микроцикл. Основная его задача  состоит в снижении тренировочных воздействий, контрастной смене применяемых средств, применения широкого круга восстановительных средств: педагогических, психологических, медико-биологических. Эти микроциклы следуют после серии напряженных соревнований или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных микроциклов. 6

2.3.Построение  тренировочных занятий

В тренировочных  занятиях последовательно осуществляется реализация основной цели и конкретных задач многолетней подготовки волейболистов. Структура, содержание, нагрузка тренировочных занятий органически связаны с теми микроциклами, в состав которых они входят.

По направленности практические занятия делятся на однонаправленные, комбинированные, целостно-игровые, контрольные, теоретические. В основе разделения занятий по видам лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности волейболистов.

Однонаправленные  занятия посвящены одному из компонентов  тренировки: технической, тактической, физической подготовке. Комбинированные  занятия включают материал двух-трех компонентов в различных сочетаниях (физическая и техническая, техническая и тактическая, три этих вида подготовки в одном занятии). Целостно-игровые занятия построены на взаимосвязи сторон подготовки волейболиста с использованием метода совмещенных (сопряжениях) воздействий, фрагментов игры, двусторонней игры в волейбол Чо правилам мини-волейбола, по упрощенным правилам с соблюдением основных правил.

В основе разделения занятий по направленности лежит связь их содержания с характером соревновательной игровой деятельности волейболистов. Занятия различаются также по степени нагрузки. Меньшей нагрузкой отличаются однонаправленные занятия по обучению технике и тактике игры, в остальных нагрузку можно варьировать в необходимых пределах, в зависимости от поставленных задач.

Однонаправленные  занятия по обучению технике - центральные  в системе многолетней тренировки волейболистов, особенно юных. От качества этих занятий зависит решение  важнейшей задачи - вооружение волейболистов  широким арсеналом приемов игры. Такие занятия насыщены подводящими упражнениями, здесь широко применяются наглядные пособия, киноматериалы, видеозаписи, технические средства обучения и т. п. Усилия тренера направлены на то, чтобы юные спортсмены овладели, во-первых, рациональной техникой, во-вторых, овладели этой техникой правильно и в совершенстве.

Однонаправленные  занятия по обучению тактике призваны вооружить занимающихся навыками умелого  применения изучаемых технических  приемов игры в процессе тактических (в нападении и защите) действий - индивидуальных, групповых и командных, а также знаний полученных в процессе теоретических занятий по тактике. При обучении тактике особенно полезны наглядные пособия и различные технические средства. Большое место в таких занятиях отводится заданиям с учетом игровых функций волейболистов в команде. На всех этапах многолетней подготовки волейболистов особое внимание уделяется повышению уровня их индивидуального тактического мастерства.

Однонаправленные  занятия по совершенствованию техники  должны обеспечить высокую степень  надежности навыков выполнения приемов  игры. Совершенствование навыков у занимающихся осуществляется под лозунгом универсальности для квалифицированных волейболистов. Чередуются облегченные и усложненные условия выполнения технических приемов, широко варьируются нагрузки с целью избежать отрицательного влияния адаптации к относительно однотипным и однообразным упражнениям.

Однонаправленные  занятия по совершенствованию тактики  основной целью имеют добиться стабильной надежности выполнения арсенала технических  приемов в структуре тактических  действий - индивидуальных, групповых и командных, а также совершенного овладения широким арсеналом тактических действий в нападении и защите.

Однонаправленные  занятия по физической подготовке посвящаются  преимущественно общей физической подготовке или специальной или общей и специальной. На таких занятиях решаются задачи развития физических качеств быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также преимущественного развития названных качеств в определенном сочетании применительно к специфике отдельных приемов игры, тактических действий и в целом игровой деятельности. Большое место в таких занятиях занимает скоростно-силовая подготовка. На таких занятиях широко применяется метод круговой тренировки на тренажерных устройствах и различном специальном инвентаре.

Комбинированные занятия, основанные на технической  и физической подготовках, подчинены  главной задаче - более успешному  первоначальному обучению приемам  игры при оптимальном уровне развития необходимых для этого физических способностей, а также неуклонному совершенствованию навыков выполнения технических приемов в процессе многолетнего процесса становления мастерства юного волейболиста. Содержание физической подготовки зависит от задач и содержания технической подготовки (начальное обучение, совершенствование) на определенном этапе многолетней подготовки или годичного цикла.

Комбинированные занятия на основе технической и  тактической подготовки преследуют цель совершенствования технических  приемов в плане обеспечения  эффективного выполнения арсенала тактических действий, запрограммированного для данного контингента волейболистов. В то же время совершенствование навыков выполнения индивидуальных, групповых, командных тактических действий должно обеспечить возможность максимального использования технического арсенала, которым владеют на данном этапе многолетней подготовки спортсмены. В комбинированных занятиях могут ставиться задачи начального обучения технике и тактике, но больше это характерно для задач совершенствования.

Комбинированные занятия, базирующиеся на технической, тактической и физической подготовке, строятся на основе предыдущих видов занятий при ведущей роли технико-тактического содержания. Повторяемость упражнений: средства физической подготовки, технической, тактической - при этом многократна. Таким образом, имеет место чередование названных средств. В этих занятиях применяется учебная двусторонняя игра, которая направлена на решение основных задач конкретного занятия.

Информация о работе Структура малого цикла тренировки