Структура жизненного цикла организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть различные взгляды на концепцию жизненного цикла организации;
- подробно проанализировать особенности управленческой деятельности предприятия исходя из оценки эффективности его деятельности на различных стадиях жизненного цикла;
- изучить литературу по данной теме;
- изучить понятие жизненного цикла организации;
- рассмотреть модели жизненного цикла;
- исследовать анализ моделей жизненного цикла;

Содержание

Введение
1. Теоретический аспект жизненного цикл организации
1.1 Структура жизненного цикла организации 4
1.2 Стадия развития. Этап коллегиальности 6
1.3 Стадия зрелости. Этап формализации деятельности 7
1.4 Стадия старости. Этап спада 9
1.5 Методика анализа жизненного цикла организации 10
1.6 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла 12
1.7 Модели жизненных циклов организации 13
1.8 Факторы, влияющие на продолжительность жизни организации 18
2. Организационная структура - линейно-функциональная 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

Теория организации.docx

— 68.45 Кб (Скачать)

 

 

Содержание 

Введение

1. Теоретический аспект жизненного цикл организации

    1. Структура жизненного цикла организации                                                    4
    2. Стадия развития. Этап коллегиальности                                                        6
    3. Стадия зрелости. Этап формализации деятельности                                    7
    4. Стадия старости. Этап спада                                                                           9
    5. Методика анализа жизненного цикла организации                                     10
    6. Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла    12
    7. Модели жизненных циклов организации                                                      13
    8. Факторы, влияющие на продолжительность жизни организации              18

2. Организационная структура  - линейно-функциональная                            24

Заключение                                                                                                           29

Список использованной литературы                                                                  31

 

 

Введение

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в  конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются  ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются  навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее  других и делают свое дело лучше, чем  другие.

Актуальность работы объясняется тем, что в современном бизнесе преуспевающий менеджер должен четко ориентироваться в окружающем нас мире и своевременно реагировать на складывающуюся ситуацию. Очевидно, что вопросы управления жизненным циклом относятся к стратегическим задачам. Не зная, на какой стадии развития находится предприятие, руководитель предприятия не сможет разработать верную стратегию, не сможет оценить, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Эти знания имеют большую практическую ценность независимо от того, являетесь ли вы менеджером государственного, частного или (в особенности) своего собственного предприятия.

Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организации  как предсказуемых изменений  с определенной последовательностью  состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа  к другому являются предсказуемыми, а не случайными.

Концепции жизненного цикла уделено  довольно большое внимание в литературе, мы рассмотрим литературные источники  в главе 1.

Экономисты, как правило, рассматривают  предприятие, как субъект хозяйствования, которое в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость и спад. На этапе роста иногда выделяют детство и юность. Вслед за стадией спада может последовать ликвидация или возрождение в результате реорганизации.

Целью работы является изучение особенностей деятельности предприятия на различных стадиях жизненного цикла.

Объектом данной работы является изучение понятия «жизненный цикл организации».

Предмет курсовой работы – ЗАО  «Милавица».

В нашей работе основное внимание мы уделим особенностям управления организацией в аспекте его экономической  эффективности на основании показателей  экономической эффективности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть различные взгляды  на концепцию жизненного цикла  организации;

- подробно проанализировать особенности  управленческой деятельности предприятия  исходя из оценки эффективности  его деятельности на различных стадиях жизненного цикла;

- изучить литературу по данной  теме;

- изучить понятие жизненного  цикла организации;

- рассмотреть модели жизненного  цикла;

- исследовать анализ моделей  жизненного цикла;

Цель и задачи определили структуру курсовой работы, которая  состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы

 

 

1. Теоретический  аспект жизненного цикл организации

 

Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать  организацию в терминах «личности», а развитие организации стали  сопоставлять с развитием человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости… Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Такое сравнение, как: «Подобно людям, организации имеют свой «взгляд» на смысл жизни, на то, чем для них являются люди, персонал…», наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. Уместно привести еще одно сравнение: «…смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок - дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо…». Напрашивается вывод о том, что все организации индивидуальны в своем развитии, и психологический возраст организации может сильно отличаться от физического. Наблюдение Л. Грейнера за организациями почти в течение 27 лет (с момента выхода его статьи «Evolution and revolution as organizations grow» в 1972 году) и анализ этапов развития различных организаций позволяет ему утверждать, что «смертей» организаций на сегодняшний день стало гораздо больше.

Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, через  которые проходит организация за период своего функционирования.

Эта теория рассматривается  в рамках менеджмента и подразумевает  прохождение организацией нескольких этапов развития.

Жизненный цикл имеет следующий  вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет  выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить  имеющуюся долю рынка под своим  контролем и старость, когда фирма  быстро теряет свою долю рынка и  вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях). Сколько организаций, столько и разных типов жизненного цикла.

Модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные  факторы, влияющие на организационную  эффективность. Разнообразие видов  жизненных циклов позволяет анализировать  изменения, происходящие на различных  уровнях управления промышленным предприятием.

 

1.1. Структура жизненного цикла организации

 

Организация находится в  стадии становления, формируется жизненный  цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу  требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие  явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое  оформление организации, набор операционного  персонала и выпуск первой партии продукта.

Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими  соратниками выполняющий все  работы. В компанию на этой стадии часто  приходят люди, привлеченные самой  личностью создателя и разделяющие  его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.

Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих  процессах. Организация не формализована  и не бюрократизирована, для нее  характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут  остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при  таком стиле управления много  лет.

На этом этапе организация  является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.

Фирмы возникают добровольно, потому что они представляют более  эффективный метод организации  производства. На первом этапе своего развития фирма ведет себя как  серая мышка - подбирает зернышки, которые упускают из виду более крупные  рыночные структуры.

На этапе возникновения  фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия - силовая, действующая в  сфере крупного производства товаров  и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять  индивидуальные потребности конкретного  человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства-то, что организация может делать лучше других.

 

1.2. Стадия развития. Этап коллегиальности

 

Этап коллегиальности - период быстрого роста организации, осознание  своей миссии и формирование стратегии  развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.

Успешность развития организации  на этом этапе зависит:

- от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;

- от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;

- от готовности членов организации реализовывать решения лидера;

- от того, насколько эффективно построена коллективная работа.

Если отбросить индивидуальные особенности как лидера, так и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями - тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.

Осложняется тем, что создатели  компании из предпринимателей должны превратиться в профессионалов-менеджеров. Это означает серьезное изменение  стиля управления, к которому многие предприниматели оказываются не готовы. Поэтому на данном этапе нередки случаи приглашения профессиональных менеджеров со стороны и передачи им отдельных функций управления, а также обращения к консультантам для налаживания учета и контроля. В целом стадия роста характеризуется:

- увеличением числа сотрудников;

- разделением труда и ростом специализации;

- более формальными и обезличенными коммуникациями;

- внедрением систем стимулирования, бюджетирования и стандартизации работ и др.

Главными задачами организации  являются: создание условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального онтологического уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.

Для максимально разностороннего  и быстрого развития организации  на этой стадии особое внимание следует  уделять процессам комбинации и  интернализации знаний на организационном уровне. Это обеспечит распространение элементов организационной культуры среди всех членов организации.

 

1.2. Стадия зрелости. Этап формализации деятельности

 

Этап формализации деятельности - период стабилизации роста (развития), (формализация ролей, стабилизация структуры, акцент на эффективность).

К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину  мира, охватывая разнообразные стороны  социальной жизни. На этом этапе, на организационном  уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссия организации, цели и символы, артефакты и проходят процесс индивидуального осознания.

Организация достигает лидирующего  положения на рынке. По мере расширения ассортимента выпускаемой продукции  и комплекса предоставляемых  услуг создаются новые подразделения, структура становится более сложной  и иерархической. Формализуются  политика и распределение ответственности, усиливается централизация.

Зрелость организации  означает, что ей удается сохранять  устойчивое положение во внешней  среде; показывает, что остальные  процессы переработки опыта и  встраивания его в существующую систему представлений имеют  явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены  мощно влияющими на членов организации  артефактами.

Информация о работе Структура жизненного цикла организации