Структура малого цикла тренировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Димон.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Введение

В системе  подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций  реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление  навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.

Таким образом, спортивная тренировка - это педагогический процесс, цель которого заключается в обучении техническим приемам, тактическим действиям и совершенствовании технико-тактического мастерства, развитии физических, психических, моральных и волевых качеств, создании условий для высоких спортивных достижений на соревнованиях.

Достижение  целей тренировки осуществляется посредством  системы тренирующих воздействий в специальных  тренировочных занятиях, которые проводятся систематически и круглогодично . Основные задачи:

воспитание  моральных и волевых качеств;

укрепление  здоровья, содействие правильному физическому  развитию;

развитие  основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;

совершенствование жизненно важных двигательных навыков  и умений (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);

развитие  специальных способностей и качеств, лежащих в основе успешного овладения  техникой и тактикой игры;

совершенное овладение техникой игры (приемами игры и их способами);

совершенное овладение тактикой игры (тактическими действиями в нападении и защите - индивидуальными и коллективными);

достижение  высокого уровня командной подготовленности;

приобретение  теоретических знаний;

приобретение  практических знаний и умений (по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству, средствам профилактики и восстановления);

достижение  интеграции всех качеств, навыков, умений и знаний, то есть умения реализовать  в соревнованиях все приобретенное на занятиях.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава  I. Тренировка и её компоненты

1.1 Цели и задачи  спортивной тренировки

Решения задач осуществляются при помощи многообразных средств и методов, объединенных в компоненты тренировки.

Задачи  тренировки, направленность компонентов  дифференцируются применительно к  уровню квалификации волейболистов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т. д., на последнем этапе акцент делается на адаптацию юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Задачи и содержание тренировок для школьных спортивных секций и спортивных школ имеют существенное различие, несмотря на то, что возраст занимающихся один. В каждом случае устанавливается связь с целью системы, ее модельными характеристиками, а затем определяются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т. д.  

1.2. Факторы обуславливающие эффективность тренировки

Исходя  из теории спортивной тренировки и  ее определения применительно к  волейболу важное значение имеют  следующие моменты:

Первое. Программирование многолетнего процесса тренировки по основным ее компонентам (технико-тактическая, физическая, теоретическая, психологическая, интегральная подготовка):

определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам;

установление  последовательности обучения приемам  и способам игры, тактическим действиям  (индивидуальным, групповым и командным в нападении и защите);

установление  общей последовательности обучения приемам игры и тактическим действиям  в системном единстве;

выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, средние  циклы, микроциклы, тренировочные занятия);

распределение программного материала по этапам многолетней  подготовки, по годичным циклам внутри этапов, по средним циклам и микроциклам  в пределах годичного цикла;

распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спортивного мастерства волейболистов, в годичных циклах, средних циклах и микроциклах, тренировочных занятиях,

Программирование  тесно связано со структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность, модельными характеристиками.

Второе. Определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности волейболистов средств и методов развития физических качеств, обучения рациональной технике и тактике игры, совершенствования технико-тактического мастерства на принципах универсальности, с одной стороны, с учетом индивидуальных особенностей и игровых функций - с другой; совершенствования морально-политической подготовки, воспитания нравственных и волевых качеств, повышения надежности игровых действий и соревновательной Деятельности.

Третье. Определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки (по этапам и годичным циклам), в пределах годичного цикла (по средним циклам, микроциклам и тренировочным занятиям).

Четвертое. Определение эффективных средств и методов комплексного контроля для получения непрерывного потока информации Для оценки качества тренировочного процесса, коррекции по трем названным выше позициям. Получение информации осуществляется по всем параметрам тренировки и проводится на тренировочных занятиях (оперативный контроль), в микроциклах (текущий контроль), на этапах годичного цикла (этапный контроль).

Все эти  вопросы находят отражение в  программах по волейболу для различных  организационных форм занятий: для  коллективов физической культуры, для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для команд высших разрядов.2 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)…………

2.1.Микроцикл.  Структура и цели микроцикла

Микроцикл — это малый цикл тренировки, с недельной или около- недельной продолжительностью, включающий от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла является наличие двух фаз в его структуре: стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). - часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине. Виды микроциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, подводящий, а также соревновательный и восстановительный. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренер работе. Базовые микроциклы (обще подготовительные характеризуются большим суммарным объемом нагрузок.

Их основные цели — стимуляция адаптационных  процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной, псих подготовки. базовые микроциклы составляют основное содержание подготовит периода. Контрольно-подготовительный микроциклы делятся на специально подготовит и модельные. Специально-подготовительные микроциклы, характеризуются средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной или около- соревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня спец работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, спец псих подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким чем в предстоящем соревновании). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключит этапах подготовит и соревновательного периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к сор-м, особенностей его подготовки к главным стартам на заключит этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуется невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстановительные микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами м/у ними. В зависимости от этого сорные микроциклы могут ограничиваться стартами, играми.

Эффективное функционирование системы многолетней подготовки волейболистов обеспечивается управлением, направленным на достижение цели. Под влиянием управления система переходит в новое, качественно более высокое, состояние, соответствующее прогнозируемым модельным требованиям на определенный период времени. 3

Различают управляемую систему: спортивный клуб, спортивная школа, команда, отдельный  волейболист и управляющую систему: Госкомспорт СССР, федерация, КНГ, тренер, врач. Основу управления составляет обмен  информацией между управляющей  системой и системой управления. Процесс получения передачи и переработки информации составляет сущность управления.

2.2. Процесс управления  микроциклом

Процесс управления включает:

выявление исходной информации о команде, отдельных  волейболистах, условиях и т. п., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях; система комплексного контроля для получения информацию в ходе выполнения комплексной программы, сравнение полученных результатов с этапными (промежуточными) модельными уровнями;

анализ  полученных данных и выработка управленческих решений по внесению корректив в  процесс подготовки волейболистов.

Из сказанного можно заключить, что основными  функциями управления служат целевое комплексное планирование (программирование) и комплексный контроль.

Планирование  как функция управления позволяет  определить содержание многолетнего процесса подготовки волейболистов, выбрать  направление тренировочной, соревновательной и других видов деятельности, эффективные средства и методы, которые должны быть использованы как для достижения конечной цели, так и для реализации задач, стоящих на пути к этой цели.

В современных  условиях актуальная проблема планирования - комплексность и учет перспектив. Для команд высших разрядов перспективное планирование охватывает 4 года. В сфере подготовки спортивных резервов этот период составляет 8-10 лет. В содержание планирования входит:

определение целей подготовки (конкретных контингентов), разукрупнение целей и выделение конкретных задач применительно к компонентам подготовки;

прогнозирование и моделирование в связи с  необходимостью принятия решений на будущее;

учет  специфики волейбола, структуры  соревновательной деятельности волейболистов и факторов, обусловливающих ее эффективность;

программирование  тренировочной деятельности по всем ее составляющим;

Информация о работе Структура малого цикла тренировки