Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа
В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.
Введение
В системе
подготовки волейболистов тренировка
- составная часть блока функций
реализации целей. Через спортивную
тренировку осуществляется реализация
целей системы подготовки: становление
навыков игры, развитие физических
качеств и повышение
Таким образом, спортивная тренировка - это педагогический процесс, цель которого заключается в обучении техническим приемам, тактическим действиям и совершенствовании технико-тактического мастерства, развитии физических, психических, моральных и волевых качеств, создании условий для высоких спортивных достижений на соревнованиях.
Достижение целей тренировки осуществляется посредством системы тренирующих воздействий в специальных тренировочных занятиях, которые проводятся систематически и круглогодично . Основные задачи:
воспитание моральных и волевых качеств;
укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);
развитие специальных способностей и качеств, лежащих в основе успешного овладения техникой и тактикой игры;
совершенное овладение техникой игры (приемами игры и их способами);
совершенное овладение тактикой игры (тактическими действиями в нападении и защите - индивидуальными и коллективными);
достижение высокого уровня командной подготовленности;
приобретение теоретических знаний;
приобретение практических знаний и умений (по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству, средствам профилактики и восстановления);
достижение
интеграции всех качеств, навыков, умений
и знаний, то есть умения реализовать
в соревнованиях все приобретенное
на занятиях.1
Глава I. Тренировка и её компоненты
1.1 Цели и задачи спортивной тренировки
Решения
задач осуществляются при помощи
многообразных средств и
Задачи
тренировки, направленность компонентов
дифференцируются применительно к
уровню квалификации волейболистов. Так,
в работе с командами высших разрядов
основные усилия направлены на повышение
спортивно-технического мастерства и
достижение высоких спортивных результатов.
В системе подготовки резервов на начальном
этапе внимание направлено на качественный
отбор, овладение основами техники и тактики
и т. д., на последнем этапе акцент делается
на адаптацию юниоров к тренировочному
режиму команд мастеров. Задачи и содержание
тренировок для школьных спортивных секций
и спортивных школ имеют существенное
различие, несмотря на то, что возраст
занимающихся один. В каждом случае устанавливается
связь с целью системы, ее модельными характеристиками,
а затем определяются вопросы построения,
выбора средств и методов, контрольных
нормативов и т. д.
1.2. Факторы обуславливающие эффективность тренировки
Исходя из теории спортивной тренировки и ее определения применительно к волейболу важное значение имеют следующие моменты:
Первое. Программирование многолетнего процесса тренировки по основным ее компонентам (технико-тактическая, физическая, теоретическая, психологическая, интегральная подготовка):
определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам;
установление последовательности обучения приемам и способам игры, тактическим действиям (индивидуальным, групповым и командным в нападении и защите);
установление общей последовательности обучения приемам игры и тактическим действиям в системном единстве;
выделение
структурных компонентов
распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри этапов, по средним циклам и микроциклам в пределах годичного цикла;
распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спортивного мастерства волейболистов, в годичных циклах, средних циклах и микроциклах, тренировочных занятиях,
Программирование тесно связано со структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность, модельными характеристиками.
Второе. Определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности волейболистов средств и методов развития физических качеств, обучения рациональной технике и тактике игры, совершенствования технико-тактического мастерства на принципах универсальности, с одной стороны, с учетом индивидуальных особенностей и игровых функций - с другой; совершенствования морально-политической подготовки, воспитания нравственных и волевых качеств, повышения надежности игровых действий и соревновательной Деятельности.
Третье. Определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки (по этапам и годичным циклам), в пределах годичного цикла (по средним циклам, микроциклам и тренировочным занятиям).
Четвертое. Определение эффективных средств и методов комплексного контроля для получения непрерывного потока информации Для оценки качества тренировочного процесса, коррекции по трем названным выше позициям. Получение информации осуществляется по всем параметрам тренировки и проводится на тренировочных занятиях (оперативный контроль), в микроциклах (текущий контроль), на этапах годичного цикла (этапный контроль).
Все эти
вопросы находят отражение в
программах по волейболу для различных
организационных форм занятий: для
коллективов физической культуры, для
детско-юношеских спортивных школ и специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва,
для команд высших разрядов.2
Глава II. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах)…………
2.1.Микроцикл. Структура и цели микроцикла
Микроцикл — это малый цикл тренировки, с недельной или около- недельной продолжительностью, включающий от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла является наличие двух фаз в его структуре: стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). - часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине. Виды микроциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовительный, подводящий, а также соревновательный и восстановительный. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренер работе. Базовые микроциклы (обще подготовительные характеризуются большим суммарным объемом нагрузок.
Их основные
цели — стимуляция адаптационных
процессов в организме
Эффективное функционирование системы многолетней подготовки волейболистов обеспечивается управлением, направленным на достижение цели. Под влиянием управления система переходит в новое, качественно более высокое, состояние, соответствующее прогнозируемым модельным требованиям на определенный период времени. 3
Различают
управляемую систему: спортивный клуб,
спортивная школа, команда, отдельный
волейболист и управляющую
2.2. Процесс управления микроциклом
Процесс управления включает:
выявление исходной информации о команде, отдельных волейболистах, условиях и т. п., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях; система комплексного контроля для получения информацию в ходе выполнения комплексной программы, сравнение полученных результатов с этапными (промежуточными) модельными уровнями;
анализ полученных данных и выработка управленческих решений по внесению корректив в процесс подготовки волейболистов.
Из сказанного можно заключить, что основными функциями управления служат целевое комплексное планирование (программирование) и комплексный контроль.
Планирование как функция управления позволяет определить содержание многолетнего процесса подготовки волейболистов, выбрать направление тренировочной, соревновательной и других видов деятельности, эффективные средства и методы, которые должны быть использованы как для достижения конечной цели, так и для реализации задач, стоящих на пути к этой цели.
В современных условиях актуальная проблема планирования - комплексность и учет перспектив. Для команд высших разрядов перспективное планирование охватывает 4 года. В сфере подготовки спортивных резервов этот период составляет 8-10 лет. В содержание планирования входит:
определение целей подготовки (конкретных контингентов), разукрупнение целей и выделение конкретных задач применительно к компонентам подготовки;
прогнозирование и моделирование в связи с необходимостью принятия решений на будущее;
учет специфики волейбола, структуры соревновательной деятельности волейболистов и факторов, обусловливающих ее эффективность;
программирование тренировочной деятельности по всем ее составляющим;