Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 10:12, курсовая работа
В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.
продолжительность подготовки для достижения наивысших результатов;
оптимальный возраст для достижения наивысших результатов; выделяют три зоны: первая - зона первых больших успехов (20- 22 года); вторая - зона оптимальных возможностей спортсмена (23-26 лет); третья - зона высоких спортивных результатов (27- 30 лет), (у женщин этот показатель на 2-3 года меньше);
оптимальный возраст для начала специализированных занятий волейболом 9-11 лет;
основные средства восстановления и реабилитации.
Таким образом, планирование охватывает все составные части процесса многолетней подготовки волейболистов. Все эти вопросы в той или иной мере находят отражение в различных документах планирования, которые должны отвечать общим требованиям: учет задач и условий работы, конкретность и вариативность, преемственность и перспективность и др.
Эффективность
планирования во многом зависит от
круга показателей, на основании которых
разрабатываются соответствующие планы
и осуществляется оценка процесса подготовки.
Основные показатели:
По составу команды: количество "новичков" и волейболистов сходных по игровым функциям и антропометрическим данным.
По тренировочному режиму: количество рабочих дней, тренировочных занятий, часов, учебно-тренировочных сборов; распределение времени на техническую, тактическую, физическую, интегральную, теоретическую подготовки.
По соревновательному режиму: количество календарных и контрольных игр; планируемые результаты (занятое место и эффективность игровых действий по основным показателям).
По уровню подготовленности: нормативы по общей и специальной физической подготовке, технической, тактической и интегральной подготовкам; арсенал приемов и индивидуальных, групповых и командных действий; применяемость приемов игры и тактических действий в игре, их результативность; зачеты и экзамены по теоретической подготовке; психологическая подготовленность в баллах.
По подготовке волейболистов (связующих, нападающих): число "новичков" в командах мастеров, в сборных командах (города, области, республики, страны - в молодежных и основных составах).
Важное
место в системе планирования
занимают программы. Так, в программах
для детско-юношеских
дифференцированный по годам обучения (с 10-12 до 18- 20 лет) и поурочно в пределах каждого года материал по технической, тактической, интегральной, теоретической подготовке;
распределение времени на названные компоненты: а) в многолетнем аспекте - по годам обучения; б) в каждом годичном цикле - по периодам и этапам; в) в отдельных периодах и этапах - по недельным циклам; г) в недельных циклах - по отдельным занятиям;
количество тренировочных дней, количество тренировочных занятий и их продолжительность;
типы тренировочных занятий по направленности;
поурочное распределение программного материала по каждому году обучения;
модельные недельные циклы, модельные тренировочные занятия по периодам и этапам годичных циклов, с учетом задач и типов занятий по направленности;
количество соревновательных дней в годичном цикле;
количественные и качественные показатели в виде контрольных нормативов по основным параметрам для каждого года обучения, которые на всех этапах многолетней подготовки соотносятся с данными прогноза и модельными характеристиками волейболистов на планируемый период.
Работа сборной команды страны осуществляется на основе комплексной целевой программы, в которой содержится:
характеристика исходного состояния волейбола (мужского, женского);
тенденции развития волейбола, стратегические задачи и планируемый результат;
модельные характеристики (команды и игроков по функциям);
содержание и сроки комплексного контроля;
мероприятия по отбору и комплектованию команды;
структура и содержание тренировочной работы;
тренировочные и соревновательные нагрузки;
средства восстановления и реабилитаций;
работа по идейно-политическому воспитанию;
научно-методическое обеспечение процесса подготовки сборной команды;
материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение процесса подготовки;
управление подготовкой на основе комплексной целевой программы.4
Волейбол относится к командно-игровым видам спорта, работа поэтому планируется для команды в целом и для отдельного волейболиста. Планирование на ряд лет называют перспективным планом, планирование на годичный цикл называется текущим (годовым). Планирование на цикл в пределах годичного называется оперативным.
Многолетние
или перспективные планы
На уровне годичного цикла планирование включает большее число параметров по каждому из перечисленных ранее показателей и раскрываются они более детально, при этом учитывается периодизация и спортивный календарь соревнований.
В годичном цикле выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые составляют макроцикл или большой цикл. Применительно к осенне-зимнему (сентябрь - март) и весенне-летнему (апрель - август) сезонам в волейболе таких циклов соответственно два в году. Один из этих циклов, на который приходятся главные соревнования года, будет главным.
Названные
периоды по продолжительности изменяются
в зависимости от календаря соревнований,
закономерностей становления
2.2.1 Средние циклы и микроциклы
Средние циклы и микроциклы
План годового цикла детализируется в построении средних циклов и микроциклов. При построении средних циклов предстоящая работа детализируется применительно к особенностям конкретного контингента волейболистов, команды с учетом задач, модельных заданий и т. д. Еще в большей мере эта детализация осуществляется в микроциклах, на основе которой строится индивидуализация средств, методов и т. д. в тренировочных занятиях применительно к каждому отдельному волейболисту. Особое значение здесь имеет оперативная информация, циркулирующая в системе "план - тренер - спортсмен" по принципу обратной связи. Средний цикл - это несколько микроциклов, объединенных в отдельный блок.
Набор микроциклов в блоках зависит от логики развертывания тренировочного процесса и особенностей этапа подготовки. В одном блоке может быть два (минимум) и больше микроциклов. Взяв за основу соревнования, можно выделить следующие типы блоков (средних циклов): соревновательный, пред- соревновательный, базово- развивающий (накопления), втягивающий, активного отдыха.
1. Соревновательный
блок. Структура блока определяется
характером основных
Адекватность соревновательного блока самая высокая. В системе многолетней подготовки основные соревнования рассматриваются как соревновательный блок, в котором в наибольшей степени реализуются соревновательные условия. Роль такого блока исключительно велика.
2. Пред- соревновательный блок. В блоке с большой достоверностью моделируется режим основного соревнования для того, чтобы максимально обеспечить адаптацию спортсменов к конкретным условиям этих соревнований и создать условия для полной реализации их возможностей в соревнованиях. В этот блок включают тяжелые и ударные микроциклы, моделирующие основную работу предстоящих соревнований и, как правило, по трудности превышающую ее.
По направленности
в пред- соревновательный блок входят
специально-подготовительный, подводящий
и восстановительно-
Адекватность этого блока достаточно высокая, она уступает только соревновательному блоку.
3. Базово- развивающий блок, или блок накопления. Данный блок направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных играх, турнирах и соревнованиях по волейболу, по другим спортивным играм, по другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке.
В содержание
этого блока включаются, главным
образом, обще-подготовительные и специально-подготовительные
микроциклы. Подводящие и соревновательные
микроциклы включаются применительно
к характеру проводимых соревнований,
при этом они чередуются с восстановительно-
Адекватность
колеблется в довольно широком диапазоне.
По тяжести микроциклы варьируют
также довольно широко: легкий - средний
- тяжелый - восстановительно-
4. Втягивающий
блок. Он направлен на то, чтобы
подготовить спортсменов к
В содержание
этого блока входит преимущественно
сочетание обще-
Адекватность втягивающего блока невысокая. Вначале микроциклы преимущественно легкие и средние, к окончанию тяжесть их возрастает.
5. Блок активного отдыха. Этот блок направлен на постепенное переключение спортсмена от напряженной соревновательной деятельности на работу в последующем подготовительном периоде.
Основное
содержание этого блока составляют
обще-подготовительные и восстановительные
микроциклы. По своему характеру блок
активного отдыха бывает восстановительно-
Микроциклы представляют собой важнейшую структурную единицу процесса подготовки волейболистов. Микроцикл - это ряд тренировочных занятий (элементарных рабочих циклов. Элементарный рабочий цикл состоит из двух полуциклов (фаз): первого - от начала работы (тренировочного занятия) до окончания вследствие исчерпания ресурсов и второго - от окончания работы до полного восстановления), составляющих относительно законченный повторяющийся фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных занятий в микроцикле - два.
Основные параметры микроцикла - количество рабочих (тренировочных, соревновательных) дней и количество тренировочных занятий в них, а также количество дней отдыха. Варианты микроциклов в этом плане выделяют следующие: 6:1;5:1;4:1;3:1;2:1 (шесть тренировочных дней и день отдыха и т. д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех.
Исходя из того, что тренировка и соревнования являются важнейшими компонентами системы подготовки волейболистов, решающее значение имеют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, адекватность главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы - блоки (средние циклы).