Режим дня школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Учебная работа детей в школе и дома …………………………………… 4
Питание детей и подростков………………………………………………. 5
Сон и его гигиеническая организация …………………………………… 7
Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена…………….. 9
Свободные занятия………………………………………………………… 10
Режим дня в каникулы и выходные дни………………………………….. 11
Режим дня в период подготовки к экзаменам……………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………... 14

Приложения……………………………………………………………………. 15

Список использованной литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

Режим дня детей и подростков.docx

— 55.98 Кб (Скачать)

     Полдник дается в 16 час. – 16 час. 30 мин. И должен состоять из стакана молока, печенья и фруктов. Дети, занимающиеся в школе во вторую смену, получают полдник на большой перемене, соответствующий по своему содержанию горячему завтраку детей первой смены.

     Ужин – последний прием пищи перед сном. Дается в 7 – 8 часов вечера, не менее чем за 1,5 – 2 часа до отхода ко сну. На ужин дается более легкая пища: овощные и рыбные блюда, молоко, суррогатный кофе с молоком, фрукты, сладкое.

     Таким образом, правильно организованное питание школьника – необходимое  условие нормальной деятельности, роста  и развития молодого организма.  
 

  1. СОН И ЕГО ГИГИЕНИЧЕСКАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ

     После напряженного учебного дня школьнику нужны хороший отдых и полноценный сон. Такой сон обеспечивает клеткам головного мозга и всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность.

     День  – это период активной деятельности организма человека, сопровождающийся большим расходом энергии и, следовательно, требующий активных процессов обмена веществ в организме. Ночь – период относительно пассивной жизнедеятельности организма человека, характеризующийся покоем, при котором восстановительные процессы преобладают над процессами расходования энергии.

     Чтобы сон школьника был полноценным  отдыхом, нервные клетки головного  мозга могли хорошо отдохнуть  и восстановить свою работоспособность, необходимо соблюдение определенных гигиенических правил. Важнейшее из них – соблюдение режима сна, т.е. отход ко сну и подъем всегда в одно и то же время.

     К сожалению, значительная часть детей  недосыпает. В большинстве случаев  причиной является неправильная организация  отдельных моментов режима дня школьников, главным образом периода приготовления  домашних учебных заданий и проведения свободного времени. Частой причиной нарушения  сна у школьников является просмотр ими поздних телевизионных передач, посещение театра и кино в вечернее время.

     Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние  недосыпания на высшую нервную деятельность школьников. Появляются слабость, головные боли, раздражительность, пониженная работоспособность, быстро нарастающее утомление. Эти нарушения вначале носят обратимы характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению.

     Необходимая организму продолжительность сна  чрезвычайно индивидуальна. Она  зависит от многих причин, в частности  от типа нервной системы, общего состояния здоровья, умственной или физической нагрузки и пр. Кроме того, потребность в длительности сна меняется с возрастом. Если взрослые люди должны спать в среднем не менее 8 ч, то школьники 7 – 10 лет – 11 – 10 ч, 11 – 14 лет – 10 – 9 ч, 15 – 17 лет – 9 – 8 ч в сутки. Такая продолжительность сна рекомендуется для здоровых детей и подростков. Школьники же, ослабленные вследствие перенесенного острого заболевания (грипп, ангина и др.) с повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся, физически ослабленные, а также дети с сердечнососудистыми заболеваниями и другими хроническими заболеваниями нуждаются в более длительном ночном или дополнительном дневном сне.

     Полезен ли избыточный сон? Ученые считают, что  много спать вредно. Субъективная потребность в длительном сне часто не отражает истинной необходимости в нем, являясь лишь следствие привычки, нередко сформировавшейся в детстве. Излишний сон способствует развитию флегматичности, задерживает умственное развитие ребенка, нарушает многие жизненно важные функции организма.

     Однако  лишь продолжительность сна не характеризует  целиком его гигиеническую полноценность. Сон должен быть глубоким, только тогда он приводит к восстановлению нервной энергии.

     Большое значение при этом имеют устройство и содержание постели. Прежде всего  постель должна быть удобной и  достаточно просторной. Постель предназначена только для сна, на ней нельзя сидеть, класть вещи и одежду, лежать одетым.

     Пододеяльник, простыни и наволочки лучше шить из хлопчатобумажной ткани. Не следует сильно крахмалить постельное белье, т.к. оно становится непроницаемым для воздуха и влаги. Постельное белье следует менять не реже 1 раза в неделю.

     На  ночь рекомендуется надевать белье, предназначенное только для сна, – свободную длинную рубашку или пижаму.

     Гигиена сна тесно связана с рациональным питанием. Не только переедание перед сном, но и крепкий чай или кофе вызывают плохой сон. Одни пищевые вещества возбуждают нервную деятельность (например, обильная мясная пища, особенно сдобренная специями), другие способствуют сну (например, молочно-растительная, легкая пища). Необходимо также соблюдать и определенный режим питания: ужинать – не позднее чем за 2 ч до сна.

     Плохо спать в душной комнате, т.к. воздух в непроветренном помещении, кроме пыли, содержит много углекислого газа, который раздражает нервные окончания дыхательных путей, что приводит к возникновению в коре головного мозга очага возбуждения, препятствующего распространению торможения. Комнату перед сном надо хорошо проветрить, а лучше (если позволяет погода) оставить форточку или фрамугу на ночь открытой. Не следует бояться простуды! Дети очень легко привыкают к свежему воздуху и в результате меньше болеют. Кроме того, жизненным опытом и экспериментальными работами доказано благотворное влияние пониженной температуры воздуха на сон. Если в комнате прохладно, ребенок засыпает быстрее, сон его глубже, а работоспособность на следующий день выше, он чувствует себя значительно бодрее.

     Очень полезна перед сном спокойная  прогулка на свежем воздухе в течение 30 – 40 мин. Это обеспечивает достаточную  глубину сна  и его длительность.

     Шумные  игры, просмотры телевизионных передач, чтение и рассказывание волнующих  историй перед сном вызывают глубокие эмоциональные переживания, мешающие спокойному засыпанию, сокращают время  сна.

     Во  время сна до минимума должны быть сведены отрицательные влияния  таких раздражителей, как яркий свет, шум (громкие разговоры, включенные радио и телевизор).

     Важное  значение имеет и правильное положение  во время сна. Напряжение мышц и связочного аппарата, вынужденная поза и длительная односторонняя нагрузка не только мешают хорошо выспаться, но иногда вызывают нарушения осанки. Сон на животе затрудняет дыхание. Лучше спать на спине или на правом боку, руки должны лежать поверх одеяла.

     При соблюдении необходимых правил сон  школьника будет полноценным, поможет восстановить его силы к следующему трудовому дню.  
 

  1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ, УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА,

ЛИЧНАЯ  ГИГИЕНА

     Ребенку следует начинать свой день с гимнастики, которую в теплое время года нужно проводить при открытом окне, а в холодное – в хорошо проветренной комнате или, если организм уже достаточно устойчив к охлаждению, при открытой форточке. После утренней гимнастики нужно проводить обтирание, обливание или принимать душ.

     После проведения водных процедур ребенок  заканчивает свой утренний туалет: одевается, чистит зубы, умывается, причесывается. Затем убирает постель и комнату, завтракает и только тогда отправляется в школу, при занятиях в первую смену, или после получасовой прогулки принимается за уроки, при занятиях во вторую смену.

     Вечером, за полчаса до отхода ко сну, детям  надлежит привести в порядок свой костюм, верхнюю одежду, обувь; выполнить  общепринятые правила личной гигиены: коротко постричь ногти, удалить щеткой с мылом из-под ногтей грязь, вымыть с мылом руки (до локтей), уши, шею и лицо, почистить щеткой с зубным порошком зубы.

     В вечерний туалет обязательно следует  вводить мытье ног водой комнатной  температуры как процедуру, закаливающую организм против так называемых простудных заболеваний.

     Все указанные водные процедуры, выполняемые  ежедневно перед отходом ко сну, в одно и то же время, помимо их гигиенического и закаливающего значения, являются для организма условными раздражителями – сигналами и способствуют более  быстрому наступлению сна.  
 
 
 
 
 
 

  1. СВОБОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ 

     В режиме дня школьников необходимо предусмотреть  определенное время, которое используется детьми сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам.

     Рациональная  организация свободного времени  учащихся – важнейшая государственная задача. Ведь разумно организуя свободное время школьников, мы создаем необходимые предпосылки для того, чтобы процесс всестороннего развития личности был максимально продуктивным и в зрелые годы человека, в те годы, когда он самостоятельно организует процесс своего общения с людьми, с миром науки, искусства, культуры, с природой, окружающей действительностью. Итак, решение проблемы свободного времени в обществе взрослых существенным образом зависит от того, как она будет решена в детском обществе, в среде детей и подростков, юношей и девушек.

     Свободное время школьников может быть занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях эта деятельность организуется взрослыми — вожатыми, учителями, руководителями кружков, родителями, в других — дети организуют ее сами как общую, совместную деятельность. Они создают футбольные и хоккейные команды, затевают различные игры, компанией отправляются за грибами, собираются во дворах и подъездах для обслуживания своих неотложных ребячьих дел. Значительную часть досуга многие школьники проводят в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают или смотрят телепередачи, другие что-нибудь мастерят, третьи рисуют, лепят, вышивают и пр.

     Ребят прежде всего надо увлечь интересными  и полезными делами. Полученные на уроках знания по литературе, истории, математике и биологии учащиеся могут дополнить и углубить в различных клубах, творческих объединениях, участвуя в диспутах и дискуссиях, теоретических семинарах, в процессе опытной работы; многие трудовые навыки приобрести в процессе общественно полезной деятельности в школьных ученических мастерских и т. п.

     Организуя свободное время школьников, необходимо учитывать специфику их основной суточной деятельности. Ребенок в школе затрачивает немалые усилия на то, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. После классных занятий дети должны иметь хороший отдых. Вернувшись из школы, они могут до обеда поиграть, помочь по дому в мелких хозяйственных делах, после обеда — отдохнуть и пойти погулять.

     В бюджете свободного времени школьника  видное место должны занимать физкультура и спорт.

     Большую пользу для здоровья и радость  детям приносят проводимые совместно с родителями экскурсии и загородные прогулки. Семейные путешествия с определенными целевыми установками имеют не только оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение. Во время таких прогулок можно показать школьникам способы ориентирования, преодоления различных препятствий в пути.

     Семейные  прогулки за город желательно проводить  в течение всего года. Новичкам лучше начинать такие походы с наступлением устойчивой теплой погоды. Важно заблаговременно выбрать место для загородных поездок. Оно не должно быть рядом с крупными населенными пунктами, промышленными предприятиями, транспортными магистралями. Современные средства транспорта позволят в течение часа добраться до сельской местности и прямо с поезда или автобуса попасть на лоно природы.

     А сколько возможностей для отличного  отдыха и физического совершенствования представляет зимой лыжня! Ходьба на лыжах доступна каждому. Чистый морозный воздух полезен всем. Он очищает легкие и закаливает организм. Любители лыж отличаются невосприимчивостью к простудным заболеваниям. У них повышается работоспособность.

     Семейные  походы и экскурсии с подбором специальных упражнений — отличное средство для укрепления здоровья, физического совершенствования, хорошего отдыха в свободное время.

     Многообразие  видов деятельности школьников во внеучебное время способствует их интеллектуальному развитию и духовному обогащению. При этом рациональная организация свободного времени в течение дня играет большую роль в восстановлении и сохранении оптимального состояния организма. Для этого содержание и объем внеучебной деятельности, в том числе длительность и характер ее, должны исходить из анатомо-физиологических и психологических возможностей и потребностей учащихся и соответствовать гигиеническим рекомендациям. 
 

Информация о работе Режим дня школьников