Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:05, реферат
В связи с тем, что форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, повышенный интерес представляет и классификация политических режимов. Интерес к данной теме можно определить практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В политической науке для описания социального характера и порядка отношений правителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима.
Введение 2
Признаки политического режима 3
Характеристика политического режима 4
Политическая стабильность 4
Политическая оппозиция 5
Классификация политических режимов 6
Демократический режим 6
Авторитарные режимы 8
Тоталитаризм 9
Заключение 10
Список литературы 11
Содержание
В связи с тем, что форма государства стала одной из актуальных тем теории государства и права, следовательно, повышенный интерес представляет и классификация политических режимов. Интерес к данной теме можно определить практическими потребностями государства, так как форма государства во многом влияет на его содержание и функции.
В
политической науке для описания
социального характера и
Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срез политической системы, в узком смысле политический режим - это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, выражающих ее содержание и характер. Это определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.
Политический
режим рассматривается как
Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая система» выявляет характер связей с внешней средой, а «политический режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые исследователи ограничивают его содержание формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения.
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой — способы политического участия партий и групп интересов.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Другими словами, речь идет о том, что между правителями и управляемыми заключается своего рода «общественный договор» о правилах их отношений, а динамика осуществления государственного управления постоянно отражает состояние дел при поддержании властного порядка и сам характер регулирования отношений между государством и человеком.
Поскольку общие определения были описаны выше, рассмотрим более детально признаки, характеристику и классификацию политического режима.
Политический режим (внутреннее состояние) определяет как осуществляется власть, как функционируют политические институты и политические отношения, какова динамика политической системы, как соотносятся между собой власть и общество, кто кого контролирует, а также обеспечивает достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.
Тип
политического режима определяется
уровнем развития и интенсивностью общественно-политических
процессов, структурой правящей элиты,
механизмом ее формирования, состоянием
свобод и прав человека в обществе, состоянием
отношений с бюрократией (чиновничий аппарат),
господствующим в обществе типом легитимности,
развитостью общественно-политических
традиций, доминирующим в обществе политическим
сознанием и поведением.
Признаками политического режима являются:
Политическая стабильность
По
мнению многих ведущих теоретиков,
стабильность, позволяющая добиваться
повышения управляемости
Содержательно о стабильности власти можно говорить при сравнении либо различных политических систем, либо с тем режимом, который существовал ранее. В политическом мире существуют стабильные, среднестабильные и крайне нестабильные режимы. У каждого из них существуют свои возможности управления обществом, резервы и ресурсы регулирования общественных порядков, способности к самосохранению и развитию.
Стабильность политического режима представляет собой сложное явление, включающее такие параметры, как сохранение системы правления, утверждение гражданского порядка, сохранение легитимности и обеспечение надежности (эффективности) управления. Поэтому в самом общем виде она может означать определенный характер политических процессов (например, отсутствие войн и вооруженных конфликтов), степень адаптации правительства к социальным изменениям, характер уравновешенности отношений элитарных кругов, достигнутые равновесие и баланс политических сил. При этом критериями стабильности могут быть: срок нахождения правительства у власти, его опора на партии, представленные в законодательных органах, степень многопартийности, раздробленность сил в парламенте и т.д. Используемые для достижения стабильности средства могут располагаться в широком диапазоне: от убеждения и поощрения свободной политической активности граждан до применения насилия.
В противоположность стабильности нестабильность чаще всего сопровождает процессы качественного реформирования, принципиальных преобразований в обществе и власти. К факторам нестабильности относятся: культурные и политические расколы в обществе; невнимание к нуждам граждан со стороны государства; острая конкуренция партий, придерживающихся противоположных идеологических позиций; предложение обществу непривычных идей и форм организации повседневной жизни.
Политическая оппозиция
Одним
из наиболее распространенных факторов
дестабилизации политического режима
является деятельность оппозиции. Оппозиция
представляет собой политический институт,
имеющий целью выражение интересов и ценностей,
не представленных в деятельности правящего
режима. Тем самым оппозиция выражает
и консолидирует протестную активность
населения, формулирует требования, оппонирующие
или корректирующие поведение властей.
Оппозиция — это носитель «критического
духа» в политике.
Наличие
оппозиции органически связано
как с разнородностью общества, обусловливающей
невозможность постоянно
В качестве основных причин формирования политической оппозиции правящему режиму, как правило, называют: социальное расслоение в обществе, национальное неравенство, несовершенство избирательной системы, разочарование населения (элит) в идеалах господствующего строя, раскол элит и неудовлетворенные амбиции отдельных деятелей.
Самые
значительные проблемы для режима создает
непримиримая оппозиция, не признающая
ценностей правительства, постоянно
призывающая к пересмотру итогов
выборов, не считающаяся с нормами
политической игры и имеющая тенденцию
переходить к вооруженным формам протеста.
Непримиримые оппозиционеры нередко отказываются
от участия в выборах, используют провокации,
ведут поиск союзников за рубежами страны,
обращаются к международной поддержке
своих требований, убеждают общество в
том, что правящий режим является проводником
чуждых зарубежных интересов и получил
власть в результате противоправных действий
или международного тайного заговора
(«масонов», «мирового сионизма» и т.д.).
В условиях демократических систем, как правило, осуществляется гибкая тактика по отношению к оппозиции, она определяется в зависимости от степени ее лояльности власти. При этом активно используются технологии политического логроллинга (заключения сделок, ведения торга с конкурентами), частичного блокирования и создания коалиций с отрядами оппозиции. Широкое распространение получают механизмы согласования интересов, образования согласительных комитетов, арбитражных комиссий парламента, проведения «круглых столов». При таком подходе оппозиция никогда не остается единой, накал противоречий снижается, а угроза для власти уменьшается, уровень интеграции общества повышается. В тоталитарных же и авторитарных режимах, которые не заинтересованы в определении степени лояльности оппозиции и однозначно негативно относятся ко всем ее слоям, расценивая как потенциально опасную любую протестную деятельность граждан, любое взаимодействие с нею чревато провоцированием насилия, усилением отчуждения граждан от политики и власти.
Подходы к определению содержания категории политического режима можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.
Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические, авторитарные и тоталитарные.
Демократический режим
Самый
сложный и многозначный по формам
реализации тип политического режима
- демократия. Уже семь столетий, начиная
с 1260 г., когда это слово было впервые употреблено
в переводе аристотелевской «Политики»,
и до настоящего времени, не смолкают споры
о значении термина «демократия».
Возникнув
в античности и обозначая «власть
народа» (от греческих слов demos - «народ»
и kratos - «власть»), термин «демократия»
стал самым распространенным в политической
науке. Однако массовое использование
термина не оставило за ним определенного
однозначного содержания. До сих пор в
политологии не выработаны общепринятые
представления, позволяющие сформулировать
четкое определение демократии. Различные
авторы акцентируют внимание на отдельных
составляющих демократии, например, на
власти большинства, на ее ограничении
и контроле над ней, на основных правах
граждан, на правовой и социальной государственности,
наконец, на разделении властей, всеобщих
выборах, гласности, конкуренции различных
мнений и позиций, плюрализме, равенстве,
соучастии и т. д.
Соответственно
демократия интерпретируется в нескольких
смыслах: во-первых, расширительно, как
общественная система, основанная на добровольности
всех форм жизнедеятельности индивида;
во-вторых, более узко, как форма государства,
при которой все граждане обладают равными
правами на власть (в отличие от монархии,
где власть принадлежит одному лицу или
аристократии, где управление осуществляется
группой лиц). Это античная традиция трактовки
демократии, берущая начало с Геродота
(V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается
как идеальная модель общественного устройства,
как определенное мировоззрение, основанное
на ценностях свободы, равноправия, прав
человека. Индивиды, группы, исповедующие
данные ценности, формируют движение за
их реализацию. В этом значении термин
«демократия» трактуется как социальное
движение, как тип политической ориентации,
воплощенный в программах определенных
партий.