Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:17, реферат
Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.
Введение………………………………………………………………………... 3
Учебная работа детей в школе и дома …………………………………… 4
Питание детей и подростков………………………………………………. 5
Сон и его гигиеническая организация …………………………………… 7
Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена…………….. 9
Свободные занятия………………………………………………………… 10
Режим дня в каникулы и выходные дни………………………………….. 11
Режим дня в период подготовки к экзаменам……………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………... 14
Приложения……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы..................................................................
Реферат
на тему:
Режим
дня школьников
Барнаул
2008 г.
Содержание:
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список использованной
литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.
Учеба, занимающая в жизни детей особое место, связана с интенсивной деятельностью корковых клеток. Корковая клетка представляет собой нервную клетку со сложными функциями, обладающую в особенности у детей, сравнительно быстрой истощаемостью – утомляемостью. Поэтому крайне важна правильная организация чередования умственной работы и отдыха детей с тем, чтобы охранять корковые клетки от возможного чрезмерного утомления. Большая учебная нагрузка в школе и значительные по объему заданного материала домашние учебные занятия лишают учащегося достаточного отдыха и возможности заниматься чтением художественной литературы, музыкой, рисованием, работой в кружках (внешкольная работа), играми, спортом и развлечениями на открытом воздухе. Большие задания на дом часто заставляют учащихся заниматься до поздней ночи и тем самым сокращать часы сна.
Недосыпание и отсутствие отдыха, повторяющиеся систематически изо дня в день в течение всего учебного года, приводят к серьезному расстройству здоровья школьников. У них появляются головные боли, раздражительность, быстрая утомляемость со всеми характеризующими ее признаками, ухудшается аппетит. Одновременно это отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся и сопротивляемости их к различным неблагоприятным влияниям, в частности к инфекционным и другим болезням.
Непосильные задания нередко приводят к низкому качеству их выполнения и могут способствовать дальнейшей выработке у школьников безразличного отношения сначала к выполнению учебных заданий, а затем и ко всякому труду.
Существенное значение для укрепления здоровья и физического развития имеет правильное решение в режиме дня школьника таких вопросов, как режим питания, правильное пользование водными процедурами для закаливания организма, пребывание на открытом воздухе и личная гигиена – поддержание чистоты тела, одежды, обуви и т.п.
Таким образом, при построении режима дня следует исходить из следующих основных положений: 1) достаточного, в соответствии с возрастными потребностями, количества сна; 2) регулярного и достаточного питания; 3) определенной продолжительности школьных и внешкольных занятий; 4) достаточного отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе (см. табл. 1, 2).
Крайне
важно повседневно соблюдать
точную регулярность режимных моментов,
т.е. постоянство выполнения их в одни
и те же часы, особенно подъема и отхода
ко сну, приема пищи, приготовления домашних
заданий и др.
1. УЧЕБНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ДОМА
От продолжительности учебных занятий в школе и дома в значительной мере зависит регулярность и необходимая продолжительность других режимных моментов, поэтому учебный день ребенка, его учебная работа в школе и дома должны быть ограничены определенным количеством часов.
Учебная нагрузка учащихся различных классов в школе должна составлять в первых четырех классах не более четырех уроков в день (в четвертых классах два раза в неделю по 5 уроков); в V – XI классах – 5 уроков и два дня в неделю по 6 уроков.
Перерывы между уроками дети должны проводить в движении, поэтому неправильно, если педагог запрещает детям побегать и поиграть во время перемен, советует спокойно ходить, повторять задание к следующему уроку или читать книгу.
После 35 мин. учебной работы у учащихся семилетнего возраста падает работоспособность, ухудшается внимание и память, дети начинают более длительно и менее качественно выполнять задания учителя, хуже запоминают числа, часто отвлекаются.
Педагоги, учитывая физиологические особенности детей семилетнего возраста, должны так строить занятия, чтобы основной учебный материал преподать в течение первых 25 – 30 мин., переключив затем внимание детей на другой вид деятельности.
Домашние учебные занятия детей должны быть также строго регламентированы. Приготовление уроков должно занимать ежедневно: в I классе не более 1 часа, во II классе 1 – 1,5 часа, в III и IV – 1,5 – 2 часа, в V и VI классах – 2 часа, в VII классе – 2,5 – 3,5 часа, в VIII – XI – 3 – 4 часа. При такой длительности приготовления домашних заданий работа выполняется успешно и без заметных признаков утомления. Если приготовление домашних заданий затягивается, то школьники продолжают работать при сниженной работоспособности, затрачивают больше сил, однако качество выполнения задания страдает, в письменных работах делается много ошибок, учебный материал усваивается хуже.
Домашние учебные задания всегда должны выполняться ребенком в одно и то же время при тишине в комнате. Разговоры, радио, посторонние шумы отвлекают учащегося, мешают ему сосредоточиться и тем самым затрудняют и удлиняют выполнение учебных заданий.
Родители часто спрашивают, в каком порядке следует делать уроки: начинать с легких или трудных, устных или письменных? Единой последовательности в приготовлении уроков, одинаково рациональной для всех школьников, быть не может, т.к. у детей имеются индивидуальные различия в усвоении нового материала, устойчивости внимания, свободы переключения с одного вида работы на другой.
В
начальных классах учителя
Учащиеся старших классов должны сами устанавливать себе порядок выполнения заданий на основе наблюдений за своей работоспособностью. Если школьник входит в работу легко и в начале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий и относительно быстро утомляется, то ему следует начинать приготовление уроков с наиболее трудного задания. Если учащийся втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, усталость появляется не так скоро, то такому ученику надо начинать готовить уроки с наиболее легких и постепенно переходить к трудным.
Приготовление
уроков учащимися первой смены должно
начинаться после обеда и полутора-
Во время выполнения домашних заданий необходимо устраивать перерывы для учащихся среднего и старшего возраста через каждые 45 минут, а для младшего — через 30—35 минут. За время 5—10-минутного перерыва нужно проветрить комнату, встать, сделать несколько простых дыхательных гимнастических упражнений. Такие перерывы дают возможность сохранить работоспособность на достаточном уровне в течение всего времени приготовления уроков.
Педагоги
при беседе с родителями должны также
обратить их внимание на недопустимость
приготовления учащимися уроков в поздние
часы. Засиживаясь за выполнением заданий,
дети сокращают необходимую для их возраста
продолжительность сна, а утром встают
с большим трудом, вялые и недостаточно
отдохнувшие.
Правильно организованное питание является важнейшим условием хорошего физического и умственного развития школьников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т.е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушается пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга.
Для правильного роста и развития детского организма необходимо высококалорийное питание, достаточно полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
В сутки школьник должен получить (в зависимости от возраста) от 2400 до 3000 больших калорий, при определенном соотношении белков, жиров и углеводов животного и растительного происхождения (см. табл. 3, 4).
Одним из важных факторов в процессах пищеварения является аппетит – стремление к пище, живой пищевой рефлекс. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразна, правильно и вкусно приготовлена. Только вкусно приготовленное блюдо съедается ребенком с удовольствием, возбуждает аппетит, следовательно, способствует пищеварению.
Хороший здоровый аппетит вызывается не только запахом и видом вкусно приготовленных блюд, но и обстановкой акта еды. Обеденный стол, покрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, чистые столовые приборы вызывают самое острое желание есть. Следовательно, этой стороной – организацией обстановки питания – не стоит пренебрегать, а, наоборот, нужно создать все условия, возбуждающие аппетит.
Во время еды ребенок не должен заниматься разговорами, читать книгу, а также быстро проглатывать пищу, не замечая ее вкуса, ибо все это неблагоприятно отражается на процессе пищеварения.
Пищевой рефлекс имеет совершенно определенную периодичность. В строгом соответствии с этой периодичностью должен быть установлен режим питания - прием пищи через каждые 3 – 4 часа, всего 4 – 5 раз в сутки. Установленный в питании ребенка ритм не должен нарушаться. «Перехватывание» пищи урывками, раньше установленного времени, отрицательно отражается на аппетите. Основная еда съедается тогда без аппетита и в меньшем количестве, чем это нужно. Если подобный беспорядок в режиме питания будет иметь место в повседневной жизни ребенка, то это, в конце концов, приведет к тому, что аппетит – стремление к пищи, т.е. пищевой рефлекс, совсем пропадет, и пищеварение расстроится.
Утренний завтрак – первый прием пищи (7 час. 30 мин. – 8 час. утра). Перед уходом в школу ребенок обязательно должен позавтракать, а не уходить натощак. На завтрак детям следует давать одно горячее блюдо, хлеб с маслом, яйцо всмятку, чай, кофе, какао или горячее молоко, фрукты.
Второй завтрак ребёнок получает в школе во время большой перемены (10 час. – 10 час. 30 мин.). Нужно стремиться к тому, чтобы завтрак ребенка в школе был полноценным, состоящим из горячего мясного блюда с овощным гарниром или крахмально-белкового (каша со сливочным маслом), стакана суррогатного кофе, молока или какао и пирожка. Из холодных блюд на школьный завтрак могут быть рекомендованы: винегрет, молоко, сметана, кефир, бутерброд с ветчиной, маслом или колбасой, фрукты, кисель и компот.
Обед дается детям, занимающимся в первой смене, при приходе из школы, а учащимся второй смены – перед уходом на занятия – в 13 час. – 13 час. 30 мин.Обед должен состоять из трех блюд: первое блюдо – жидкое (щи, борщ, суп на мясном отваре), приправленное сежей зеленью (зеленый лук, ботва петрушки); второе блюдо – мясное, овощное или различные каши; третье блюдо – витаминизированные кисели (в готовый кисель добавляется ягодный сок).