Режим дня школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Учебная работа детей в школе и дома …………………………………… 4
Питание детей и подростков………………………………………………. 5
Сон и его гигиеническая организация …………………………………… 7
Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена…………….. 9
Свободные занятия………………………………………………………… 10
Режим дня в каникулы и выходные дни………………………………….. 11
Режим дня в период подготовки к экзаменам……………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………... 14

Приложения……………………………………………………………………. 15

Список использованной литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

Режим дня детей и подростков.docx

— 55.98 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему: 

     Режим дня школьников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2008 г. 
 
 
 

     Содержание:  

     Введение………………………………………………………………………...    3 

  1. Учебная работа детей в школе и дома ……………………………………    4
  2. Питание детей и подростков……………………………………………….    5
  3. Сон и его гигиеническая организация ……………………………………      7
  4. Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена……………..   9
  5. Свободные занятия…………………………………………………………   10
  6. Режим дня в каникулы и выходные дни…………………………………..    11
  7. Режим дня в период подготовки к экзаменам…………………………….    12

    Заключение……………………………………………………………………...   14

    Приложения…………………………………………………………………….    15

    Список использованной литературы.................................................................. 17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ

     Режим дня должен строиться на 24 часа и  охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.

     Учеба, занимающая в жизни детей особое место, связана с интенсивной  деятельностью корковых клеток. Корковая клетка представляет собой нервную клетку со сложными функциями, обладающую в особенности у детей, сравнительно быстрой истощаемостью – утомляемостью. Поэтому крайне важна правильная организация чередования умственной работы и отдыха детей с тем, чтобы охранять корковые клетки от возможного чрезмерного утомления. Большая учебная нагрузка в школе и значительные по объему заданного материала домашние учебные занятия лишают учащегося достаточного отдыха и возможности заниматься чтением художественной литературы, музыкой, рисованием, работой в кружках (внешкольная работа), играми, спортом и развлечениями на открытом воздухе. Большие задания на дом часто заставляют учащихся заниматься до поздней ночи и тем самым сокращать часы сна.

     Недосыпание и отсутствие отдыха, повторяющиеся  систематически изо дня в день в течение всего учебного года, приводят к серьезному расстройству здоровья школьников. У них появляются головные боли, раздражительность, быстрая утомляемость со всеми характеризующими ее признаками, ухудшается аппетит. Одновременно это отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся и сопротивляемости их к различным неблагоприятным влияниям, в частности к инфекционным и другим болезням.

     Непосильные задания нередко приводят к низкому  качеству их выполнения и могут способствовать дальнейшей выработке у школьников безразличного отношения сначала к выполнению учебных заданий, а затем и ко всякому труду.

     Существенное  значение для укрепления здоровья и  физического развития имеет правильное решение в режиме дня школьника таких вопросов, как режим питания, правильное пользование водными процедурами для закаливания организма, пребывание на открытом воздухе и личная гигиена – поддержание чистоты тела, одежды, обуви и т.п.

     Таким образом, при построении режима дня  следует исходить из следующих основных положений: 1) достаточного, в соответствии с возрастными потребностями, количества сна; 2) регулярного и достаточного питания; 3) определенной продолжительности школьных и внешкольных занятий; 4) достаточного отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе (см. табл. 1, 2).

     Крайне  важно повседневно соблюдать  точную регулярность режимных моментов, т.е. постоянство выполнения их в одни и те же часы, особенно подъема и отхода ко сну, приема пищи, приготовления домашних заданий и др.  

1.  УЧЕБНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И ДОМА

     От  продолжительности учебных занятий в школе и дома в значительной мере зависит регулярность и необходимая продолжительность других режимных моментов, поэтому учебный день ребенка, его учебная работа в школе и дома должны быть ограничены определенным количеством часов.

     Учебная нагрузка учащихся различных классов  в школе должна составлять в первых четырех классах не более четырех  уроков в день (в четвертых классах  два раза в неделю по 5 уроков); в  V – XI классах – 5 уроков и два дня в неделю по 6 уроков.

     Перерывы  между уроками дети должны проводить в движении, поэтому неправильно, если педагог запрещает детям побегать и поиграть во время перемен, советует спокойно ходить, повторять задание к следующему уроку или читать книгу.

     После 35 мин. учебной работы у учащихся семилетнего возраста падает работоспособность, ухудшается внимание и память, дети начинают более длительно и менее качественно выполнять задания учителя, хуже запоминают числа, часто отвлекаются.

     Педагоги, учитывая физиологические особенности  детей семилетнего возраста, должны так строить занятия, чтобы основной учебный материал преподать в  течение первых 25 – 30 мин., переключив затем внимание детей на другой вид деятельности.

     Домашние  учебные занятия детей должны быть также строго регламентированы. Приготовление уроков должно занимать ежедневно: в I классе не более 1 часа, во II классе 1 – 1,5 часа, в III и IV – 1,5 – 2 часа, в V и VI классах – 2 часа, в VII классе – 2,5 – 3,5 часа, в VIII – XI – 3 – 4 часа. При такой длительности приготовления домашних заданий работа выполняется успешно и без заметных признаков утомления. Если приготовление домашних заданий затягивается, то школьники продолжают работать при сниженной работоспособности, затрачивают больше сил, однако качество выполнения задания страдает, в письменных работах делается много ошибок, учебный материал усваивается хуже.

     Домашние  учебные задания всегда должны выполняться  ребенком в одно и то же время  при тишине в комнате. Разговоры, радио, посторонние шумы отвлекают  учащегося, мешают ему сосредоточиться  и тем самым затрудняют и удлиняют выполнение учебных заданий.

     Родители  часто спрашивают, в каком порядке  следует делать уроки: начинать с  легких или трудных, устных или письменных? Единой последовательности в приготовлении уроков, одинаково рациональной для всех школьников, быть не может, т.к. у детей имеются индивидуальные различия в усвоении нового материала, устойчивости внимания, свободы переключения с одного вида работы на другой.

     В начальных классах учителя обычно рекомендуют ребятам начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным. Для учащихся 1 – 2 классов такая рекомендация в большинстве случаев оправдана. Дело в том, что дети 7 – 8-летнего возраста еще не привыкли к значительным учебным нагрузкам и быстро утомляются. У них обычно не бывает длительного периода втягивания в работу, который можно наблюдать у большинства старших школьников, поэтому школьникам 1 – 2 классов следует начинать приготовление уроков с наиболее трудных заданий, как правило, такими являются письменные.

     Учащиеся  старших классов должны сами устанавливать  себе порядок выполнения заданий на основе наблюдений за своей работоспособностью. Если школьник входит в работу легко и в начале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий и относительно быстро утомляется, то ему следует начинать приготовление уроков с наиболее трудного задания. Если учащийся втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, усталость появляется не так скоро, то такому ученику надо начинать готовить уроки с наиболее легких и постепенно переходить к трудным.

     Приготовление уроков учащимися первой смены должно начинаться после обеда и полутора-двухчасового отдыха на воздухе. Учащиеся второй смены должны начинать приготовление уроков утром после завтрака и хотя бы получасовой прогулки на воздухе.

     Во  время выполнения домашних заданий  необходимо устраивать перерывы для  учащихся среднего и старшего возраста через каждые 45 минут, а для младшего — через 30—35 минут. За время 5—10-минутного  перерыва нужно проветрить комнату, встать, сделать несколько простых дыхательных гимнастических упражнений. Такие перерывы дают возможность сохранить работоспособность на достаточном уровне в течение всего времени приготовления уроков.

     Педагоги  при беседе с родителями должны также  обратить их внимание на недопустимость приготовления учащимися уроков в поздние часы. Засиживаясь за выполнением заданий, дети сокращают необходимую для их возраста продолжительность сна, а утром встают с большим трудом, вялые и недостаточно отдохнувшие.  
 

  1. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

     Правильно организованное питание является важнейшим  условием хорошего физического и  умственного развития школьников. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условнорефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, т.е. к каждому времени приема пищи в организме происходит соответствующая функциональная настройка. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не появляется. В результате нарушается пищеварение и усвоение пищи, что может привести к заболеванию. Отсутствие пищевого режима отражается и на многочисленных функциях коры головного мозга.

     Для правильного роста и развития детского организма необходимо высококалорийное питание, достаточно полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

     В сутки школьник должен получить (в  зависимости от возраста) от 2400 до 3000 больших калорий, при определенном соотношении белков, жиров и углеводов животного и растительного происхождения (см. табл. 3, 4).

     Одним из важных факторов в процессах пищеварения  является аппетит – стремление к  пище, живой пищевой рефлекс. Для  того чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразна, правильно и вкусно приготовлена. Только вкусно приготовленное блюдо съедается ребенком с удовольствием, возбуждает аппетит, следовательно, способствует пищеварению.

     Хороший здоровый аппетит вызывается не только запахом и видом вкусно приготовленных блюд, но и обстановкой акта еды. Обеденный стол, покрытый скатертью, аккуратно нарезанный хлеб, чистые столовые приборы вызывают самое острое желание есть. Следовательно, этой стороной – организацией обстановки питания – не стоит пренебрегать, а, наоборот, нужно создать все условия, возбуждающие аппетит.

     Во  время еды ребенок не должен заниматься разговорами, читать книгу, а также быстро проглатывать пищу, не замечая ее вкуса, ибо все это неблагоприятно отражается на процессе пищеварения.

     Пищевой рефлекс имеет совершенно определенную периодичность. В строгом соответствии с этой периодичностью должен быть установлен режим питания - прием пищи через каждые 3 – 4 часа, всего 4 – 5 раз в сутки. Установленный в питании ребенка ритм не должен нарушаться. «Перехватывание» пищи урывками, раньше установленного времени, отрицательно отражается на аппетите. Основная еда съедается тогда без аппетита и в меньшем количестве, чем это нужно. Если подобный беспорядок в режиме питания будет иметь место в повседневной жизни ребенка, то это, в конце концов, приведет к тому, что аппетит – стремление к пищи, т.е. пищевой рефлекс, совсем пропадет, и пищеварение расстроится.

     Утренний  завтрак – первый прием пищи (7 час. 30 мин. – 8 час. утра). Перед уходом в школу ребенок обязательно должен позавтракать, а не уходить натощак. На завтрак детям следует давать одно горячее блюдо, хлеб с маслом, яйцо всмятку, чай, кофе, какао или горячее молоко, фрукты.

     Второй  завтрак ребёнок получает в школе во время большой перемены (10 час. – 10 час. 30 мин.). Нужно стремиться к тому, чтобы завтрак ребенка в школе был полноценным, состоящим из горячего мясного блюда с овощным гарниром или крахмально-белкового (каша со сливочным маслом), стакана суррогатного кофе, молока или какао и пирожка. Из холодных блюд на школьный завтрак могут быть рекомендованы: винегрет, молоко, сметана, кефир, бутерброд с ветчиной, маслом или колбасой, фрукты, кисель и компот.

     Обед дается детям, занимающимся в первой смене, при приходе из школы, а учащимся второй смены – перед уходом на занятия – в 13 час. – 13 час. 30 мин.Обед должен состоять из трех блюд: первое блюдо – жидкое (щи, борщ, суп на мясном отваре), приправленное сежей зеленью (зеленый лук, ботва петрушки); второе блюдо – мясное, овощное или различные каши; третье блюдо – витаминизированные кисели (в готовый кисель добавляется ягодный сок).

Информация о работе Режим дня школьников