Режим дня

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Правильный режим дня — это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Режим воспитывает организованность, целенаправленность действий, приучает к самодисциплине.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………… 2
2. Правильный режим дня ………………………………………………………………………… 3
3. Компоненты режима дня ………………………………………………………………………. 6
• Сон ………………………………………………………………………………………………… 6
• Питание ………………………………………………………………………………………… 6
• Учебная нагрузка ………………………………………………………………………….. 7
• Организация своего досуга ………………………………………………………….. 8
• Пребывание у компьютера ………………………………………………………….. 8
• Двигательный режим …………………………………………………………………… 8
• Закаливание …………………………………………………………………………………. 9
4. Заключение …………………………………………………………………………………………… 10
5. Список использованной литературы……………………………………………………. 11

Работа содержит 1 файл

режим дня.docx

— 26.08 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение ………………………………………………………………………………………………… 2
  2. Правильный режим дня ………………………………………………………………………… 3
  3. Компоненты режима дня ………………………………………………………………………. 6
    • Сон ………………………………………………………………………………………………… 6
    • Питание ………………………………………………………………………………………… 6
    • Учебная нагрузка ………………………………………………………………………….. 7
    • Организация своего досуга ………………………………………………………….. 8
    • Пребывание у компьютера ………………………………………………………….. 8
    • Двигательный режим …………………………………………………………………… 8
    • Закаливание …………………………………………………………………………………. 9
  1. Заключение …………………………………………………………………………………………… 10
  1. Список использованной литературы……………………………………………………. 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Правильный режим  дня — это правильная организация  и наиболее целесообразное распределение  по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д. Режим воспитывает  организованность, целенаправленность действий, приучает к самодисциплине.

У большинства людей  в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Примерно в одни и те же часы человек работает, отдыхает, принимает  пишу. Организм привыкает к этому  распорядку, и в результате дела требуют меньше усилий, затрачиваемые  в процессе трудовой деятельности силы быстро и полностью восстанавливаются.

Существует еще  один очень важный фактор необходимости  соблюдения режима. Всей живой природе  присуще чувство времени. Человеческий организм живет по своим часам  и согласовывает с ними все  физиологические процессы. Эти часы — биологические ритмы — удивительное явление жизни. Некоторые из них  передаются биологическим путем  наследственности, другие зависят от внешних признаков — времени  года, колебаний температуры, влажности  воздуха, местонахождения планет и  других факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правильный  режим дня

Одно из условий  сохранения и укрепления здоровья - научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отдыха, сна, питания – одним словом правильный режим дня. Соблюдение режима рабочего дня значительно облегчает любую  деятельность, позволяет максимально  использовать все возможности организма  человека.

Физиологической основой  режим дня человека является выработка  динамического стереотипа. Динамический стереотип - система условных рефлексов. В результате длительного следования определенному распорядку дня эта  система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий  разрушает стереотип и отрицательно сказывается на состоянии организма.

Условия, жизни и  особенности профессиональной деятельности у всех различны. Каждый может сам  составить удобный для себя распорядок, руководствуясь некоторыми основными  правилами. И первое из них - это отвести  для любого вида деятельности строго определенной время.

Вся деятельность организма  человека подчинена определенным ритмическим  колебаниям, как и все живое  в природе. Ритмично сокращаются  сердце и дыхательная мускулатура, за бодрствованием следует сон, изменяются уровень гормонов и биологически активных веществ в крови, деятельность органов пищеварения и т.д.

Основной признак  ритмических процессов - их повторяемость. Биоритм - это равномерное чередование  во времени функциональных состояний  организма, физиологической деятельности его органов и клеток. Все биоритмы в организме человека тесно взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

Все функции организма  связаны с расходованием энергии. И ежедневно в строго определенные часы каждый внутренний орган ее восполняет.

Ученые установили, что максимум работоспособности  наблюдается с 10 до 12 часов, затем  уровень ее несколько падает и  с 16 до 18 часов вновь незначительно  повышается. При этом максимум отдельных  функциональных показателей отмечается как в утренние, так и в вечерние часы. Так, утром мышечная сила меньше, чем вечером, с 16 до 19 часов у многих спортсменов выше результаты в прыжках в длину, в толкании ядра, в беге на 100 метров.

Кроме того, было установлено, что описанные изменения работоспособности  характерны лишь для части людей. Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 - 50% - одинаковый уровень работоспособности  в течение всего рабочего дня. лучший юмор сети Эти группы людей  условно названы «жаворонками», «совами» и «голубями». Наибольшее число «сов» встречается среди  людей творческих профессий, а «жаворонков» - среди рабочих и служащих.

Режим рабочего дня  «сов» противоположен «жаворонкам» и самые продуктивные часы отодвигаются, как правило, на вечернее время, когда  организму приходится затрачивать  дополнительные усилия для бодрствования. Естественно в значительной мере преждевременно изнашивается организм.

Самый важный биоритм - ритм суточный. Например, исследования подтверждают, что наиболее благоприятное  время ложиться спать - между 21 - 22 часами, так как на 22 - 23 часа приходится один из физиологических спадов. И если человек не засыпает по каким-то причинам к 24 часам, то в 24 часа это удастся  с трудом. А нередко именно эти  часы суток и используют для той  или иной творческой работы, ибо  действительно на 24 - 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности. Но она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких  людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного  ритма сна приводят к ишемической  болезни сердца, гипертонии, хронической  усталости и пр. Люди, живущие  вопреки естественному биоритму, ускоряют процесс старения.

Замечено, что на 5 - 6 часов утра приходится самый  значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность  человека, но, к сожалению, современный  человек это время просыпает.

Активные  часы для всех - от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.

Пассивные часы - с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.

Секрет долголетия в простой и естественной жизни, нормальном сне. Человек должен вести  дневной образ жизни и соблюдать  правильный режим дня. В светлое  время суток уровень физиологических  реакций повышен, в темное же, ночное время - сильно ослаблен.

Уровень работоспособности  колеблется не только в течение суток, но и в течение недели. В понедельник  физическая и умственная работоспособность  минимальна. Затем она постепенно возрастает, достигая максимальных значении в среду и четверг. В пятницу  работоспособность вновь резко  падает.

Интересно, что рабочая  неделя сформировалась у разных народов  независимо друг от друга. Свое название дни недели еще в древности  получили по названиям видимых невооруженным  глазом планет и Солнца. Понедельник  считали днем Луны, вторник - Марса, среду - Меркурия, четверг- Юпитера, пятницу - днем Венеры, суббота была названа  в честь Сатурна, а воскресенье  в честь Солнца.

Зная закономерности недельных изменений работоспособности, можно оптимально организовать режим  рабочего дня и спланировать время  труда и отдыха, в таком случае Вам удастся соблюдать правильный режим дня. В частности, высокий  уровень работоспособности во вторник, среду и четверг свидетельствует  о нецелесообразности использования  этих дней для отдыха. Выходные дни  в субботу и в воскресенье  требует более длительного вхождения  в трудовую неделю. Поэтому понедельник  называют «тяжелым днем». В этот день наибольшее количество несчастных случаев  и аварий на производстве. 
 
 
 
 
 
 

Компоненты  режима дня

Важнейший компонент  режима - сон. Дошкольники и школьники дома обычно встают в определенные часы (перед уходом в детский сад или в школу). Но ложатся спать в одно и то же время редко: в конце дня у них находятся неотложные дела, а родители добры. Вследствие этого у ребенка начинается хроническое недосыпание, которое он старается компенсировать долгим лежанием в постели в воскресенье, в каникулы. Недосыпание вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности или, наоборот, возбуждения. И то, и другое пагубно отражается на общем развитии. Такой режим не только не восполняет отсутствие нормального сна, но и способствует развитию лени. Один из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников — сокращение времени ночного сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в 11% случаев — длительное приготовление уроков, в 64% — просмотр вечерних телепередач, игра на компьютере и так далее.

Правильно организованное питание является важнейшим условием нормального развития школьника. Когда наступает время еды, повышается возбудимость пищевого центра, условно рефлекторно выделяются пищеварительные соки, повышается обмен веществ, происходит функциональная настройка организма. При беспорядочном питании эта функциональная готовность к еде не проявляется. В результате нарушается нормальное пищеварение и усвоение пищи. Это может привести к заболеванию. Чаще всего так и зарабатывается гастрит. Оптимальным для подросткового возраста является 4- 5 разовое питание с 3-4 часовым интервалом между приемом пищи. Жизненная деятельность человека осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов, обмена веществ, с выделением энергии, необходимой для нормальной работы всех систем и органов человека. Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рацион питания должен быть построен в определенном сбалансированном отношении, содержать все эти вещества (не будем углубляться в суточную потребность в килокалориях). Каждый компонент жизненно важен для организма, например: недостаточное содержание белка в рационе питания (мясо, рыба, творог, сыр, яйца) вызывает ослабление тормозного, а затем и возбудительного процесса в коре головного мозга. Белки усиливают возбуждение центральной нервной системы, обеспечивают хорошую умственную работоспособность. Необходимо учитывать совместимость продуктов. Белки лучше усваиваются в сочетании с овощами. Ваш рацион обязательно должен содержать витамины. Они повышают сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, способствуют правильному росту и развитию молодого организма, участвуют в обменных процессах Суточный объем пищи вместе с выпиваемой жидкостью должен быть 2,5 - 3 кг (без учета хлеба). Нередко наши любящие родители, стремятся давать гораздо больше пищи, чем это необходимо. Установлено, что большая часть детей, страдающая избыточным весом, как раз из тех семей, в которых бытует "культ" еды, где родители сами переедают. Такие упитанные деточки тяжелее переносят любое заболевание, чаще болеют, из-за малой подвижности и тучности не могут себе позволить спортивные и другие подвижные игры. Повышенное отложение жира ослабляет мышцу сердца, вредно влияет на опорно-двигательный аппарат, кости, суставы, появляется плоскостопие, нарушается осанка, плохо развиваются мышцы.

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также, зависит от организации учебно-воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся и др. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как статическое напряжение: дети проводят без движения не менее трети суток бодрствования. Негативное влияние на здоровье детей школьного возраста оказывает перегрузка учебными занятиями в школе и дома. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени — ведущие факторы невротизации, особенно в начальной школе. Таким образом, все увеличивающаяся учебная нагрузка приводит к снижению времени, необходимого для восстановления сил ученика. А это способствует тому, что утомление, возникающее в процессе учебной деятельности, переходит в переутомление, тормозит умственную активность, и в результате еще более возрастает время, в течение которого учащиеся выполняют домашние задания. Количество детей, у которых домашние задания занимают 3 часа и более, в лицеях и гимназиях выше, чем в других образовательных учреждениях. Любое увеличение учебной нагрузки изменяет параметры внешкольного режима в худшую сторону, тем самым ежедневно увеличивая утомление школьников и снижая их адаптивные возможности. При соблюдении учебной нагрузки в пределах возрастных нормативов частота нарушений всех параметров внешкольного режима снижается.

Организация своего досуга, где вы бы самостоятельно организовали процесс общения с интересными людьми, с миром науки, искусства, культуры, с достаточным пребыванием на свежем воздухе, с окружающим вас миром во всем его многообразии и величии. В современном мире на вас обрушивается мощный поток зрительно-слуховой информации, через радио, телевидение, Интернет. Досуг современных школьников не способствует сохранению здоровья.

Не секрет, что  длительное пребывание у компьютера стало во многих семьях нормой отдыха школьника. Сколько же времени в течение дня ученик может находиться у монитора и какой вред здоровью наносит компьютер? Родители должны всегда помнить, что, работая на компьютере, ребенок подвергается сразу четырем вредным факторам. Во-первых, это довольно ощутимый эмоциональный стресс. Во-вторых, очень сильная нагрузка на зрительные органы, которые у подростка окончательно еще не сформированы. В-третьих, стесненная поза, негативно влияющая на позвоночник. В-четвертых, низкочастотное электромагнитное излучение монитора. Министерством здравоохранения РФ определены нормы пребывания детей у компьютера. Цифры здесь следующие: для учащихся первого класса - 30 минут в неделю; 2-3 классов - 45 минут в неделю; 4-6 классов - 1,5 часа в неделю, но не более 45 минут в день; 7-9 классов - 2,5 часа в неделю, но не более одного часа в день; 10-11 классов - 6 часов в неделю, но не более одного часа в день. В эти показатели входит общее время пребывания ребенка у компьютера - как в школе, так и в домашних условиях. А для старшеклассников (тоже по определению Минздрава) уроки программирования должны строиться по принципу: 15 минут - на теоретическую часть и 30 минут - для практических занятий на компьютере.

Информация о работе Режим дня