Режим дня ребенка с нарушениями зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:44, творческая работа

Описание работы

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве.

Работа содержит 1 файл

Печатать.docx

— 1.81 Мб (Скачать)

 

 

    Хорошее зрение необходимо человеку для любой  деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.  Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще, или очень плохо высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограниченна, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы.

    Родителям детей с нарушениями зрения необходимо помнить, что их ребенок нуждается  в большей помощи, чем другие дети. Его нужно учить тому, что другие дети просто перенимают, глядя на родителей.

    Важно правильно организовать режим дня  и занятия ребенка. Родителям  нужно организовать все условия  для развития ребенка. Важно учитывать  все рекомендации по организации  и проведению занятий с детьми, как обустроить рабочее место, правильно  подобрать игрушки, ограничивать время  работы за компьютером и просмотру  телевизора.

    Необходимо  обеспечить все условия для сохранения остаточного зрения, а для этого  нужно соблюдать те принципы, которые  представлены в данной работе.

 

 

  

    Правильный  режим  дня  —  это  рациональная  продолжительность  и  разумное чередование  различных  видов  деятельности  и  отдыха  детей  в  течение  суток.  Основным принципом  правильного  построения  режима  является  его  соответствие  возрастным психофизиологическим особенностям детей.

    При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т.д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

     Целесообразно  выделить  постоянное  время  в  режиме  дня  для  чтения  детям.  Читать следует  не  только  художественную  литературу,  но  и  познавательные  книги,  детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории  и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие —  ребенок по своему желанию может  либо слушать, либо заниматься своими делами.

    Для каждого возрастного периода  рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

    Режим дня ребенка с  нарушениями зрения

    Родители  должны помнить, что необходимо выполнять  основные компоненты режима: время  приема пищи, сна, длительность прогулок на свежем воздухе. Остальные виды деятельности ребенка можно изменять.

    Одним из важнейших элементов режима дня  является сон, так как в этот период весь организм отдыхает: сердце работает спокойнее, дыхание реже, мышцы расслабляются, а мозг продолжает работать. Во время  сна дети растут. Основным условием полноценности сна является его  продолжительность, которая должна соответствовать возрасту ребенка  и состоянию его здоровья. В период дошкольного возраста, ослабленным детям, а также перенесшим острые заболевания рекомендуется 1,5-2 ч. дневной сон. Недосыпание приводит к раздражительности, вялости, инертности, быстрой утомляемости. Сокращение сна на 2-3 часа работоспособность на 30%. Однако излишний сон также оказывает отрицательное воздействие на организм ребенка: задерживает умственное развитие, нарушает работу сердечно - сосудистой, пищеварительной и других систем, развивает апатию, вялость, превращая постепенно таких детей в ленивых и инертных людей.

     Полноценность сна обеспечивается и его гигиеническими условиями. Ребенок должен иметь отдельную  постель, с жестким матрацем, нетолстой  подушкой. Комнату необходимо проветривать, желательно спать при открытой форточке, при температуре воздуха 15-18°С. Перед  сном рекомендуются спокойные, тихие  игры и занятия, водные процедуры: умывание или купание. Полноценный сон способствует нормальному развитию ребенка.

    Нарушение режима: систематическое недосыпание, нерегулярное, неполноценное питание, недостаточное пребывание на свежем воздухе отрицательно сказываются  на организме детей.

    Минимальная продолжительность пребывания детей  дошкольного возраста на воздухе  должна быть 4-4,5 ч. в день. Пребывание на свежем воздухе улучшает обмен веществ, функциональную деятельность органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и других систем, что особенно важно для детей ослабленных, имеющих то или иное хроническое заболевание. При этом желательно, чтобы прогулки сочетались с подвижными играми, спортивными развлечениями, трудом. При достаточной длительности прогулок удовлетворяется 45% суточной потребности детей в активной двигательной деятельности.

    Время, отведенное в режиме дня для прогулок, нельзя использовать на просмотр телевизионных  передач, чтение художественной литературы и т. д.

 

    

    Жизненно  необходимым для детей является питание. У детей в растущем организме  все обменные процессы протекают  более интенсивно, чем у взрослых. В связи с этим ребенок должен получать необходимые питательные  вещества не только для компенсации  энергетических затрат, но и для  роста органов и тканей организма. Для эффективной работы всех пищеварительных  органов, для лучшего переваривания  и усвоения питательных веществ  питание должно быть регулярным с  перерывом между приемами пищи в 4-5 ч. Зимой и весной, когда в  организме возникает дефицит  некоторых витаминов, на это следует  обращать особое внимание, обогащая пищу витаминами С, Д.

    Детям дошкольного возраста на завтрак  рекомендуются каши, яйца, блюда  из творога, рыбы, хлеб с маслом, сыром, чай или кофейный напиток с  молоком. В обед – овощной салат (овощи следует нарезать мелко, заправить  растительным маслом или сметаной); мясной, куриный или рыбный бульон, котлеты с гарниром или мясное суфле; компот, кисель, ягоды или  фрукты. Во время полдника ребенок  может выпить кефир, молоко или сок  с печеньем, булочкой. На ужин – овощи  или каши. Нельзя давать много сладостей  и сладких напитков, особенно, в  промежутках между едой. Пища не должна быть очень горячей или  холодной.

    Прием пищи является и воспитательным моментом, в процессе которого прививаются  гигиенические навыки: привычка обязательно  мыть руки перед едой, пользоваться индивидуальными салфетками и столовыми  приборами (ложкой, вилкой, ножом) соответствующего детского размера, самостоятельно аккуратно  есть, тщательно прожевывая пищу, полоскать  рот после еды. Время, отведенное для еды, должно быть ограниченным: завтрак – 10-15 минут, обед- – 20-25 минут, полдник – 7-10 минут, ужин – 10-15 минут. Недопустимо, чтобы ребенок сидел за столом дольше, так как в противном случае продлевается статическое состояние, формируется негативное отношение к еде и развивается анорексия (рвотный рефлекс) нейрогенного характера.

    

    Витамины, способствующие сохранению зрения.

    Большое значение для хорошего зрения имеет  правильное сбалансированное питание, содержащее достаточное количество витаминов, особенно А, С и группы В.

Название  витамина Зрительные  и общие симптомы при недостаточности в организме витамина Основные продукты питания
Витамин А(ретинол) Ослабление  зрения в ночных и сумеречных условиях ("куриная слепота") Печень, желток куриного яйца, молоко, сливки, сливочное  масло, рыбий жир, сыр Чедер, морковь, облепиха, шиповник, зеленый лук, петрушка, щавель, салат, абрикосы, плоды рябины
Витамин В1(тиамин) Повышенная  нервозность, снижение умственной, физической и зрительной работоспособности Мясо, печень, почки, ржаной хлеб, дрожжи, картофель, стручковые, все виды овощей
Витамин В2(рибофлавин) Ухудшение зрения в сумеречных условиях, чувство жжения в глазах и веках, разрыв мелких сосудов  глаз Яблоки, дрожжи, все виды зерновых, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, мясо, печень
Витамин В6(пиридоксин) Напряжение  и быстрое утомление глаз, возможно подергивание глаз  
Дрожжи, молоко, печень, капуста, зерновые, желток, рыба всех видов, почки, мясо
Витамин В12(цианокобаламин) Повышенная  утомляемость глаз, периодическое слезотечение, ухудшение кровоснабжения глаз ("тусклые  глаза") Желток, молоко, творог, сыр, мясо, печень, рыба. Особенно усвоению витамина способствует свекла
Витамин С(аскорбиновая кислота) Кровоизлияние в глазах, снижение тонуса глазных  мышц, быстрая утомляемость глаз Высушенные  плоды шиповника, рябины, красный  перец, щавель, морковь, помидоры, картофель (особенно осенью), свежая белокочанная капуста, черная смородина
 

    

    Одним из частных компонентов режима дня  у дошкольников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для глаз. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

    Все рекомендации по просмотру телевизионных  передач должен давать врач офтальмолог  во время беседы с родителями и  детьми, еще раз напоминать, что  наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком  близком расстоянии к экрану телевизора.

    • оптимальное расстояние для зрения —2,0-5,5 м от экрана;
    • сидеть нужно прямо перед телевизором;

    • экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего человека или чуть ниже;
    • длительность просмотра не должна превышать 30 минут;
    • качество изображения должно быть четким;
    • дети должны смотреть только специальные детские передачи;
    • в день лучше смотреть не больше одного мультфильма;
    • смотреть стоит только добрые фильмы;
    • комната должна быть хорошо освещена;
    • днем телевизор следует смотреть в незатемненной комнате и лишь в солнечные дни следует закрывать окна легкими шторами;
    • если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть, чтобы излишне не напрягалось зрение;
    • иногда следует переключать взор на окружающие предметы,  чтобы дать отдых глазам.

    

    

  •  Следует правильно организовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Сидеть за столом он должен так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке;
  • монитор должен быть хорошего качества;
  • компьютер следует расположить на столе в углу комнаты, задней его частью к стене;
  • согласно методическим рекомендациям, для детей ростом115—130смрекомендуется высота стола—54см,высота сидения стула—32см.Для детей ростом выше130см—соответственно 60 и 36см;
  • поза ребенка — прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3— 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см. Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке (опора для ног обязательна);
  • стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов;
  • в помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка;

Информация о работе Режим дня ребенка с нарушениями зрения