Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:17, реферат
Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.
Введение………………………………………………………………………... 3
Учебная работа детей в школе и дома …………………………………… 4
Питание детей и подростков………………………………………………. 5
Сон и его гигиеническая организация …………………………………… 7
Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена…………….. 9
Свободные занятия………………………………………………………… 10
Режим дня в каникулы и выходные дни………………………………….. 11
Режим дня в период подготовки к экзаменам……………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………... 14
Приложения……………………………………………………………………. 15
Список использованной литературы..................................................................
В каникулы и выходные дни дети должны жить по несколько изменённому режиму дня. В эти дни время приготовления ко сну, продолжительность сна, время приёма пищи, гигиенические процедуры остаются такими же, как в будни. Всё же остальное время, как правило, должно быть использовано для максимального пребывания на воздухе (спортивные игры, развлечения), а также для посещения театров, музеев, кино, детских клубов, туристских баз и детских парков. Кроме этого, детям необходимо предоставить время для занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям и интересам.
В выходные дни и каникулы необходимо устраивать для школьников лыжные вылазки и походы, используя для этого экскурсионно-туристские базы и лыжные станции. Рекомендуется организовывать прогулки и экскурсии по определённым маршрутам в городе и за чертой его, экскурсии в зоологический и ботанический сад.
Пребывание детей на воздухе и использование естественных факторов природы в целях оздоровления и закаливания организма ребёнка должно быть максимальным. Вся жизнь ребёнка, включая и сон, должна быть перенесена на открытый воздух; лишь в пасмурные и холодные дни сон переносится в помещения.
Подготовка к экзаменам — напряженный и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов.
В этот период меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях. Между тем известно, что резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии, а это может существенно снизить работоспособность. В связи с этим очень важно стремиться к тому, чтобы изменения в режиме были минимальными. Кроме того, в течение продолжительного времени занятий учащимся приходится выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, математические действия и др.), что значительно ускоряет наступление утомления.
Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные переживания — все это требует от учащихся четкого и рационального построения режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые бы обеспечили их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.
Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются допоздна, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.
Подготовку к каждому экзамену следует начинать с равномерного распределения учебного материала на все дни, отведенные на повторение данного предмета, т. е. необходимо составить правильный план повторения материала.
Сначала надо проанализировать программу экзамена, сопоставить ее с учебником, конспектами и подобрать необходимую литературу. Это поможет лучше оценить объем и сложность предстоящей работы, создаст соответствующий психологический настрой.
В период подготовки к экзаменам учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отхода ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.
Проснувшись, 10 — 15 мин нужно отвести утренней гимнастике. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Физические упражнения помогут быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать центральную нервную систему. После гимнастики «период врабатывания», т. е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности, короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.
Подготовку к экзаменам лучше проводить в утренние и дневные часы, когда работоспособность учащихся наиболее высока.
Плотно позавтракав, следует сразу же приступить к занятиям. Их лучше начинать в то же время, что и занятия в школе, т. е. в 8.30 — 8.45.
Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. У части школьников с первых минут работы отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается) перейти к повторению более легких вопросов. Другие учащиеся в начале учебного дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. Естественно, в таких случаях следует, наоборот, идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.
Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени подготовки к экзаменам является правильная смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через каждые 50 — 60 мин. «Паузы» не должны превышать 10 — 15 мин, иначе может снизиться «рабочий настрой», приобретенный во время занятий.
Утомление на некоторое время исчезает, если принять прохладный душ.
После 2'/2 – 3 ч работы надо сделать более длительный (20 — 30 мин) перерыв для второго завтрака, после чего можно возобновить занятия еще на 3 – 4 ч. Затем обед и отдых — прогулка на свежем воздухе (не менее 2 ч) или сон.
Хорошо отдохнув, можно продолжить работу еще в течение 2'/2 — 3 ч.
Соблюдение рационального режима занятий будет способствовать глубокому спокойному сну, а это в свою очередь даст новый запас энергии для следующего трудового дня. Продолжительность ночного отдыха в этот напряженный период должна быть не менее 9 ч.
Некоторые учащиеся в этот период приобретают вредную привычку работать поздно вечером и даже ночью.
Сразу же заметим, что ночная работа, как правило, менее эффективна, чем дневная. Кроме того, после занятий в ночное время школьники недостаточно отдыхают днем. В результате утомление накапливается: после одной ночи, проведенной за рабочим столом, ученик несколько дней ощущает вялость, работает непродуктивно. Занятия по ночам изнуряют нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый знает, как тяжело преодолевать сонливость и как медленно при этом идет работа.
Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, отдельные школьники регулярно получают на экзаменах оценку на балл ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали и пр.). В противоположность им существуют и другие учащиеся, которые обычно получают на балл выше, чем знают. В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период сдачи экзаменов. Главное — спокойствие. Экзамены — время волнений, которые переживают все, даже самые спокойные, хорошо успевающие, уверенные в своих знаниях учащиеся. И это естественно.
После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке следующего предмета. Остаток, экзаменационного дня — время для разрядки, для «снятия» экзаменационного напряжения, восстановления сниженной работоспособности. Если имеется возможность, то лучше отдохнуть и на следующий день.
Таким
образом, правильная организация всего
экзаменационного периода (соблюдение
привычного режима, чередование труда
и отдыха, полноценное питание, спокойная
и доброжелательная обстановка) значительно
снизит его отрицательное влияние на организм
школьника, будет способствовать успешной
сдаче экзаменов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Режим
дня — это распределение
Режим
дня – это режим жизни. Режим дня
считается правильным, если предусматривает
достаточное время для необходимых элементов
жизнедеятельности и обеспечивает на
протяжении всего периода бодрствования
высокую работоспособность. Правильно
организованный режим дня сохраняет здоровье,
создает условия для повышения учебной
мотивации, способствует нормальному
развитию ребенка. Кроме того, в режиме
дня должно быть отведено время для свободных
занятий по собственному выбору (чтение,
занятие музыкой, рисованием и другой
творческой деятельностью, спорт, самообслуживание,
помощь семье).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Таблица 1
Примерный распорядок дня школьников, занимающихся в 1-ю смену
Время суток, часы | Элементы режима дня |
7.00—7.05
7.05—7.15 7.15—7.20 7.20—7.45 7,45—8,00 8,00—13.30 13.30—14.30 14.30—15.00 15.00—16.30 16.30—18.30 18.30—19.30 19.30—21.00 21.00—22.50 23.00 |
Подъем, уборка
постели
Утренняя гимнастика Умывание, закаливающие процедуры Завтрак Ходьба пешком в школу Учебные занятия Обод, прогулка на свежем воздухе Послеобеденный отдых Самоподготовка Занятия в спортивной секции или самостоятельные занятия физическими упражнениями (3—5 раз в неделю) Ужин, отдых Самоподготовка Прогулка, культурно-развлекательная программ Отбой |
Таблица 2
Примерный распорядок дня школьников, занимающихся во 2-ю смену
Время суток, часы | Элементы режима дня |
8.00—8.05
8.05—8.55 8.55—9.00 9.05—9.30 9.30—11,30 11.30—13.00 13.00—13.55 14.00—19.00 19.00—20.00 20.00—21.30 21.30—22.30 22.30—23.25 23.30 |
Подъем, уборка
постели
Утренняя зарядка повышенной трудности * (бег, гимнастика на свежем воздухе) Умывание, закаливающие процедуры Завтрак Самоподготовка Занятия в спортивной секции (3—5 раз в неделю) Обед, прогулки на свежем воздухе Учебные занятия Прогулка на свежем воздухе, ужин Культурно-развлекательная программа Самоподготовка Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну Отбой |
Таблица 3
Физиологические
нормы суточной потребности школьников
в пищевых веществах (г) и калорийности
рациона (ккал)
Возраст, лет |
Белки | Жиры | Угле-
воды |
Кало-
рий- ность | ||
всего | в том
числе живот- ные |
всего | в том
числе живот- ные | |||
7—10 | 80 | 48 | 80 | 15 | 324 | 2400 |
11 — 13 | 96 | 58 | 96 | 18 | 382 | 2850 |
14 — 17 (юноши) | 106 | 64 | 106 | 20 | 422 | 3150 |
14 — 17 (девушки) | 93 | 56 | 93 | 20 | 367 | 2750 |