Режим дня школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Режим дня должен строиться на 24 часа и охватывать время пребывания учащихся в школе, в семье и во внешкольных учреждениях, ибо только при полном согласовании деятельности ребенка в семье и вне ее можно правильно организовать его жизнь. Под правильно организованным режимом дня школьника следует понимать рациональное распределение труда и отдыха учащегося в соответствии с его возрастными особенностями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3

Учебная работа детей в школе и дома …………………………………… 4
Питание детей и подростков………………………………………………. 5
Сон и его гигиеническая организация …………………………………… 7
Самообслуживание, утренняя гимнастика, личная гигиена…………….. 9
Свободные занятия………………………………………………………… 10
Режим дня в каникулы и выходные дни………………………………….. 11
Режим дня в период подготовки к экзаменам……………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………... 14

Приложения……………………………………………………………………. 15

Список использованной литературы..................................................................

Работа содержит 1 файл

Режим дня детей и подростков.docx

— 55.98 Кб (Скачать)
  1. РЕЖИМ ДНЯ В КАНИКУЛЫ И ВЫХОДНЫЕ ДНИ

     В  каникулы  и выходные дни дети должны  жить по несколько изменённому режиму дня. В эти дни время приготовления ко сну, продолжительность сна, время приёма пищи, гигиенические процедуры остаются такими же, как в будни. Всё же остальное время, как правило, должно быть использовано для максимального пребывания на воздухе (спортивные игры, развлечения), а также для посещения театров, музеев, кино, детских клубов, туристских баз и детских парков. Кроме этого, детям необходимо предоставить время для занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям и интересам.

     В выходные дни и каникулы необходимо устраивать для школьников лыжные вылазки и походы, используя для этого экскурсионно-туристские базы и лыжные станции. Рекомендуется организовывать прогулки и экскурсии по определённым маршрутам в городе и за чертой его, экскурсии в зоологический и ботанический сад.

     Пребывание  детей на воздухе и использование  естественных факторов природы в целях оздоровления и закаливания организма ребёнка должно быть максимальным. Вся жизнь ребёнка, включая и сон, должна быть перенесена на открытый воздух; лишь в пасмурные и холодные дни сон переносится в помещения.

  1. РЕЖИМ ДНЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

     Подготовка  к экзаменам — напряженный  и ответственный период. И от того, насколько учащиеся правильно организуют режим занятий и отдыха, во многом будет зависеть и успешная сдача экзаменов.

     В этот период меняется прежний, ставший  уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях. Между тем известно, что резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии, а это может существенно снизить работоспособность. В связи с этим очень важно стремиться к тому, чтобы изменения в режиме были минимальными. Кроме того, в течение продолжительного времени занятий учащимся приходится выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, математические действия и др.), что значительно ускоряет наступление утомления.

       Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка ввиду продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные переживания — все это требует от учащихся четкого и рационального построения режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые бы обеспечили их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.

     Нередко учащиеся, предоставленные самим  себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются допоздна, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.

     Подготовку  к каждому экзамену следует начинать с равномерного распределения учебного материала на все дни, отведенные на повторение данного предмета, т. е. необходимо составить правильный план повторения материала.

     Сначала надо проанализировать программу экзамена, сопоставить ее с учебником, конспектами и подобрать необходимую литературу. Это поможет лучше оценить объем и сложность предстоящей работы, создаст соответствующий психологический настрой.

     В период подготовки к экзаменам учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отхода ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.

     Проснувшись,   10 — 15   мин   нужно   отвести   утренней гимнастике. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Физические упражнения помогут быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать центральную нервную систему. После гимнастики «период врабатывания», т. е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности, короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.

     Подготовку  к экзаменам лучше проводить  в утренние и дневные часы, когда работоспособность учащихся наиболее высока.

     Плотно  позавтракав, следует сразу же приступить к занятиям. Их лучше начинать в то же время, что и занятия в школе, т. е. в 8.30 — 8.45.

     Режим занятий должен соответствовать  индивидуальным особенностям организма учащегося. У части школьников с первых минут работы отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, в процессе занятий восприятие   учебного   материала   постепенно   ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается)  перейти к повторению более легких вопросов. Другие учащиеся в начале учебного дня обычно ощущают вялость,  заторможенность.  Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной   работоспособности.   Естественно,   в  таких   случаях следует, наоборот, идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.

     Одним из главных условий поддержания  высокой работоспособности в течение длительного времени подготовки к экзаменам является правильная смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через каждые 50 — 60 мин. «Паузы» не должны превышать 10 — 15 мин, иначе может снизиться «рабочий настрой», приобретенный во время занятий.

     Утомление на некоторое время исчезает, если принять прохладный душ.

     После 2'/2 – 3 ч работы надо сделать более длительный (20 — 30 мин) перерыв для второго завтрака, после чего можно возобновить занятия еще на 3 – 4 ч. Затем обед и отдых — прогулка на свежем воздухе (не менее 2 ч) или сон.

     Хорошо  отдохнув, можно продолжить работу еще в течение 2'/2 — 3 ч.

     Соблюдение рационального режима занятий будет способствовать глубокому спокойному сну, а это в свою очередь даст новый запас энергии для следующего трудового дня. Продолжительность ночного отдыха в этот напряженный период должна быть не менее 9 ч.

     Некоторые учащиеся в этот период приобретают  вредную привычку работать поздно вечером и даже ночью.

     Сразу же заметим, что ночная работа, как  правило, менее эффективна,  чем дневная.  Кроме того,  после занятий в ночное время  школьники  недостаточно  отдыхают днем. В результате утомление накапливается: после одной ночи, проведенной за рабочим столом, ученик несколько дней ощущает  вялость,  работает  непродуктивно. Занятия по ночам изнуряют нервную систему и приводят к хроническому состоянию сонливости. Каждый знает, как тяжело преодолевать сонливость и как медленно при этом идет работа.

     Умение  сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, отдельные школьники регулярно получают на экзаменах оценку на балл ниже,   чем   того   заслуживают    (чрезмерно   нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали и пр.). В противоположность им существуют и другие учащиеся, которые обычно получают на балл выше,  чем знают.  В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период сдачи   экзаменов.   Главное — спокойствие.   Экзамены — время  волнений,  которые  переживают  все,  даже  самые спокойные, хорошо успевающие, уверенные в своих знаниях учащиеся. И это естественно.

     После сдачи экзамена не следует сразу  же приступать к подготовке следующего предмета. Остаток, экзаменационного дня — время для разрядки, для «снятия» экзаменационного напряжения, восстановления сниженной работоспособности. Если имеется возможность, то лучше отдохнуть и на следующий день.

     Таким образом, правильная организация всего  экзаменационного периода (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов. 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Режим дня — это распределение времени  на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима лежат динамика функционального состояния школьников в течение учебного дня, недели, года. Эффективно организованный режим позволяет снять перенапряжение и переутомление, повышает работоспособность, способствует сохранению здоровья учащихся.

    Режим дня – это режим жизни. Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создает условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребенка. Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье). 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Таблица 1

       Примерный распорядок дня школьников, занимающихся в 1-ю смену

        

Время суток, часы Элементы режима дня
7.00—7.05

7.05—7.15

7.15—7.20

7.20—7.45

7,45—8,00

8,00—13.30

13.30—14.30

14.30—15.00

15.00—16.30

16.30—18.30 

18.30—19.30

19.30—21.00

21.00—22.50

23.00

Подъем, уборка постели 

Утренняя гимнастика

Умывание, закаливающие процедуры 

Завтрак

Ходьба пешком в школу 

Учебные занятия 

Обод, прогулка на свежем воздухе 

Послеобеденный  отдых 

Самоподготовка

Занятия в спортивной секции или самостоятельные   

занятия физическими упражнениями (3—5 раз  в  неделю)

Ужин, отдых 

Самоподготовка

Прогулка, культурно-развлекательная  программ

Отбой

 

Таблица 2

       Примерный распорядок дня школьников, занимающихся во 2-ю смену

    Время суток, часы Элементы режима дня
    8.00—8.05

    8.05—8.55 

    8.55—9.00

    9.05—9.30

    9.30—11,30

    11.30—13.00

    13.00—13.55

    14.00—19.00

    19.00—20.00

    20.00—21.30

    21.30—22.30

    22.30—23.25

    23.30

    Подъем, уборка постели

    Утренняя зарядка  повышенной трудности * (бег, гимнастика на свежем воздухе)

    Умывание, закаливающие процедуры

    Завтрак

    Самоподготовка 

    Занятия  в  спортивной секции (3—5 раз в неделю)

    Обед, прогулки на свежем воздухе

    Учебные занятия

    Прогулка на свежем воздухе, ужин

    Культурно-развлекательная  программа

    Самоподготовка 

    Чтение, прогулка на свежем воздухе, подготовка ко сну

    Отбой

 

Таблица 3

Физиологические нормы суточной потребности школьников в пищевых веществах (г)  и калорийности рациона (ккал) 

 
 
 
Возраст, лет
Белки Жиры Угле-

воды

Кало-

рий-

ность

всего в том

числе

живот-

ные

всего в том

числе

живот-

ные

7—10 80 48 80 15 324 2400
11 — 13 96 58 96 18 382 2850
14 — 17 (юноши) 106 64 106 20 422 3150
14 — 17 (девушки) 93 56 93 20 367 2750

Информация о работе Режим дня школьников