ЛФК при ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

Содержание

Введение
1 Сущность ДЦП
1.1 Этиология и патогенез
1.2 Клинические проявления и диагностика
1.2.1 Наличие насильственных движений
1.2.2 Нарушения равновесия и координации движений
1.2.3 Нарушение ощущений движений
1.2.4 Синкинезии
1.2.5 Спастическая диплегия
1.2.6 Двойная гемиплегия
1.2.7 Гемипаретическая форма
1.2.8 Гиперкинетическая форма ДЦП
1.2.9 Атонически-астатическая форма ДЦП
2 ЛФК в комплексном лечении ДЦП
2.1 Цели и задачи ЛФК
2.2 Методы комплексного лечения
2.3 Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений
2.4 Особенности проведения ЛФК
2.5 Массаж при ДЦП
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

Некоторые виды патологических рефлексов при детских церебральных параличах: 1- отсутствие защитного рефлекса (нет поворота головы в сторону, который бывает у здорового новорожденного в положении ничком); 2 - угнетение рефлекса опоры (нет рефлекторного выпрямления ног);     3 -5—лабиринтный тонический рефлекс (3 - при положении на спине - напряжение мышц разгибателей шеи, туловища и конечностей, 4 – при положении на животе - напряжение мышц сгибателей туловища и конечностей, отсутствует физиологический лордоз, 5 - в сочетании с шейным асимметричным  тоническим рефлексом - при подъеме за ноги из положения на спине появляются напряжение разгибателей шеи и спины, разгибание руки, к которой обращено лицо, и сгибание другой руки); 6 - отрицательный симптом Ландау (симптом «свешенного белья» - ребенок, поддерживаемый в положении на животе, не поднимает головы, не разгибает туловища); 7 - спастическая диплегия (синдром Литтла - нарушение опорной функции ног); 8 - двойная гениплегия (паралич всех конечностей, контрактуры); 9 - атонически-астатическая форма (туловищная атаксия — ребенок стоит на широко расставленных ногах, балансируя с помощью рук для удержания равновесия).

 

Рис. 1. Основные исходные положения и рабочие позы ребенка для формирования вертикального положения головы

Рис. 2. Основные исходные положения и рабочие позы ребёнка  для формирования положения на четвереньках

 

 

Рис. 3.Основные исходные положения и рабочие позы ребёнка для формирования функций сидения

 

Рис. 4. Основные исходные положения и рабочие позы ребенка  для формирования умения ходить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

 

1 Комплексы  коррекционных физических упражнений  и методика их применения

 

Прежде чем перейти непосредственно к занятиям физическими упражнениями необходимо помнить, что формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки, руки — туловище, руки — туловище — ноги, ноги и совместные двигательное действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Это правило не придумано, а взято из наблюдений за последовательностью этапов двигательного развития младенца первых лет жизни. Независимо от возраста ребенка (пусть ему уже 4—5 лет) в работе с ним определяется тот уровень двигательного развития, на котором он остановился. И если ребенок еще не может принять положение на четвереньках и ползать, то именно с этого и необходимо начинать работу. Однако, если мы будем работать только в одном, узком направлении, это снизит эффективность двигательного развития. Поэтому коррекционная программа по физическому воспитанию должна как бы «заглядывать» немного вперед и предусматривать также применение таких комплексов корригирующих упражнений, которые бы соответствовали более высокому (и в настоящий момент невозможному) уровню двигательного развития. Для этого необходимо определить двигательные коррекционные задачи для каждого ребёнка, которые будут решаться в процессе всего реабилитационного периода.

Основные двигательные коррекционные задачи:

а) формирование умения ползать  на животе, самостоятельно принимать  положение на четвереньках, передвигаться  на четвереньках;

б) создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка, а именно: элементы стойки на коленях, вставания с поддержкой с последовательной постановкой и выпрямлением ног, стояние у опоры с поддержкой, без поддержки и т. д.

Вспомогательные двигательные коррекционные задачи:

а) коррекция порочной сгибательно-приводящей установки  кистей;

б) улучшение подвижности в суставах рук и в плечевом и тазобедренном;

в) преодоление патологических тонических рефлексов;

г) формирование опороспособности рук и плечевого пояса, а также  стоп и нижних конечностей в целом;

д) развитие статической и динамической устойчивости (равновесия);

е) формирование предметной манипуляции руками;

ж) развитие ориентировки в собственной схеме тела и  окружающем пространстве и др.

Специальные коррекционные задачи:

а) развитие речи посредством  движения;

б) формирование пространственных представлений;

в) ознакомление с основными  свойствами материалов и т. д.

Для того чтобы добиться хороших результатов, занятия физическими  упражнениями у детей с ДЦП  должны быть ежедневными и проходить  в течение всего дня.

 

2 Упражнения для формирования вертикального положения головы (Рис. 1)

Из исходного положения  лежа на спине.

1. И. п. лежа на  спине: при помощи погремушки, яркой игрушки или щелканья  пальцами стимулировать повороты  глазами и головой влево-вправо, круговые движения по часовой  стрелке и против, сгибание и разгибание головы.

2. То же, но с подложенным  под плечевой пояс валиком.

3. И. п. лежа на  спине в позе «эмбриона» (ноги  согнуты и прижаты к животу, руки скрещены на груди или  вокруг коленей): плечевой пояс  ребенка приподнимается руками методиста и выносится вперед — стимулируется подъем ребенком головы.

4. И. п. лежа на  спине: ребенка слегка подтягивают  за плечи — создаются условия  для подъема головы.

5. То же, но тягу  производить за предплечья или  кисти — это способствует подъему  головы, и затем туловища.

6. И. п. лежа на  спине, ноги согнуты и разведены,  кисти ребенка прижаты (прихвачены) к одноименным лодыжкам — вызывается  подъем головы.

7. То же, но с покачиванием  ребенка в данном положении  вперед-назад (типа качалки).

8. И. п. лежа на спине, ноги ребенка прижаты ладонью методиста в районе коленного сустава, другой рукой захватывается кисть ребенка и выполняется тяга вперед — вверх — стимулируется подьем-поворот головы.

9. И. п. лежа на  спине, ноги ребенка прижаты  предплечьями методиста, а ладони располагаются с обеих сторон под головой ребенка — вызывается подъем головы.

10. И. п. лежа на  спине, ребенку протягивается  игрушка (палочка, трубочка, веревочка)  для захвата пальцами рук, после  чего выполняется легкая тяга  ребенка за удерживаемый предмет до положения выпрямления рук и их натяжения — стимулируется подъем головы.

11. И.п. лежа на спине,  держать ребенка за кисти выпрямленных  и поднятых вперед рук: поочередное  поднимание ребенка за каждую  руку с поворотом на бок  — вызывается поворот головы.

12. И. п. лежа на  спине, руки методиста обхватывают  голову ребенка слева и справа  и выполняют пассивные движения  ею влево-вправо, вперед-назад (для  этого ребенок кладется на  край кушетки, матрасика или  топчана).

13. И. п. лежа на  спине: самостоятельные повороты головы влево-вправо на звук (щелчок пальцами, потряхивание погремушкой и др.).

14. То же, но голова  ребенка должна несколько выступать  за край матраса или топчана.

15. И. п. лежа на  спине, голова наполовину выступает  за край матраса или топчана. Со стороны живота внимание ребенка привлекается игрушкой — это способствует попыткам самостоятельного подъема головы.

16. И. п. лежа на  спине, на наклонной поверхности  (10—30°) головой вниз, руки в  районе локтей прижаты методистом. Ассистент методиста (мать ребенка и т. д.), манипулируя игрушкой со словесным сопровождением, привлекает его внимание и стимулирует самостоятельный вывод головы в вертикальное положение.

17. То же, но с покачиванием  вверх-вниз наклонной доски во  время выполнения упражнения.

18. И. п. лежа на  боку: стимулирование поворотов  головы за погремушкой, яркой  игрушкой, пощелкиванием пальцами.

19. И. п. лежа на  боку: потянуть ребенка за руку, слегка приподнять для формирования  устойчивого вертикального положения  головы.

 

3 Упражнения для формирования положения на четвереньках

 

1. И. п. лежа на  животе: методист выполняет пассивное  выпрямление рук ребенка вдоль  тела вверх, что приводит к  подъему головы и сгибанию  ног — происходит переход ребенка  в положение на четвереньках (на  основе симметричного тонического шейного рефлекса).

2. И. п. лежа животом  на валике: методист пассивно  разгибает голову ребенка, сгибает  — разводит ноги — тяжесть  тела переносится на тазовый  пояс, руки при этом выполняют  поддерживающую функцию.

3. И. п. лежа грудью на ладони методиста: методист приподнимает верхнюю часть тела ребенка под грудь вверх, при этом одной ноге пассивно придается положение сгибания.

4. И. п. лежа на  животе, опора на вытянутые руки: методист сгибает одну ногу  в колене — бедре и фиксирует ее в этом положении; затем подтягивает таз ребенка в сторону опорной ноги — предполагается сгибание и вынос вперед противоположной ноги.

5. И. п. сидя на  пятках: методист отводит прямые  руки ребенка назад — вверх,  разворачивает кнаружи и приближает  к позвоночному столбу — это вызывает наклон ребенка вперед.

6. И. п. сидя на  пятках: методист вытягивает ребенка  вверх за руки, надавливая при  этом ногой на изгиб позвоночника.

7. И. п. на четвереньках: повороты головой в разные  стороны.

8. И. п. на четвереньках: манипуляции одной рукой с предметами, что формирует устойчивое положение тела на трех опорах.

9. И. п. на четвереньках  на подвижном стенде (доске, площадке):

с изменением угла наклона  площадки (10—45°) достигают перемещения  массы тела ребенка поочередно на плечевой и тазовый пояс.

10. И. п. на четвереньках: при помощи игрушек (обращения,  звуков) методист стимулирует отрыв  одной из рук ребенка от  опоры и легкими подталкиваниями  с подстраховкой выводит его  из устойчивого трехопорного  положения.

11. И. п. на четвереньках: ребенок самостоятельно или с помощью методиста отрывает от опоры одновременно разноименные руку и ногу; методист помогает ребенку принять устойчивое положение с последующим переносом опоры на противоположные конечности.

12. И. п. стоя на  четвереньках на качающейся твердой плоскости (подвижная доска) или эластичной поверхности батута: методист раскачивает ребенка сначала в одном направлении (сверху вниз) с заданным ритмом, а затем с изменением направления движений и ритма.

13. И. п. стоя на  четвереньках на большом шаре (надувном мяче): методист удерживает ребенка за лодыжки и выполняет различные покачивания на мяче (вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз и в сочетаниях).

 

4 Упражнения для формирования функции сидения

 

Пассивное высаживание  ребенка в кроватке, коляске и т. д., фиксируя его позу при помощи подушек, валиков или поддерживая руками.

Методист удерживает ребенка в воздухе за бедра  в положении сидя, производя при  этом покачивания в различных  направлениях.

1. И. п. — ребенок  сидит с разведенными бедрами на ногах методиста, лицом к нему: методист удерживает ребенка под локти за выпрямленные и развернутые кнаружи руки, выполняя покачивания в различных направлениях.

2. И. п. — ребенок  сидит на коленях методиста  спиной к нему: методист захватывает руки ребенка, отводит их назад и разворачивает кнаружи, покачивая в таком положении.

3. И. п. сидя, прижимаясь  спиной к опоре (стене, щиту, спинке кресла и т, д.), ноги  согнуты, располагаются подошвами  стоп на опоре; руки разогнуты  и отведены назад.

4. И. п. сидя на  батуте или другой эластичной (подвижной) поверхности: методист  надавливает руками на голову  или плечи ребенка, выполняя  раскачивание вверх-вниз — ребенок  при этом стремится выпрямиться.

5. И. п. сидя в  специальном стульчике с опорой  предплечьями о стол.

6. И. п. сидя на  коврике, поддерживаясь двумя  руками за поручень, трубку, натянутую  веревку или пальцы методиста  — сохранение устойчивого положения  тела.

7. И. п. сидя на  горизонтальной поверхности (площадке), руки предплечьями опираются  на параллельные горизонтальные поручни типа «брусья», расположенные на удобной для ребенка высоте.

8. И. п. сидя на  горизонтальной поверхности (площадке), хват руками о вертикальный, жестко  стоящий поручень — сохранение  устойчивой позы в данном положении.

9. И. п. сидя на горизонтальной поверхности, хват руками сверху за поперечный поручень, располагаемый на различной высоте и удалении от ребенка, — сохранение устойчивой позы.

10. То же, но хват  кистями производится за натянутый  канат, веревку или эластичный  жгут, расположенные: а) перед ребенком; б) сбоку от него — на определенной высоте. Сохранение устойчивой позы.

11. И. п. сидя, упор  руками сзади: методист легкими  разнонаправленными подталкиваниями  выводит ребенка из равновесия, которое он пытается сохранить.

12. И. п. сидя на  коврике, хват двумя руками  сверху' за гимнастическую палку:  методист поворачивает палку  влево-вправо, вызывая соответствующие  развороты туловища ребенка.

13. И. п. сидя на  коврике: методист захватывает  ребенка за голени выпрямленных  ног и постепенно приподнимает их — ребенок старается сохранить первоначальное вертикальное положение туловища.

14. И. п. сидя на  бедрах методиста, спиной к  нему, ноги врозь: методист наклоняет  таз ребенка вперед — вниз, вызывая рефлекторное выведение  туловища назад — вверх.

15. И. п. сидя по-турецки  на наклонной доске, между ног  положен набивной мяч или утяжеленный  валик (для придания большей  устойчивости). По обе стороны  от ребенка расположились методисты  (или родители). Расположившись сбоку  от ребенка, один из взрослых протягивает ему какие-нибудь мелкие предметы (камешки, шарики, кубики и др.), которые ребенок, в свою очередь, должен передать другому взрослому, расположенному на противоположной стороне.

Информация о работе ЛФК при ДЦП