ЛФК при ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

Содержание

Введение
1 Сущность ДЦП
1.1 Этиология и патогенез
1.2 Клинические проявления и диагностика
1.2.1 Наличие насильственных движений
1.2.2 Нарушения равновесия и координации движений
1.2.3 Нарушение ощущений движений
1.2.4 Синкинезии
1.2.5 Спастическая диплегия
1.2.6 Двойная гемиплегия
1.2.7 Гемипаретическая форма
1.2.8 Гиперкинетическая форма ДЦП
1.2.9 Атонически-астатическая форма ДЦП
2 ЛФК в комплексном лечении ДЦП
2.1 Цели и задачи ЛФК
2.2 Методы комплексного лечения
2.3 Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений
2.4 Особенности проведения ЛФК
2.5 Массаж при ДЦП
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

16. И. п. сидя по-турецки  на наклонной доске (при необходимости использовать валики): методист плавно приподнимает-опускает нижний край доски, смещая общий центр тяжести ребенка, чем вызывает балансирующие движения со стороны ребенка и попытки сохранить устойчивое положение тела.

17. И. п. сидя на  подвесных качелях, ноги свисают вниз: методист выполняет маятникообразные раскачивания ребенка в переднезаднем направлении.

18. То же, но раскачивания  выполняются в различных направлениях, включая круговые вращения ребенка.

19. И. п. сидя на  подвижной доске (в качестве одного из вариантов можно использовать чертежную доску, которая установлена на четырех прикрепленных к ней резиновых камерах от мяча), упор руками сзади: методист выполняет равномерные небольшие покачивания вверх-вниз, затем то же слева направо в определенном ритме и последовательности. В дальнейшем ритм движений и их последовательность видоизменяются.

20. И. п. сидя на  подвижной доске: методист изменяет  угол наклона доски в различных  направлениях, сначала в постоянном  режиме, а затем в различных  вариантах, вызывая у ребенка соответствующие страховочные реакции.

 Все перечисленные  выше упражнения, выполняемые в  положении сидя на подвижной  доске, усложняются за счет  использования для сидения ребенка  скамейки (стульчика или подставки), при этом ребенок плотно касается подошвами опоры.

21. То же, но ноги  ребенка находятся на весу, не  касаясь подошвами опоры —  этим самым достигается большая  неустойчивость ребенка, в положении  сидя, что вызывает необходимые  балансирующие движения.

22. И. п. сидя на  качалке, держась за нее сбоку руками (сначала ребенка усаживают по направлению качательных движений, а затем боком, поперек качалки): методист раскачивает качалку, начиная с небольшой амплитуды, постепенно ее увеличивая.

23. И. п. сидя на  пружинящем стульчике, ноги подошвами на опоре: методист сначала сам покачивает стул с ребенком вверх-вниз, постепенно вызывая ребенка на самостоятельные попытки выполнить эти же движения.

24. То же, но ребенок  не касается стопами опоры.

25. И. п. сидя на  вращающемся стульчике, руки на подлокотниках: методист вращает кресло то в одну, то в другую сторону с различной последовательностью и частотой — ребенку необходимо сохранить устойчивую позу.

26. И. п. сидя по-турецки  на наклонно установленном (10—45°)  мини-батуте (сделанном из автомобильной камеры, на которую при помощи эластичных жгутов натягивается брезент): выполнение в данном положении различных поворотов, наклонов, манипуляций с предметами.

27. То же, но сидя  на самой камере с касанием  стопами опоры.

28. Те же упражнения, но на горизонтально положенном батуте.

29. И. п. сидя по-турецки  на эластичной поверхности горизонтально

установленного батута: методист приподнимает край батута со стороны ног, вызывая соответствующее  наклонное движение туловища вперед.

30. Сохранение устойчивой позы сидя по-турецки,(сидя с согнутыми ногами, сидя с упором руками сзади) на раскачивающемся в различных направлениях батуте.

 Перечисленные выше  упражнения на батуте выполняются  также со связанными эластичным  жгутом за спиной руками ребенка.

 Представленные выше упражнения на доске и батуте можно выполнять в варианте «карусель», когда снаряды устанавливаются при помощи подставки на вращающемся диске «Здоровье».

 Данную группу упражнений  можно усложнить исключением  у ребенка зрительного контроля  при помощи эластичной повязки на глазах.

 

5 Упражнения для формирования умения самостоятельно стоять

 

1. И. п. стоя: руки лежат ладонями на опоре на уровне пояса.

2. И. п. стоя: руки захватывают рейку гимнастической лестницы на уровне груди.

3. И. п. стоя у ступенчатой опоры, ребенок прижимается к ней животом: руками производить манипуляцию с игрушками (взять, положить, подвинуть, переложить из руки в руку, бросить, попытаться поднять и др.).

4. И. п. стоя в манеже, руки захватывают поручень: раскачивания в стороны с переносом тяжести тела сначала на одну, затем на другую ногу.

5. И. п. стоя у стеллажа, на полках которого на различной высоте расставлены игрушки, руки на опоре: ребенок пытается достать игрушку, отрывая одну руку от опоры и приподнимаясь вверх на носках.

6. И. п. стоя у низкого столика (тумбочки), руки на опоре, игрушки разложить рядом на ковре: ребенок должен поднять и сложить все игрушки на стол.

7. И. п. стоя в манеже (или у поручня), руки на опоре: методист держит в руке подвешенную игрушку и предлагает ее ребенку в процессе игр: «ну-ка, возьми!», «достань, дотянись!», «отними у меня!» и др.

8. И. п. стоя, одна нога впереди, другая сзади, между ними небольшой валик: сохранение устойчивого положения в данной позе, то же с подталкиванием.

9. И. п. стоя у поручня, хват за него двумя руками, к поручню на уровне колен ребенка подвешен мяч: ребенок пытается футболить мяч, оставаясь при этом на одной ноге.

10. И. п. стоя на подвижной доске, хват руками за поручень: методист изменяет наклон доски, выполняет раскачивание, — ребенок старается сохранить равновесие посредством изменения положения туловища и переноса тяжести тела.

11. И. п. стоя ногами на продольной качалке, хват руками за поручень на уровне груди: перенос тяжести тела с пятки на носок и выполнение переката на качалке.

12. И. п. стоя ногами на сферической качалке, хват руками за поручень: перенос тяжести тела вперед-назад и с ноги на ногу, выполняя качательные движения.

6 Упражнение для формирования самостоятельной ходьбы

 

1. И. п. — основная стойка, методист удерживает ребенка спереди за руки, на полу лежит лестница с горизонтальными поперечными рейками: методист легко тянет ребенка вперед, вдоль лестницы, стимулируя вынос вперед и перенос через рейку маховой ноги.

2. И. п. — основная стойка, методист держит ребенка за туловище сзади двумя руками: подталкиванием ребенка вперед достигается формирование шаговых движений через лежащие на полу гимнастические палки.

3. И. п. — основная стойка, захват двумя руками трубки (гимнастической палки), удерживаемой методистом, к середине которой подвешен на шнуре мяч (примерно на высоте середины голени щебенка): методист ведет ребенка вперед, добиваясь того, чтобы он стал самостоятельно футболить мяч левой и правой ногами.

4. И. п. сидя на велостанке, стопы фиксированы на педалях ремнями: методист выполняет сначала пассивное педалирование, постепенно формируя самостоятельные поочередные движения ногами ребенка.

5. И. п. — основная стойка, методист сзади поддерживает ребенка руками под мышки, рядом находится большой надувной мяч: методист направляет ребенка на мяч и формирует у него ударно-шаговое движение («футболирование в движении»).

6. Ходьба с опорой руками на параллельные бруски на уровне пояса.

7. Ходьба с опорой руками на натянутые продольно параллельные канаты.

8. Различные варианты  ходьбы на «подвесной дороге»:

а) с хватом двумя руками за переднюю подвижную поперечную трубку;

б) с хватом двумя руками соответственно за две передние поперечные подвижные трубки;

в) с хватом двумя руками за соответствующие боковые продольные подвижные трубки;

г) с подталкиванием впереди  себя по канату нанизанных на него предметов (шариков, колец и др.).

9. Ходьба приставными шагами влево и вправо, держась руками за горизонтальные рейки лестницы, поручень, натянутый канат и т. д.

10. Ходьба по эластичной  поверхности с поддержкой методиста  или с использованием хвата  руками за канат (поручень).

11. Ходьба с поддержкой  методистом за руки по наклонной плоскости (доске) вверх-вниз.

12. И. п. стоя спиной  у опоры (стены, тумбы, дивана), ноги на ширине плеч: методист  располагается перед ребенком  и протягивает ему руки стимулируя  выполнение нескольких самостоятельных  шагов.

13. Ходьба, держась руками за поручень универсальной тележки и толкая ее перед собой.

14. Ходьба, придерживаясь  одной рукой о руку методиста  по меткам, линиям, через предметы, по ячейкам специальной корригирующей  доски («елочка», «ступание»).

15. Ходьба, перекатывая  перед собой двумя руками валик.

16. Ходьба с опорой  на шесты, палочки и др.

17. Выполнение элементов  вышеперечисленных упражнений в  направлении спиной вперед.

18. Выполнение ходьбы  с поддержкой после предварительного  вращения ребенка в специальном  кресле или на качелях (каруселях).

19. Ходьба (сначала с  поддержкой) по невысоким ступеням  вверх-вниз.

20. Ходьба на месте  (переступание) на вращающемся барабане, опираясь руками о боковые  поручни.

21. Лазание по вертикальной  лестнице формирует перекрестную  координацию рук и ног.

22. Ходьба на специальных  укороченных лыжах.

 

  


Информация о работе ЛФК при ДЦП