ЛФК при ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

ДЦП относят к тяжелым заболеваниям ЦНС, при котором, особенно страдают мозговые структуры, ответственные за произвольные движения. Характерны для ДЦП двигательные расстройства: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др. При ДЦП формируются устойчивые порочные позы и движения, меняется осанка, возникают контрактуры и деформации ОДА и другие нарушения. Имеет место расстройство деятельности анализатора, что затрудняет нормальную адаптацию больных к окружающей среде. Типична повышенная эмоциональная возбудимость, инертность психики и т.п.

Содержание

Введение
1 Сущность ДЦП
1.1 Этиология и патогенез
1.2 Клинические проявления и диагностика
1.2.1 Наличие насильственных движений
1.2.2 Нарушения равновесия и координации движений
1.2.3 Нарушение ощущений движений
1.2.4 Синкинезии
1.2.5 Спастическая диплегия
1.2.6 Двойная гемиплегия
1.2.7 Гемипаретическая форма
1.2.8 Гиперкинетическая форма ДЦП
1.2.9 Атонически-астатическая форма ДЦП
2 ЛФК в комплексном лечении ДЦП
2.1 Цели и задачи ЛФК
2.2 Методы комплексного лечения
2.3 Клинико-физиологическое обоснование лечебного применения физических упражнений
2.4 Особенности проведения ЛФК
2.5 Массаж при ДЦП
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

 

      1. Гиперкинетическая форма ДЦП.

 

 Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), а также кровоизлияние в область хвостатого тела, возникающее чаще в результате родовой травмы. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений - гиперкинезов. Первые проявления гиперкинезов начинают выявляться с 4-6 мес. в мышцах языка, и только к 10-18 мес. появляются в других частях тела, достигая максимального развития к 2-3 годам жизни. В период новорожденности отмечается сниженный мышечный тонус, позже гипотония постепенно сменяется дистонией. Гиперкинезы возникают непроизвольно, усиливаются при движении и волнении, а также при утомлении и при попытках к выполнению любого двигательного акта. В покое гиперкинезы уменьшаются и практически полностью исчезают во время сна. Они могут охватывать мышцы лица, языка, головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей.

При гиперкинетической  форме произвольная моторика развивается  с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Очень поздно (лишь к 2-е 4 годам) начинают держать голову, садиться. Еще более сложно освоить стояние и ходьбу. Чаще всего самостоятельное передвижение становится возможным в 4-7 лет, иногда позже. Походка у детей обычно толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте больным труднее, чем идти. Произвольные движения размашистые, дискоординированные; затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма.

Речевые нарушения наблюдаются почти у всех детей, чаще и форме гиперкинетической дизартрии. У части детей (20-25%) имеют место нарушения слуха, особенно часто страдает высокотональный слух; у 10-15% отмечаются судороги.

Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. Нарушение психического развития по типу умственной отсталости имеет место у 25% детей.

 

      1. Атонически-астатическая форма ДЦП.

 

 При данной форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка, в некоторых случаях сочетающееся с поражением лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдаются: низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

У большинства детей  отмечаются речевые нарушения в  виде задержки речевого развития, атактической дизартрии; может иметь место  алалия.

При атонически-астатической форме ДЦП могут быть интеллектуальные нарушения различной степени тяжести. Важную роль в структуре психического дефекта играет основная локализация поражения мозга, от которой зависит степень снижения интеллекта. При поражении только мозжечка дети малоинициативны, у многих проявляется страх падения; задержано формирование навыков чтения и письма. Если поражение мозжечка сочетается с поражением лобных отделов мозга, у детей отмечается выраженное недоразвитие познавательной деятельности, некритичность к своему дефекту, расторможенность, агрессивность. В 55% случаев (поданным К.А.Семеновой), помимо тяжелых двигательных нарушений у детей с имеет место тяжелая степень умственной отсталости. Такие дети направляются в учреждения Министерства социальной защиты, так как не могут овладеть навыками самообслуживания и школьными навыками.

 

 

2. ЛФК в комплексном  лечении ДЦП

2.1Цели и  задачи ЛФК

3. ЛФК и лечебная гимнастика при ДЦП

 

Лечебная физическая культура как составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией

Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.

Практически лечебная физкультура  – это, прежде всего терапия регуляторных механизмов, использующая наиболее адекватные биологические пути мобилизации  собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма для ликвидации патологического процесса. Вместе с двигательной доминантой восстанавливается и поддерживается здоровье. Активный двигательный режим и положительные эмоции служат источником энергии для самозащиты организма на всех уровнях его жизнедеятельности, как в норме, так и при патологии.

Положительный эффект, который  наблюдается при использовании  средств лечебной физкультуры у  больных с ДЦП, является результатом  оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Можно говорить лишь о количественном выражении, уровне и объёме тренированности: тренировка в спорте ставит задачи максимального повышения функциональных возможностей организма, отдельных его систем и органов, а при назначении лечебной физкультуры решаются задачи дозированной тренировки, повышающей функциональное состояние больного до уровня здорового человека. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений:

    • снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц;
    • улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА;
    • улучшение координации движений и равновесия;
    • стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы;
    • расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков;
    • обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка.

 Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений:

    • упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения;
    • пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра;
    • упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;
    • принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом;
    • упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения;
    • игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д.

Формирование движений должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начиная с головы, затем идут руки – туловище, руки – туловище – ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах (плечевом и тазобедренном), затем постепенно захватывать средние суставы (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. При наличии сопутствующих деформаций ОДА (контрактуры, укорочения конечностей, остеохондропатия, сколиозы, остеохондрозы), соматических заболеваний спектр задач расширяется с учетом имеющейся патологии.

В период остаточных явлений  расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотерапия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

В последние годы для ЛФК характерен подъём, связанный с возникновением и развитием реабилитационного направления современной медицины. Применение средств ЛФК в системе реабилитации оказалась весьма эффективным, и вызвало значительный интерес к теории и практике их использования. Дальнейший прогресс ЛФК обусловлен углублением медицинских представлений и клинико-физиологических основах метода и накопившимся опытом работы, знание которых приводят к убеждению о необходимости лечебной физической культуры, и определяет тактику врачебных действий.

Ниже приводятся основные комплексы коррекционных физических упражнений и методику их применения при ДЦП.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реабилитация детей  с двигательными нарушениями - это  не только медицинская задача, но и во многом педагогическая и социальная. Важно не только восстановить утраченные двигательные функции, не только повысить функциональное состояние ребенка, у которого страдают сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и другие системы, но и научить его сидеть, ходить, обслуживать себя, т. е. адаптировать к окружающей среде. Используя  в активной форме средства физической культуры, можно значительно повысить эффективность  реабилитационных мероприятий с детьми, имеющими нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Физическими упражнениями можно нагружать не только нервно- мышечную, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. Физическая нагрузка развивает потребность ребенка в движении и активизирует не только физическую, но и умственную деятельность.

К настоящему времени  накоплен большой опыт по реабилитации детей с нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата, который  свидетельствует о том, что для  получения оптимальных результатов  следует максимально разнообразить двигательную активность больных детей и стремиться приблизить ее к двигательной активности здоровых детей. Комплексы физических упражнений повышенной двигательной активности совершенствуют традиционные способы реабилитации за счет вертикализации тела, тренировки вестибулярного аппарата, нормализации пространственных восприятий и повышения функциональных возможностей занимающихся. Особенностью предлагаемой системы является приоритетное использование физической культуры как формы двигательной деятельности, которая позволяет наилучшим образом сформировать жизненно важные двигательные умения и навыки, обеспечить нормальное функционирование систем организма, активизировать умственные способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности. (Гросс Н.А. с соавт.,2000, с.73-74)

 

Список литературы

 

  1. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989-с. 34
  2. Астахов В.А. Детский церебральный паралич: понятие, этиология, симптомы - Здоровье – 2000 - №3 – с. 14-15
  3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи
  4. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений – М., 2003 – с. 368
  5. Большая медицинская энциклопедия. Т. 7, с. 27.
  6. Бровицкий А.С. Виды, симптомы, лечение ДЦП - Здоровье, 2000 - №2-с. 15
  7. Валеев Н., Захарова Л., Ганзина Н. Поиск новых форм физкультурно-рекреативной деятельности в процессе реабилитации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича.
  8. Веселов А.В. Лечение ДЦП - Здоровье, 2000 - №12-с. 21
  9. Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка.
  10. Гросс Н.А (Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Кочеткова Н.И., Гончарова Г.А., Горбунова Е.А., Кряжев В.Д., Левин А.С., Николаева В.В, Суровягина Л.В., Усакова Н.А., Шарова Т.Л.) Физическая реабилитация детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата – М.: Советский спорт, 2000 – с. 224
  11. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 425-426.
  12. Драгунов С.К. Лечебная физкультура и массаж при ДЦП // Здоровье – 2000 - №3 – с. 32
  13. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М.: Советский спорт, 1991– с. 56
  14. Корхин М.А., Рабинович И.М. ЛФК в домашних условиях.
  15. Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей.
  16. Ли Ю Сан. Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе.
  17. Ловейко И.Д., Фонарев М.И., Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей – Л: Медицина, 1988 – с. 97
  18. Мастюкова Е.М., Физическое воспитание детей с церебральным параличом – М.: Просвещение, 1991 – с. 159
  19. Попова С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – с. 608
  20. Самойлов В. И. Синдромологическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. Спб., 1998 Т. 1-2
  21. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. – М., 1968-с. 71
  22. Штеренгерц А.Е. Лечебная физкультура и массаж при заболеваниях и травмах нервной системы у детей. – К.: Здоровья, 1989. – с. 187
  23. Цукер М. Б. Клиническая невропатология детского возраста. М., 1978-с. 89
  24. Яковлева М.Ю. Детский церебральный паралич - Здоровье, 2000 - №5- с. 10

Информация о работе ЛФК при ДЦП