Формы проведения ЛФК

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 13:50, реферат

Описание работы

Лечебная физкультура -- самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы.

Содержание

Введение
1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
2. Лечебная гимнастика.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ФИЗРА ЛФК.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

    Урюпинский  филиал

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет социально-гуманитарных и экономических  наук

Кафедра физического воспитания 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Формы проведения ЛФК» 
 

    Выполнила:

    студентка 3 курса

    дневного  отделения

    специальность: «Финансы и кредит»

    Тихончук  А.С.

    Проверил:

    Ассистент

    Пополитов М.В 
 
 

Урюпинск 2010г. 

Содержание:

Введение 

1. Утренняя гигиеническая гимнастика. 

2. Лечебная гимнастика. 

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

  Лечебная  физкультура -- самостоятельная научная  дисциплина. В медицине это метод  лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

  Основным  средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

  Лечебная  физкультура:

  1. естественный биологический метод,  так как использует присущую  организму функцию движения;

  2. метод неспецифической терапии,  но в то же время отдельные  виды упражнений могут влиять  на определенные функции организма;

  3. метод патогенетической терапии,  в связи с возможностью физических  упражнений влиять на реактивность  организма;

  4. метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;

  5. метод поддерживающей терапии  на этапах медицинской реабилитации  у людей пожилого возраста;

  6. метод восстановительной терапии  в комплексном лечений больных.

  7. Характерной особенностью ЛФК  является процесс тренировки  больных физическими упражнениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Утренняя гигиеническая  гимнастика 

  Утренняя  гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Во время сна центральная нервная система человека находится в состоянии своеобразного отдыха от дневной активности. При этом снижается интенсивность физиологических процессов в организме. После пробуждения возбудимость центральной нервной системы и функциональная активность различных органов постепенно повышается, но процесс этот может быть довольно длительным, что сказывается на работоспособности, которая остаётся сниженной по сравнению с обычной и на самочувствии: человек ощущает сонливость, вялость, порой проявляет беспричинную раздражительность. Зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

  У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим  средством укрепления здоровья. Зарядка  полезна для всех людей, начиная  с детского и заканчивая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

  Физические  упражнения зарядки - простые и доступные  для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс. Не следует путать зарядку с физической тренировкой, цель которой - получение более или менее значительной нагрузки, а также развитие необходимых человеку физических качеств.

  Зарядка должна проводиться в хорошо проветренной комнате, а если позволяют условия - на свежем воздухе. Выполнять упражнения следует в легкой, не стесняющей движения одежде. После зарядки рекомендуются водные процедуры - влажное обтирание, обмывание, прием душа, летом - купание. При выполнении зарядки необходимо следить за самочувствием и правильным дыханием во время упражнения. Лицам пожилого возраста, а также лицам, с какими-либо нарушениями в состоянии здоровья перед тем как начать занятия зарядкой следует посоветоваться с врачом и проводить занятия под его контролем. Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важен самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

  Каждый  организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему  свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток - каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому, наряду с общими принципами построения комплекса утренней гимнастики, при его разработке необходимо учитывать и индивидуальные особенности организма. При разработке комплекса утренней гимнастики необходимо учитывать следующие наиболее важные факторы - Состояние здоровья организма - Общую физическую подготовленность организма - Индивидуальные биологические ритмы организма.

  Комплекс  упражнений утренней гимнастики

  1. Подняться на носки, поднять  руки через стороны вверх. Опуститься  на носки и опустить руки. Повторить  10 раз. 

  2. Руки на поясе, ходьба на  носках в течение минуты.

  3. Руки на поясе, ходьба в полуприседе  и в полном приседе - одна-две минуты.

  4. Сидя на краю стула, прямые  ноги впереди на полу, руки  в упоре сзади на сиденье.  Прогнуться как можно сильнее  назад, упираясь лопатками в  спину стула и одновременно  поднимая таз, затем вернуться  в и.п. Повторить 8 раз.

  5. Сидя на стуле, согнуть ноги, а затем выпрямить их как  можно выше, после чего медленно  опустить в и.п. Повторить 10 раз. 

  6. Сидя на стуле, согнуть колени, выпрямить ноги и выполнить  движение "ножницы" максимально  возможное число раз. После  этого, немного передохнув, выполнить упражнение "велосипед" до лёгкого утомления.

  7. Стоя, ноги врозь. Повороты туловища  влево и вправо, не останавливаясь, руки отводить назад в сторону  поворота - по 10 раз в каждую сторону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Лечебная гимнастика 

  Лечебная гимнастика -- наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

  Каждое  занятие строится по определенному  плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

  В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и  применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:-- 60-80 % всего времени занятия.

  В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

  Физическую  нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями  организма. Простым и доступным  является контроль пульса. Графическое  изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия -- это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

  Очень важна плотность занятий, т.е. время  фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний. 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Большая  медицинская энциклопедия. / Под ред. Б. В. Петровского - М.: «Сов. Энциклопедия», 2008 -т. 13.

  2. В. А.  Епифанова «Лечебная физическая  культура. Справочник». - М.: «Медицина», 2005

  3. Выдрин  В. М., Зыков Б. К., Лотоненко  А. В. Физическая культура студентов  вузов. - М.: 2004.

  4. Дёмин  Д.Ф. Врачебный контроль при  занятиях ФК. - СПб.:2009.

  5. Коц  Я.М., Спортивная физиология. - М.: Физкультура  и спорт, 2009.

  6. Г. С.  Юмашев. Травматология и ортопедия. - М.: «Медицина», 2000.

  7. А. Н.  Бакулев, Ф. Ф. Петров «Популярная  медицинская энциклопедия». - СПб.:2002.

  8. Петровский  Б. В. «Популярная медицинская  энциклопедия». - Ташкент, 2006.

  9. Энциклопедия  здоровья. / Под ред. В. И. Белова. - М.: 2007.

  10. Н. М.  Амосов, Я. А. Бендет. Здоровье  человека - М.: 2009.

Информация о работе Формы проведения ЛФК