Контрольная работа по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7

Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26

Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

реферат_физическая культура.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение………………………………………………………………………..3

     1. Формы работы по физической  культуре………………………………….4

     2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и     совершенствования………………………………………………………………….7

  1. Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9

     Заключение……………………………………………………………………26

     Список  использованных источников………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с  предыдущими десятилетиями. Это, в  конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Интеллектуальный труд резко  снижает работоспособность организма.

       Но  и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой,   может в некоторых случаях рассматриваться  с отрицательной стороны.

       Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и  организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ.

       В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и  при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм.

       Физическая  культура оказывает оздоровительный  и профилактический эффект, что является чрезвычайно важным, так как на сегодняшний день число людей  с различными заболеваниями постоянно  растёт.

       Физическая  культура должна входить в жизнь  человека с раннего возраста и  не покидать её до старости. При этом очень важным является момент выбора степени нагрузок на организм, здесь  нужен индивидуальный подход. Ведь чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с каким-либо заболеванием, могут причинить ему  вред.

       Таким образом, физическая культура, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого  человека. 

       1. Формы работы по  физической культуре.

       Любое сложное общественное явление и каждая область человеческой деятельности имеет свою структуру. Под структурой явления понимают,  во-первых,  состав его компонентов  (частей,  видов),  и,  во-вторых,  связи и отношения между этими компонентами,  их внутреннюю организацию, упорядоченность. Физическая культура,  являясь сложным социальным явлением, также имеет собственную структуру.

       Так, остановлюсь подробнее на компонентах физической культуры:

  • Базовая физическая культура составляет фундамент физической культуры. Она является одним из важнейших компонентов образования и воспитания,  т.к.  направлена на обеспечение базового уровня общей физической подготовленности,  необходимого в любой из сфер человеческой деятельности.

       Содержание  базовой физической культуры способствует приобретению основного фонда знаний, жизненно важных двигательных умений и навыков, достижению необходимого в жизни уровня общего разностороннего  физического развития,   то есть является  «базой»  для избранной  деятельности  (профессиональной,  спортивной и др.)  и представляет собой базовое физическое воспитание.

       Базовыми,  непременными двигательными навыками являются ходьба, бег, прыжки, метания, плавание. В основе их формирования лежат естественные физические способности:  сила,  быстрота,  выносливость, ловкость, гибкость.

       Основным  видом базовой физической культуры является школьная физическая культура,  формой организации которой является урок, призванный последовательно создавать благоприятные условия для физического развития учащихся.

       В зависимости от этапов возрастного развития и условий жизни, а также личных интересов и потребностей отдельных людей содержание базовой физической культуры может изменяться.  Ее задачи могут также решаться в форме секционных и самостоятельных занятий по общей физической подготовке.  Для базовой физической культуры характерно,  что содержание занятий обеспечивает комплексное совершенствование физических возможностей занимающихся.

       В состав базовой физической культуры включены и элементы спорта,  направленные преимущественно на достижение базовой физической подготовленности.

       Итак,  в базовой физической культуре выделяют основные виды (разновидности)  физической культуры:   это «школьная физическая культура» и «базовый спорт».

  • Спорт как компонент физической культуры.  Основу спорта составляет соревновательная деятельность. Выделяют «спорт высших достижений» и «базовый спорт».

       Спорт высших достижений ориентирован на достижение наивысших результатов на уровне предельных и около предельных человеческих возможностей.  Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня и широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Профессионально-прикладная физическая культура.  Этот компонент физической культуры направлен на формирование и совершенствование таких специфических двигательных навыков,  которые позволяют человеку выполнять профессиональные функции эффективно, экономно, сохраняя достаточно длительное время высокую работоспособность. Видами этого направления являются: профессионально-прикладная физическая подготовка  (в том числе производственно-прикладную и военно-прикладную),  преимущественно направленная на совершенствование тех свойств организма, от которых непосредственно зависит качество профессионального труда, благодаря чему сокращается время, необходимое для освоения профессии  (особенно военные профессии предъявляют высокие требования к физическим качествам человека). производственная физическая культура призвана способствовать повышению производительности труда и предупреждать возможное негативное влияние характера и условий труда на физическое состояние человека.  Формами производственной физической культурымогут быть вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др.

  • Оздоровительно-реабилитационная физическая культура, представляющая собой относительно самостоятельное направления использования физической культуры в качестве средства лечения заболеваний и восстановления функций организма,  нарушенных вследствие заболеваний, травм, переутомления.

       Выделяют  следующие виды оздоровительно-реабилитационной физической культуры:  лечебная физическая культура и спортивно реабилитационная физическая культура.  Первая  (ЛФК)  включает обширный комплекс средств и методов  (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и др.), специализированных в зависимости от характера нарушения функций,  заболеваний и травм.  Вторая  (спортивно-реабилитационная)  входит в систему подготовки спортсмена, где играет важную роль в восстановлении функциональных возможностей спортсмена после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок,  при перетренировке и ликвидаций последствий спортивных травм.

       Фоновая физическая культура. Под этим условным названием объединены гигиеническая физическая культура (занятия физическими упражнениями в режиме повседневного быта,  не связанные со значительными нагрузками:  утренняя гимнастика,  прогулки и др.)  и рекреативная физическая культур (использование физических упражнений для развлечений: игры на пляже, гребля, туристические походы и др.). Как правило,  в фоновой физической культуре нагрузка незначительна и поэтому коррекции процесса физического развития не происходит.  Тем не менее двигательная активность создает благоприятный функциональный и эмоциональный фон для жинедеятельности организма.

       Итак,  выше были рассмотрены наиболее крупные  компоненты (виды)   физической культуры.  Фактически эти компоненты не только взаимосвязаны, но отчасти совпадают. В то же время они имеют определенные различия по целям, функциям, специфике задач. [1] 

       2. Двигательные умения  и навыки, физиология  их формирования  и     совершенствования.

       Двигательное  умение — способность неавтоматизированно  управлять движениями. Умение выполнять  движения в результате повторения переходит  в навык. 
    Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх. 
    Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни. В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх). 
    По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т п. Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются. 
    Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.

       Быстрота  и прочность формирования двигательных навыков зависят от многих причин.

         Приобретенные ранее навыки могут  облегчать или затруднять формирование  нового навыка. Положительное взаимодействие  навыков («положительный перенос») происходит в тех случаях, когда  в технике движения есть сходство (например, приземление в прыжках  с высоты, в высоту с места  и с разбега). «Отрицательный перенос»  может возникнуть при одновременном  разучивании движений, имеющих различные  конечные фазы. Поэтому нельзя, например, обучать на одном занятии приземлению  после прыжков в длину и  в высоту с разбега. По мере упрочения двигательных навыков появляется возможность преодолеть их отрицательное взаимодействие. 
Формирование двигательных навыков происходит в единстве с развитием физических качеств. Например, с развитием силы, быстроты в прыжках, метании улучшается техника их выполнения и повышаются количественные показатели. 
    Продолжительность формирования двигательного навыка зависит от сложности упражнения, например скоростно-силовые ациклические движения (прыжки, метание), связанные с точностью распределения мышечных усилий в пространстве и во времени, требуют длительного срока. Формирование двигательного навыка зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. На скорость образования двигательных навыков влияет психологическая установка (осознание поставленных задач, мотивов деятельности), а также положительные эмоции на занятиях. [2] 

  1. Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии.
 

       По  структурности движения физические упражнения подразделяются на три вида: циклические, ациклические и смешанные.

       1. Циклические упражнения (бег, ходьба, гребля, велоспорт, бег на коньках,  плавание) отличаются повторяемостью  фаз движений, лежащих в основе  каждого цикла, и тесной связанностью  каждого цикла с последующем  и предыдущим. В основе циклических  локомоций лежит ритмический  двигательный рефлекс, проявляющийся  автоматически. Таким образом,  общими признаками циклических  упражнений являются:

    • многократность повторения одного и того же цикла, состоящего из нескольких фаз;
    • все фазы движения одного цикла последовательно повторяются в другом цикле;
    • последняя фаза одного цикла является началом первой фазы движения последующего цикла;

Информация о работе Контрольная работа по "Физкультуре"