Контрольная работа по "Физкультуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Формы работы по физической культуре………………………………….4

2. Двигательные умения и навыки, физиология их формирования и совершенствования………………………………………………………………….7

Физиологическая характеристика, ее динамика у лиц, занимающихся ациклическими видами. Опорно-двигательный аппарат, нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная системы, расход энергии…………….9
Заключение……………………………………………………………………26

Список использованных источников………………………………………27

Работа содержит 1 файл

реферат_физическая культура.docx

— 55.21 Кб (Скачать)

       Частота дыхания - количество дыхательных циклов в минуту. Один цикл состоит из вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Средняя частота дыхания в покое 15-18 циклов в минуту. У тренированных людей, за счет увеличения дыхательного объема, частота дыхания снижается до 8-12 циклов в минуту. При физической нагрузке частота дыхания увеличивается, например, у пловцов до 45 циклов в минуту.

       Легочная  вентиляция - объем воздуха, который  проходит через легкие за минуту. Величина легочной вентиляции определяется умножением величины дыхательного объема на частоту  дыхания. Легочная вентиляция в покое  находится на уровне 5000-9000 мл. При  физической нагрузке этот показатель увеличивается.

       Потребление кислорода  - количество кислорода, использованного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

       В состоянии покоя человек потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При  физической нагрузке эта величина увеличивается.

       Наибольшее  количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при  предельной мышечной работе, называетсямаксимальным потреблением кислорода (МПК).

       Наиболее  эффективно дыхательную систему  развивают циклические виды спорта (бег, гребля, плавание, лыжный спорт  и т.п.).

    • Нервная система

       Нервная система человека объединяет все  системы организма в единое целое  и состоит из нескольких миллиардов нервных клеток и их отростков. Длинные  отростки нервных клеток, объединяясь, образуют нервные волокна, которые  подходят ко всем тканям  и органам человека.

       Нервную систему делят на центральную  и периферическую. К центральной  нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическая нервная  система образуется нервами отходящими от головного и спинного мозга. От головного мозга отходят 12 пар  черепных нервов, а от спинного - 31 пара спинномозговых нервов.

       По  функциональному принципу нервную  систему делят на соматическую и  вегетативную. Соматические нервы иннервируют  на поперечно-полосатую мускулатуру  скелета и некоторые органы (язык, глотка, гортань и др.). Вегетативные нервы регулируют работу внутренних органов (сокращение сердца, перистальтика  кишечника и др.).

       Основными нервными процессами являются возбуждение  и торможение, возникающие в нервных клетках. Возбуждение - состояние нервных клеток, когда они передают или направляют сами нервные импульсы другим клеткам. Торможение  - состояние нервных клеток, когда их активность направлена на восстановление.

       Нервная система действует по принципу рефлекса. Различают два вида рефлексов: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный  в процессе жизнедеятельности).

       Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии ЦНС.

       Все движения человека представляют собой  приобретенные в процессе индивидуальной жизни новый формы двигательных актов.

       Двигательный  навык - двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.

       Образование двигательного навыка происходит последовательно  по трем  фазам : генерализации, концентрации, автоматизации.

       Фаза  генерализации  характеризуется расширением и усилением возбудительного процесса, в результате чего в работу включаются дополнительные группы мышц. В этой фазе движения неэкономичны, плохо координированы и неточны.

       Фаза  концентрации характеризуется дифференцированным торможением излишнего возбуждения и его концентрации в нужных зонах головного мозга. Движения в этой фазе становятся точными, экономичными, стабильными.

       Фаза  автоматизации характеризуется выполнением движения автоматически без участи внимания и мышления. Автоматизированный навык отличается высокой степенью надежности и стабильности выполнения всех составляющих его движений.

       В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный, вестибулярный, кожный и  др.Анализатор - это структурная целостность рецептора и нерва, проводящего возбуждение в центр находящийся в коре головного мозга. Изменение функции того или иного анализатора тесно связанно со спецификой физических упражнений. У занимающихся физическими упражнениями совершенствуется глазодвигательный анализатор, увеличивается поле зрения (норма - 15°, при специальной тренировке до 30°) и совершенствуется глубина восприятия. При исследованиях кожного анализатора в процессе тренировок установлено, что те области тела, которые подвергаются соприкосновениям и ударам имеют пониженную тактильную и болевую чувствительность.

       В процессе физической тренировки нервная  система человека совершенствуется, осуществляя более тонко взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Тренировка позволяет более дифференцированно органам чувств осуществлять двигательное действие, формирует способность к более быстрому усвоению новых двигательных навыков.

    • Обмен веществ и энергии — основа жизнедеятельности организма человека.

       Единство  организма человека с внешней  средой проявляется прежде всего  в непрекращающемся обмене веществ  и энергии. Под обменом веществ (метаболизмом) принято понимать сложный  постоянно протекающий, самосовершающийся  и саморегулирующийся биохимический  и энергетический процесс, связанный  с поступлением в организм из окружающей среды различных питательных  веществ, обеспечивающих постоянство  химического состава и внутренних параметров организма, его жизнедеятельность, развитие и рост, размножение, способность  к движению и адаптацию к изменяющимся условиям внешней окружающей среды.

       Обмен веществ — это два взаимосвязанных  противоположных процессов, протекающих  одновременно, в результате которых  происходит усвоение веществ, поступающих  из окружающей среды и их биологическое  превращение в потенциальную  энергию (ассимиляция), а второй процесс, связанный с постоянным распадом веществ и выведение из организма  продуктов распада (диссимиляция).

       Эти процессы согласованы между собой  и образуют целостную систему, обеспечивающую нормальную функциональную жизнедеятельность  организма человека.

       Процесс обмена веществ регулируется нервно-гуморальным (жидкостным) путем, то есть системой и  железами внутренней секреции, усиливая или тормозя гормонообразование и поступление гормонов в кровь.

       В обменных процессах участвуют белки, углеводы, жиры, вода и минеральные  соли. Важная роль в этих процессах  принадлежит также витаминам, которые  являются катализаторами обменных процессов.

       Так, например, на белковый обмен существенное влияние оказывает гормон щитовидной железы – тироксин; на углеводный обмен  оказывает влияние гормон надпочечников  – адреналин и гормон поджелудочной  железы - инсулин; на жировой обмен  влияют гормоны поджелудочной железы и щитовидной железы и др.[6]

       Общая интенсивность обменных процессов, в течение жизни меняется. Сразу  после рождения человека скорость поступления  в организм питательных веществ  превышает скорость их распада. Это  обеспечивает рост организма. К 17-19 годам  различия в скорости процессов ассимиляции  и диссимиляции постепенно сглаживаются, в организме к этому времени  устанавливается динамическое равновесие между этими сторонами обменных процессов. С этого времени рост организма, по существу прекращается, но процесс ассимиляции все же преобладает. В возрасте от 25 до 60 лет  в процессе обмена веществ наблюдается  равновесие, при котором интенсивность  процессов примерно равна. К старости в обменных процессах начинает преобладать  диссимиляция, что приводит к снижению биосинтеза многих важнейших для  жизнедеятельности организма веществ: ферментов, структурных белков, легко доступных для использования источников энергии. Происходит снижение функциональных возможностей различных тканей, дистрофия мышц и снижение их силы, ухудшаются и качество нервной.[7] 

       Заключение

       Таким образом, оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и трудоспособности.

       Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении  факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и  жировой массы, содржания холестерина  и триглицеридов в крови, снижением  артериального давления и ЧСС.

       Кроме того, регулярная физическая тренировка позволяет в значительной степени  задержать возрастных инволюционных  изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений  органов и систем.

       Выполнение  физических упражнений положительно влияет на весь двигательный аппарат, препятствуя  развития дегенеративных изменений, связанных  с возрастом и гиподинамией (нарушение  функций организма при снижении двигательной активности). Повышается минерализация костной ткани  и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза (дистрофия костной ткани с  перестройкой её структуры и разрежением). Увеличивается приток лимфы к  суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством  профилактики артроза и остехондроза (дегенерация суставных хрящей).

       Все эти данные свидетельствуют о  неоценимом положительном влиянии  занятий физической культурой на организм человека.

       Таким образом, можно говорить о необходимости  физических упражнений в жизни каждого  человека. При этом очень важно  учитывать состояние здоровья человека и его уровень физической подготовки для рационального использования  физических возможностей организма, чтобы  физические нагрузки не принесли вреда  здоровью.[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников: 

    
  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001
  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.
  3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – М.:Лань
  4. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004
  5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура, 2005
  6. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001
  7. Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003
  8. Шпак В.Т., Синютич А.А. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций для специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд., доп. И перераб. – Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2007

            

Информация о работе Контрольная работа по "Физкультуре"