Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:21, контрольная работа
Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. В современных условиях нельзя представить себе работу преподавателя (тренера) без систематической связи, тесного контакта со спортивными врачами.
¦ ¦ ¦ве. Не имеет друзей в ¦
¦ ¦ ¦детском саду, во дворе ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦V. Психическое ¦Без отклонений ¦Наличие отклонений сомато-¦
¦ здоровье ¦ ¦вегетативного эмоциональ- ¦
¦ Пункты 1, 2,¦ ¦ного, психомоторного ¦
¦ 3, 4
¦
¦характера
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Памятка по оказанию первой медицинской помощи
Основное
требование при оказании
первой медицинской
помощи: НЕ НАВРЕДИ!
Необходимая последовательность
действий:
1. Убедитесь в личной безопасности. Автомобиль
с бензиновым двигателем сгорает за 5 минут,
реальна угроза взрыва. Ваши действия
должны быть продуманными.
2. Эвакуация пострадавшего. При ДТП наиболее
вероятно повреждение шейного отдела
позвоночника. Неправильное извлечение
пострадавшего может привести к его смерти
3. Определите уровень сознания. Задайте
любой вопрос пострадавшему Наложите
шейный воротник. Извлеките пострадавшего
как единое целое. Проверьте реакцию зрачка
на свет, наличие дыхания и пульсации на
сонных артериях.
Клиническая
смерть.
Признаки: отсутствие сознания, дыхания
и пульсации на сонных артериях, широкий
зрачок.
Наличие этих симптомов - показание к проведению
реанимационных мероприятий по системе
ABC (проходимость верхних дыхательных
путей, искусственное дыхание, непрямой
массаж сердца).
Техника
проведения реанимационных мероприятий.
Действия:
1. Пострадавшего положите на спину в безопасном
месте на твердую поверхность.
2. Ликвидируйте закупорку верхних дыхательных
путей. Причиной ее могут быть западение
языка, инородное тело, отек и спазм гортани,
травма. Откройте рот пострадавшему. Освободите
дыхательные пути.
3. Оцените дыхание: если пострадавший
не дышит нормально или дыхание отсутствует
пошлите кого-нибудь за помощью и начните
компрессии грудной клетки следующим
образом:
" встаньте на колени сбоку от пострадавшего;
" поместите основание ладони в центр
груди пострадавшего;
" поместите основание другой вашей
руки поверх первой;
" переплетите пальцы ваших рук так,
чтобы не оказывать давление на ребра
пострадавшего. Не давите на верхнюю часть
живота или нижний конец грудины;
" расположитесь вертикально над грудью
пострадавшего и выпрямленными руками
произведите давление на грудину на глубину
4-5 см;
" после каждой компрессии (массажного
толчка) прекращайте давление на грудь,
не теряя контакта между вашими руками
и грудиной; повторяйте толчки со скоростью
примерно 100 в минуту (чуть меньше 2 компрессий
в секунду);
" сжатие и расправление грудной клетки
должны занимать равное количество времени.
4. Сочетание компрессии грудной клетки
с искусственным дыханием "рот-в-рот":
" после 30 массажных толчков снова освободите
дыхательные пути, используя запрокидывание
головы и подъем подбородка.
" сожмите мягкую часть носа пострадавшего
с помощью указательного и большого пальцев
вашей руки, которая находится на лбу пострадавшего.
" откройте рот пострадавшего, удерживая
его подбородок.
" сделайте нормальный вдох и плотно
прижмите свои губы к его рту.
" выдыхайте постепенно в рот пострадавшего,
наблюдая за поднятием грудной клетки
в течение 1 секунды, как при обычном дыхании
- это эффективное искусственное дыхание
"рот-в-рот".
" сохраняя положение головы и подъем
подбородка, отнимите свой рот от рта пострадавшего
и наблюдайте, как опускается грудная
клетка, когда воздух выходит наружу.
" Сделайте еще один нормальный вдох
и еще раз выдохните в рот пострадавшего,
чтобы подряд получилось два эффективных
искусственных вдоха "рот-в-рот".
Затем без промедления верните свои руки
в правильное положение на грудине и сделайте
еще 30 массажных толчков.
" продолжайте выполнять компрессии
грудной клетки и проводить искусственное
дыхание в соотношении 30:2.
" Остановитесь для проверки состояния
пострадавшего, только если он начинает
дышать нормально; в противном случае
не прерывайте базовую реанимацию.
5. Продолжайте реанимацию до тех пор, пока:
" Не прибудет квалифицированная помощь
и не возьмет проведение реанимации на
себя.
" Пострадавший не начнет дышать самостоятельно.
" Вы не устанете окончательно.
Постоянно контролируйте состояние больного:
сужение зрачка на свет, появление пульса
на сонной артерии, улучшение цвета кожи,
самостоятельное дыхание. Все это свидетельствует
об эффективной реанимации.
ПОМНИТЕ! Если больной без сознания,
но дыхание и сердцебиение сохранены,
то его как единое целое (зафиксировав
шейный отдел позвоночника руками или
воротником), нужно уложить в стабильно
боковое положение и постоянно следить
за проходимостью дыхательных путей, дыханием
и сердцебиением. В случае нарушения этих
функций немедленно приступать к проведению
реанимационных мероприятий.
Кровотечения,
шок.
Острая кровопотеря -основная и первая
опасность, угрожающая человеку при повреждении
сосудов кожи, мышц, внутренних органов.
Различают:
Артериальные кровотечения, характеризующиеся
алой струей крови, пульсирующим "фонтаном"
бьющим из раны.
Венозные кровотечения - кровь темная,
вишневого цвета, не пульсирует в ране,
а стекает с ее краев.
Капиллярные кровотечения из мельчайших
сосудов кожи, когда темп кровопотери
обычно небольшой и опасная потеря крови
бывает редко.
Выделяют также паренхиматозные кровотечения
- из таких органов, как печень и селезенка
при открытой или тупой травме живота,
- они относятся к внутренним кровотечениям.
Признаки скрытого внутреннего кровотечения:
" бледная прохладная липкая кожа
" жажда
" частый слабый пульс
" частое поверхностное дыхание
" боль или дискомфорт
" тошнота и/или рвота
" постепенное развитие шока
Первая
медицинская помощь
при кровотечениях.
Главное в оказании помощи при острой
кровопотере -максимально быстрая и эффективная
остановка кровотечения. Из способов временной
остановки кровотечения применяются:
" максимальное сгибание конечности
" пальцевое прижатие артерии
" прямое давление на рану
" наложение табельного или импровизированного
жгута
" давящая повязка
" тугое бинтование раны
" Время наложения жгута обязательно
отмечается на записке, засунутой под
него, или на самом жгуте, на коже выше
раны, на лбу или щеке пострадавшего.
" Время, в течение которого рука или
нога не мертвеет под жгутом, - не более
одного часа! За это время пострадавший
должен быть обеспечен медицинской помощью,
так как окончательно снимать жгут имеет
право врач.
Травма
конечностей.
Переломы
могут быть открытыми и закрытыми.
Признаки закрытых переломов:
" боль, которая усиливается при движении
" нарушения двигательной функции
" кровоподтек в области перелома
" ненормальная подвижность в месте
перелома
" хруст при ощупывании места перелома
" изменение формы поврежденной конечности
" изменение длины конечности
При открытых переломах дополнительно
могут быть следующие признаки:
" рана в месте перелома ( возможно кровотечение
из раны )
" в ране могут быть видны костные осколки
Первая
медицинская помощь
В основе помощи лежит транспортная иммобилизация
- придание неподвижности поврежденной
конечности.
Основные
правила иммобилизации:
· шина должна фиксировать суставы выше
и ниже места перелома
· при переломе бедра шина должна фиксировать
голеностопный, коленный и тазобедренный
суставы
· при переломе плеча шина должна фиксировать
плечевой, локтевой и лучезапястный суставы
· конечность должна находиться в наименее
болезненном положении
· шина должна быть обернута мягкой материей
или наложена на одежду
· при перекладывании поврежденную конечность
должен поддерживать помощник
· шину моделируют по здоровой конечности
При отсутствии шин можно выполнить аутоиммобилизацию,
прочно прибинтовав сломанную руку к туловищу,
а сломанную ногу - к здоровой ноге.
При открытых переломах конечность фиксируется
в том положении, в каком находится !
Костные осколки, торчащие из раны, не
вправляют !
Термическая
травма.
Термические ожоги - вызываются обычно
солнечным излучением, кипятком, пламенем,
раскаленными и расплавленными металлами,
зажигательными смесями.
Глубина ожога измеряется в трех степенях:
1 степень: краснота и отечность кожи (
солнечные ожоги )
2 степень: то же плюс волдыри с прозрачной
жидкостью ( ожоги кипятком )
3 степень: образование струпа - плотной
корки от желтого до темно - коричневого
цвета ( ожоги пламенем ).
Первая
медицинская помощь
при ожогах
· Спасение пострадавшего из очага пожара
· Раннее охлаждение ожога водой с температурой
8-20С в течение 20-30 минут или до прибытия
скорой медицинской помощи.
· Наложение на рану широкой стерильной
повязки, которая фиксируется "ползучей"
бинтовой повязкой. Обширные ожоги допускается
закрывать чистой тканью ( простыни, пеленки
), чистыми частями одежды ( рубашка, платье
), в крайних случаях оставлять рану открытой.
· Обезболивание 1-2 таблетки анальгина
из "Автомобильной аптечки", только
если боль причиняет мучительные страдания,
а скорая медицинская помощь недоступна.
· Обездвижить пострадавшему руку поддерживающей
косынкой, если пострадавший может передвигаться
сам.
· Если пострадавший не может передвигаться,
придать ему положение, при котором испытывается
наименьшая боль. При отсутствии сознания-стабильное
боковое положение.
· В холодное время года тепло укрыть пострадавшего.
Нельзя
при ожогах !
· Прикладывать масло, маргарин, мази и
бальзамы
· Обрабатывать ожог спиртом, йодом, зеленкой
· Прокалывать, надрезать, удалять волдыри
· Производить любые манипуляции в ожоговой
ране
· Удалять отслаивающуюся кожу или остатки
одежды из раны
· Откладывать вызов помощи, применяя
домашние средства
· Поить пострадавшего, если он без сознания.
Обструкция
дыхательных путей инородным
телом.
Обструкция ( преграда, помеха ) дыхательных
путей - это попадание инородного тела
в дыхательные пути, препятствующие дыханию
и способное вызвать смерть от удушья
- асфиксии.
Часто подобная ситуация возникает во
время еды, и сосед незадачливого едока
деликатно стучит его по спине, желая показать
свое участие в судьбе ближнего, однако
реально помочь могут повторяющиеся серии
из четырех ударов за пять секунд! Рука
оказывающего помощь сложена "горстью",
другой рукой следует придерживать пострадавшего
за грудь. Наносить удары следует быстро,
сильно, часто.
Восстановление проходимости дыхательных
путей.
А. Шаг первый Если пострадавший подавился,
спросите, может ли он говорить.
В. Шаг второй Если пострадавший может
говорить, значит, у него еще проходимы
дыхательные пути - поощрите его пытаться
кашлять. Если он способен эффективно
кашлять, не мешайте ему откашливать инородное
тело.
С. Шаг третий Прислушайтесь, кашляет ли
пострадавший, дышит ли он. Если дыхание
слабое или отсутствует, вызовите скорую
медицинскую помощь и немедленно начните
ручные ( грудные или брюшные ) толчки.
Брюшные толчки, порядок действий:
· Поддерживая пострадавшего сзади, обхватите
руками его талию. Сожмите одну руку в
кулак и обхватите этот кулак другой рукой.
Сторона большого пальца вашего кулака
должна быть прижата к животу пострадавшего
по средней линии и чуть выше пупка, но
значительно ниже конца грудины.
· Сильно надавите на живот в направлении
" на себя и вверх" и быстро ослабьте
руки
· Каждый толчок должен быть раздельным
от другого, сильным и резким.
Продолжайте выполнять брюшные толчки,
пока инородное тело не будет удалено
или пострадавший не придет в сознание.
Острые состояния, вызывающие нарушения
сознания.
Обморок - кратковременная внезапная потеря
сознания с быстрым, полным самостоятельным
восстановлением нормального состояния
через несколько секунд или минут.
При обмороке потеря сознания происходит
только в вертикальном положении, а восстановление
сознания, как правило, в горизонтальном
положении.
· Обморок может возникнуть в условиях
острого или хронического стресса: душное
помещение, длительное стояние, сильное
волнение, психоэмоциональное напряжение,
переутомление, интенсивная боль.
Первая
медицинская помощь.
· Убедитесь, что это не остановка сердца!
Проверьте наличие дыхания, при его отсутствии
в течение 10 секунд - немедленное начало
реанимации.
· Запрокиньте голову пострадавшего назад,
чтобы не нарушалась проходимость дыхательных
путей.
· Расстегните стесняющую одежду, особенно
если она сдавливает шею, и обеспечьте
доступ свежего воздуха.
· Поднимите ноги пострадавшего на 30-40
см для улучшения притока крови к мозгу.
· Избегайте пользоваться нашатырным
спиртом !
· Немедленно вызывайте скорую медицинскую
помощь, если у пострадавшего:
- ранее были обмороки
- в течение 5 минут не восстанавливается
сознание
- возраст более 40 лет.
Судорожный синдром.
Эпилепсия - судорожный припадок начинается
с длительного сокращения мышц, переходящего
в ритмичные мышечные подергивания. Лицо
больного искажено, посиневшее, нередко
он прикусывает язык. Отмечаются учащение
пульса, дыхания, расширение зрачков, отсутствует
зрачковая реакция на свет, повышается
температура тела, усиливается потоотделение.
Припадок продолжается от нескольких
минут до получаса.
Первая медицинская помощь.
· Срочный вызов скорой медицинской помощи
с точным описанием картины приступа
· Профилактика черепно-мозговой травмы
- мягкое удержание головы пострадавшего
при судорогах
· Нельзя грубо удерживать больного, нельзя
вставлять ему между зубами шпатель или
другой предмет - травмы зубов от этого
бывают чаще, чем прикусывание языка!
· Обеспечить доступ свежего воздуха,
расстегнуть стесняющую одежду
· После приступа придать пострадавшему
устойчивое боковое положение, чтобы избежать
вдыхания слюны, рвотных масс.
Острые состояния, сопровождающиеся
болью за грудиной.
Инфаркт
миокарда.
Признаки инфаркта миокарда: боль за грудиной
интенсивная, "кинжальная", раздирающая,
разрывающая. Болевые ощущения протекают
волнообразно, периодически уменьшаясь,
но полностью не прекращаются, с каждой
новой волной приступы нарастают. Кожные
покровы бледные, влажные. Может быть нарушение
сознания, дыхания, нарушения ритма сердца.
Первая медицинская помощь.
Вызвать скорую медицинскую помощь, точно
описав состояние пострадавшего
· Для устранения эмоционального напряжения,
сопровождающего приступ или являющегося
его причиной, большое значение имеет
чуткое и доброжелательное отношение
к пострадавшему
· Придать пострадавшему то положение,
при котором он чувствует себя наиболее
комфортно: удобно усадить, если ему трудно
дышать в положении "лежа" или уложить
в "противошоковое положение", если
больной бледен, испытывает слабость,
головокружение, плохо прощупывается
пульс на запястье
· Обеспечить доступ воздуха, расстегнуть
стесняющую одежду
· Дать 1 таблетку нитроглицерина под язык,
если боль сохраняется, через 5 минут повторный
прием 1 таблетки нитроглицерина под язык
ЛИТЕРАТУРА
1.Безруких М. М. и др. Возрастная анатомия. Физиология развития ребёнка. М. 2002 г.
2. Гальперин
С. И. Физиологические
3. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. Высшая школа, 1995 г.
4.Санин М.П. Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека. (с возрастными особенностями детского организма) -М.,1997 г.
КОНТРОЛЬНАЯ 4 ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Вопрос 2.
Самуил Яковлевич Маршак — великий поэт, драматург, переводчик, создатель большой поэзии для маленьких, автор многочисленных рассказов и сказок для детей.
С. Я. Маршак обогатил русскую литературу переводами лучших произведений народов бывшего Советского Союза и иностранной литературы. Дети получили в переводах Маршака произведения Л. Квитко, Дж. Родари — итальянского писателя-коммуниста.
По мотивам народного творчества Маршаком созданы замечательные сказки: «Курочка ряба и десять утят», сказка-пьеса «Теремок», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.
В творчестве Маршака для детей поражает как разнообразие содержания книг, так и разнообразие их литературных жанров. Им написаны весёлые стихи о детях, об их играх, игрушках («Великан», «Мяч», «Ванька-встанька», «Усатый-полосатый», «Хороший день», «Дети нашего двора» и др.), и поэтические познавательные книги («Вчера и сегодня», «Весёлое путешествие от А до Я», «Круглый год», «Разноцветная книга», «Как рубанок сделал рубанок»), и героические рассказы для детей о подвигах и труде человека («Пожар», «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», «Ледяной остров» и др.).
В произведениях
Маршака отражены волнующие события
жизни русского народа: «Война с
Днепром» (о строительстве Днепрогэса),
«Почта военная» (о людях, сражающихся
за Родину), «Быль-небылица», написанная
к тридцатилетию Октября (о тяжёлой
жизни народа до революции). Политическая
сатира «Мистер Твистер» рассказывает
детям об отношении к цветным в капиталистических
странах и в Советском Союзе. Полны юмора
книги «Человек рассеянный», «Багаж»,
«Пудель».
Творчество Самуила
Яковлевича Маршака (1887 - 1964)
является классическим образцом детской
поэзии, оно вмещает в себя едва ли не всё
многообразие жизни ребёнка. Но свою литературную
деятельность Маршак начал не с детских
стихов. Он занимался лирической и сатирической
поэзией, переводил стихи английских поэтов.
Потом у него появился интерес к детям.
Он без всякой цели бывал в петербургских
начальных школах и приютах, любил придумывать
для ребят фантастические и забавные истории,
с увлечением принимал участие в их играх.
Возможно, именно благодаря сближению
Маршака с детьми, его детские стихи проникнуты
мягким юмором, любовью и сочувствием
к своим читателям, а потому с лёгкостью
завоёвывают их сердца.
В самых первых
стихах Маршака для самых маленьких,
например, "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый",
"Ванька-встанька" и другие, предметом
изображения являются самые простые и
знакомые вещи: игрушки ("верный конь
и слон домашний"), игры, домашние животные.
В героях этих стихотворений маленький
читатель с лёгкостью узнаёт самого себя
- играющего ребёнка, и знакомится с окружающим
миром через игру.
Особую категорию
в стихах у С.Я.Маршака занимают
животные. Рассказывая детям о животных,
он рассказывает им о людях. Изображение
животных в его стихах имеет двойной смысл.
Во-первых, автор учит маленького читателя
сочувствовать и сопереживать тем, кто
слабее, то есть учит жалеть животных,
потому что они чувствуют то же, что и люди.
Во-вторых, Маршак показывает своему читателю
целый спектр человеческих эмоций: раз
эти животные так похожи на людей, значит,
и люди заслуживают сочувствия. Так автор
снова приводит ребёнка к мысли о необходимости
уважения ко всему живому и с самого раннего
возраста воспитывает в нём человечность,
не произнеся ни одного поучительного
слова.
Стихотворение
«Пожар» отличается исключительно
четкой композицией. Первые его строфы
рассказывают о дозорном на каланче,
затем идет вторая главка — огонь
вырывается из плена и, наконец, третья
— выезд пожарных на борьбу с
огнем. Причем Маршак так отбирает факты
и языковые средства, что каждая
часть стихотворения — это
законченное, самостоятельное целое,
воспринимаемое в то же время как
органическая часть единого сюжета.
События в стихотворении развиваются
быстро, напряженно: маленький, хитрый
огонек вырвался на волю, и сразу же грозно
забушевало пламя, мчатся в красной машине
пожарные… Такой динамизм в показе событий
необходим, так как, по словам А. С. Макаренко,
«ребенок любит движение, любит события…
его воля требует движения и перемены
мест». Поэтому в стихотворении С. Я. Маршака
особую роль играют глаголы — на них падает
главная смысловая нагрузка:
* Приоткрыла дверцу Лена, Побежал по стульям
с треском,
* Соскочил огонь с полена, Вверх пополз
по занавескам,
* Перед печкой выжег пол, Стены Дымом заволок,
* Влез по скатерти на стол, Лижет пол и
потолок.
* А как весомо звучат глаголы в следующем
отрывке:
* Топорами балки рушат,
* Из брандспойтов пламя тушат…
Не случайно А. Н. Толстой говорил: «Всегда
нужно, прежде всего искать и находить
правильный глагол, который дает правильное
движение предмета». Поэт знакомит юного
читателя с главным героем поэтического
рассказа — пожарным Кузьмой. Он отважен,
скромен. Поэт рассказывает о нем с добрым
юмором:
* Вот Кузьма в помятой каске,
* Лоб в крови, подбитый глаз
* Голова его в повязке,
* Да ему не в первый раз…
Высшей наградой для Кузьмы является сознание
того, что «поработал он недаром и славно
справился с пожаром».
Маршак выводил ребенка из узкого, комнатного
мирка на широкий простор. Стихотворение
«Почта» (1927) —это скорее маленькая поэма.
Сюжет этого произведения несложен: догоняя
адресата, письмо облетает почти весь
земной шар, и вместе с ним путешествует
и маленький читатель: из Ленинграда —
в Берлин, из Берлина — в Лондон, из Лондона
— в Бразилию, из Бразилии—вновь в Ленинград.
Стихотворение состоит из 10 небольших
главок, очень лаконичных по содержанию,
тесно взаимосвязанных. Ни одну из них
нельзя переставить в стихотворении или
опустить, не нарушив при этом общей композиционной
целостности. Своеобразны эти главки и
по форме: одни из них напоминают загадки:
* Кто стучится
в дверь ко мне
* С толстой сумкой на ремне,
* С цифрой 5 на медной бляшке,
* В синей форменной фуражке? —
* другие — детские считалки:
* Это он, Это он, Ленинградский почтальон!
Рассказывая о том, как письмо путешествует
по свету, Маршак знакомит читателя с целым
рядом героев, наделяя каждого из них запоминающимися,
очень конкретными национальными чертами
характера, поведения: мистер Смит «в почтовой
синей кепке, а сам он’ вроде щепки»; дон
Базилио, бразильский почтальон, «от зноя
утомлен»; «в синей форменной фуражке,
с цифрой 5 на медной бляшке» — ленинградский
почтальон.
Характерной особенностью творчества талантливого писателя является то, что его рассказы для детей с удовольствием слушают и читают не только дети, но и взрослые. А это и есть признак настоящего искусства слова, о чём в своё время говорил В. Г. Белинский: «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочёл и взрослый».
С. Я. Маршак глубоко верил в силу воздействия на ребёнка художественного слова. Весёлый сюжет, забавная шутка помогали преподнести материал для воспитания лучших нравственных качеств человека.
Одной из
основных тем его творчества была
тема труда. Он рассказал детям о
жизненной необходимости труда
врача, садовода, почтальона, пожарника,
плотника, столяра, лётчика и др.
Вопрос 3.
Первые детские стихи С. Я. Маршака
Вряд ли сегодня
найдётся ребёнок, не знакомый с творчеством
Самуила Яковлевича Маршака (Его
стихи давно стали
Первые детские стихи Маршака - о самых маленьких и для самых маленьких: "Великан", "Мяч", "Усатый-полосатый", "Ванька-встанька" и др. Предметом изображения здесь становятся самые простые и знакомые вещи: игрушки ("верный конь и слон домашний"), игры, домашние животные. В герое этих стихотворений маленький читатель с лёгкостью узнаёт самого себя - играющего ребёнка - и ситуацию - знакомство с окружающим миром через игру:
Полон силы богатырской,
Он от дома до ворот
Целый поезд пассажирский
На верёвочке ведёт.
Более того, вещам
и явлениям маленького детского мира
поэт придаёт такое же значение,
какое придаёт им его герой, поэтому
игрушечный паровоз превращается в
"целый поезд пассажирский",
бумажные кораблики - в настоящий "флот",
а сам малыш - в "великана". Используя
гиперболу, Маршак уравнивает в правах
мир детства и мир взрослых
людей, а потому со своими читателями
он разговаривает на равных.
Ситуация разговора взрослого с ребёнком
становится композиционным приёмом в
стихотворении "Усатый-полосатый":
автор как бы рассказывает маленькому
слушателю историю о девочке и котёнке.
Второй участник диалога присутствует
здесь незримо, мы догадываемся о нём по
разговорной интонации автора и чередованию
стихотворной и прозаической речи. Ситуация
рассказывания обрамляет собственно сюжет
стихотворения - общение девочки с котёнком,
своеобразная игра в "дочки-матери".
Маленькая героиня в точности повторяет
поведение взрослых по отношению к ребёнку:
укладывает его спать, купает, кормит,
даже учит говорить. Котёнок же играет
роль непослушного малыша и всё делает
наоборот, не случайно рефреном повторяется
"Вот какой глупый котёнок!" Эти слова
принадлежат не рассказчику и не девочке,
это третий голос, и звучит он извне: именно
так большинство взрослых воспринимает
поведение детей. Но читатель-то понимает,
что котёнок вовсе не "глупый", он
всего лишь ведёт себя естественно. Именно
об этом и рассказывает автор свою историю:
об уважении к детям и котятам, вообще
об уважении к ближнему. И интонация, с
которой он обращается к слушателю, не
содержит ни малейшего намёка на "сюсюканье"
или нравоучение, ведь он говорит о том,
что взрослый должен позволять ребёнку
быть самим собой, а ребёнок, в свою очередь,
должен с уважением относиться ко всему
живому.
В стихотворных
сказках Маршак продолжает линию, начатую
ещё в ранних стихах. Герои этих
сказок - животные, и снова, рассказывая
о них, поэт рассказывает о людях:
о взрослых и детях, о сильных
и слабых. Традиция эта восходит
ещё к народным сказкам о животных,
герои которых тоже были носителями
человеческих качеств. Однако у Маршака
известная схема наполняется
оригинальным содержанием.
В "Сказке о глупом
мышонке" перед нами снова взрослые
и ребёнок - "глупый маленький мышонок".
Он отказывается спать, и мышка-мать зовёт
к нему в няньки разных животных, мышонку
ни одно не нравится, кроме кошки, потому
сказка заканчивается печально: