Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:21, контрольная работа
Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. В современных условиях нельзя представить себе работу преподавателя (тренера) без систематической связи, тесного контакта со спортивными врачами.
Контрольная
пофизической культуре.
1.Врачебный
контроль за занимающимися
физической культурой.
Введение
Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. В современных условиях нельзя представить себе работу преподавателя (тренера) без систематической связи, тесного контакта со спортивными врачами.
Первый, с кем встречается любой человек, стремящийся к занятиям спортом или желающий заняться физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, – это спортивный врач. Именно он решает вопрос: в первом случае – можно ли вообще заниматься спортом, во втором – о «дозе» физической нагрузки, которая должна соответствовать функциональным особенностям, физическим возможностям данного лица и способствовать укреплению его здоровья.
Спортивный врач в дальнейшем сопровождает спортсмена всю его спортивную жизнь, ибо без совета и помощи враче нельзя рационально организовать тренировочный процесс. Он ведет систематическое наблюдение за состоянием здоровья спортсмена, изменениями функции его систем и органов, выявляет признаки предпатологических состояний и заболеваний, принимает меры к предупреждению их возникновения и лечит, если они уже возникли.
Глава 2. Особенности врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками
Занятия физической культурой и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепление здоровья, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение.
Однако эти занятия обеспечивают более гармоничное развитие организма школьника только при условии, что они проводятся с учетом особенностей возрастного развития и под контролем спортивного врача.
На основании динамики возрастного развития организма выделяют следующие возрастные группы: 1) ясельная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 - подростковым, с 15 до 20 - юношеским.
При проведении
занятий физическими
Периоды усиленного
роста характеризуются
Темпы и уровень физического развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у детей, у которых появление вторичных половых признаков задерживается.
Известно, что
система физического
Детям свойственно высокая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. Для детей и подростков характерны большая подвижность корковых процессов и значительная лабильность нервно-мышечного аппарата. К 13-15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, у подростков легко образуются самые разнообразные двигательные навыки. Вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы у подростка значительно ниже, чем у взрослых.
В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, чем у взрослых, и поэтому ударный и минутный объемы сердца у юных спортсменов не достигают тех величин, которые наблюдаются у взрослых.
Эти и другие особенности организма детей и подростков требуют тщательного врачебного контроля в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
К спортивной тренировке
должны допускаться только абсолютно
здоровые дети. Целый ряд отклонений
в состоянии здоровья, которые
не нарушают работоспособности при
обычных занятиях в школе, ограничивают
или исключают занятия спортом,
связанные с интенсивной
Подросткам и
юношам свойственна высокая
В период полового
созревания у подростков иногда появляется
так называемая юношеская гипертония.
Это связано с нарушением сосудистого
тонуса, возникающего при перестройке
деятельности желез внутренней секреции
(половых, щитовидной и надпочечников).
Правильное проведение занятий физической
культурой и спортом
У подростков и
юношей иногда встречается некоторое
отставание размеров сердца от роста
и увеличения веса тела, так называемое
малое сердце. Адаптация аппарата
кровообращения к физической нагрузке
при «малом» сердце осуществляется
с большим напряжением и менее
экономно. В связи с этим работоспособность
у таких подростков оказывается
сниженной. Физические упражнения и
занятия спортом оказывают
Для оценки функционального состояния юных спортсменов применяются различные пробы. Для 7-10-летних применяется проба с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 секунд. У более старших и систематически тренирующихся юных спортсменов используются пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1-2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту, а также проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и др.
Принципы оценки проб такие же, как и у взрослых, но с учетом указанных выше возрастных особенностей.
Таблица 1 Высота ступеньки, длительность и темп восхождения для детей, подростков и юношей (девушек) в Гарвардском степ-тесте
Группы | Высота ступеньки, см | Длительность восхождения, мин | Количество восхождений в мин. | |
Мальчики и девочки младше 8 лет | 35 | 2 | 30 | |
Мальчики и девочки 8-12 лет | 35 | 3 | 30 | |
Девушки 12-18 лет | 40 | 4 | 30 | |
Юноши 12-18 лет | 50 | 4 | 30 | |
Считается, что если In<50, работоспособность очень плохая, 51-60 - плохая, 61-70 - достаточная, 71-80 - хорошая, 81-90 - очень хорошая, 90 - отличная. Однако для юных спортсменов, как правило, должны получаться цифры больше 90. Большое значение имеет определение этого индекса в динамике.
При исследовании
детей и подростков относительно
большее значение, чем у взрослых,
имеет оценка физического развития.
В возрасте от 4 до 11-12 лет мышцы
туловища еще недостаточно хорошо фиксируют
позвоночник при удержании
Важно также обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может возникнуть у детей вследствие высокой пластичности мышц и связок стопы и голени. Чрезмерная нагрузка на мышцы стопы вызывает плоскостопие, которое не всегда удается ликвидировать.
При занятиях спортом детей и подростков должны соблюдаться следующие условия:
1. Систематический
врачебный контроль с учетом
возрастных особенностей. Дети, подростки,
юноши и девушки, занимающиеся
спортом, должны проходить
2. Строгое выполнение преподавателем (тренером) врачебных рекомендаций.
3. Допуск к
занятиям спортом только
4. Деление занимающихся
на группы, однородные по биологическому
возрасту и уровню
5. Строгое соблюдение режима (быта, питания), достаточный отдых между нагрузками (юные спортсмены должны спать не менее 9-10ч в сутки), в период экзаменов резкое уменьшение физических нагрузок.
6. Обязательное
соблюдение регулярности и
7. Недопустимы
перенос особенностей режима
и методики тренировки
Существуют возрастные нормативы для начала занятий в детских спортивных школах в зависимости от вида спорта и начала выступлений в различных по масштабу и содержанию спортивных соревнованиях, а также для перехода в категорию взрослых спортсменов (табл. 2).
Таблица 2 Возраст начальной подготовки в различных видах спорта
Возраст, лет | Каким видом спорта можно заниматься (начальная подготовка) | |
1 | 2 | |
7-8 | Плавание, гимнастика спортивная | |
8-9 | Фигурное катание на коньках | |
7-10 | Настольный теннис, теннис | |
9-10 | Прыжки в воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина и горные виды), прыжки на батуте | |
9-12 | Лыжные гонки | |
10-11 | Художественная гимнастика, бадминтон | |
10-12 | Конькобежный спорт, лыжный спорт (двоеборье), футбол, легкая атлетика, парусный спорт, шахматы и шашки | |
11-12 | Акробатика, баскетбол, волейбол, ручной мяч, водное поло, хоккей с шайбой и мячом, стрельба из лука | |
12-13 | Борьба классическая, вольная, самбо, конный спорт, гребля академическая, стрельба, фехтование | |
12-14 | Бокс | |
13-14 | Велосипедный спорт, гребля на байдарках и каноэ | |
14-15 | Тяжелая атлетика | |