Контрольная по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом представляет собой основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами – спортивными врачами. В современных условиях нельзя представить себе работу преподавателя (тренера) без систематической связи, тесного контакта со спортивными врачами.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 224.30 Кб (Скачать)

Контрольная пофизической культуре. 

1.Врачебный контроль за занимающимися физической культурой. 

Введение 

Врачебный контроль за занимающимися физической культурой  и спортом представляет собой  основной раздел спортивной медицины и осуществляется специалистами  – спортивными врачами. В современных условиях нельзя представить себе работу преподавателя (тренера) без систематической связи, тесного контакта со спортивными врачами.

Первый, с кем  встречается любой человек, стремящийся  к занятиям спортом или желающий заняться физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, –  это спортивный врач. Именно он решает вопрос: в первом случае – можно  ли вообще заниматься спортом, во втором – о «дозе» физической нагрузки, которая должна соответствовать  функциональным особенностям, физическим возможностям данного лица и способствовать укреплению его здоровья.

Спортивный врач в дальнейшем сопровождает спортсмена всю его спортивную жизнь, ибо  без совета и помощи враче нельзя рационально организовать тренировочный  процесс. Он ведет систематическое  наблюдение за состоянием здоровья спортсмена, изменениями функции его систем и органов, выявляет признаки предпатологических состояний и заболеваний, принимает меры к предупреждению их возникновения и лечит, если они уже возникли.

Глава 2. Особенности врачебного контроля за детьми, подростками, юношами и девушками

Занятия физической культурой и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепление здоровья, способствуют лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем, а также  имеют большое воспитательное значение.

Однако эти  занятия обеспечивают более гармоничное  развитие организма школьника только при условии, что они проводятся с учетом особенностей возрастного  развития и под контролем спортивного  врача.

На основании  динамики возрастного развития организма  выделяют следующие возрастные группы: 1) ясельная (от 1 года до 3 лет); 2) дошкольная (от 4 до 6 лет); 3) младшая школьная (от 7 до 11 лет); 4) средняя школьная (от 12 до 15 лет) и 5) старшая школьная (от 16 до 18 лет). Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 - подростковым, с 15 до 20 - юношеским.

При проведении занятий физическими упражнениями с детьми и при врачебном контроле обязательно должно учитываться, что развитие детского организма происходит волнообразно и в каждой возрастной группе есть свои особенности. Рост тела в длину изменяется неравномерно: периоды замедленного роста (7-10 лет) сменяются ускоренным ростом в 10-12 лет у девочек и 13-14 лет у мальчиков. Наибольшие приросты веса тела бывают в периоды относительно замедленного роста тела в длину, то есть с 7 до 10 и с 17 до 20 лет.

Периоды усиленного роста характеризуются значительным повышением энергетических и пластических процессов в организме. В эти  периоды организм наименее устойчив к неблагоприятным факторам внешней  среды: инфекциям, недостаткам питания, очень большим физическим нагрузкам. Напротив, в периоды наибольшей прибавки в весе и относительно замедленного роста организм отличается большей  устойчивостью.

Темпы и уровень  физического развития подростков в  значительной мере зависят от степени  полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического  развития и физической подготовленности выше, чем у детей, у которых  появление вторичных половых  признаков задерживается.

Известно, что  система физического воспитания, все нормативные требования построены  по паспортному возрасту. Однако между  биологическим и паспортным возрастом  могут быть значительные расхождения, особенно в возрасте 11-15 лет у  девочек и 13-16 лет у мальчиков. При одном и том же паспортном возрасте встречаются значительные различия в степени полового созревания и уровне физического развития. Например, один 12-летний подросток по своим  показателям может соответствовать 14-летнему, а другой 14-летний - 11-летнему. Следовательно, решающую роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости, определенный на основании изучения выраженности вторичных половых  признаков и показателей физического  развития. При составлении программ учебных и тренировочных занятий  за основу должен быть положен биологический  возраст подростков, то есть их индивидуальные отклонения от паспортного возраста.

Детям свойственно  высокая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. Для детей  и подростков характерны большая подвижность корковых процессов и значительная лабильность нервно-мышечного аппарата. К 13-15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции, у подростков легко образуются самые разнообразные двигательные навыки. Вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы у подростка значительно ниже, чем у взрослых.

В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, чем у взрослых, и поэтому ударный  и минутный объемы сердца у юных спортсменов не достигают тех  величин, которые наблюдаются у  взрослых.

Эти и другие особенности организма детей  и подростков требуют тщательного  врачебного контроля в процессе занятий  физическими упражнениями и спортом.

К спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно  здоровые дети. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья, которые  не нарушают работоспособности при  обычных занятиях в школе, ограничивают или исключают занятия спортом, связанные с интенсивной тренировкой. Особо внимательно необходимо выявлять у детей и подростков очаги хронической инфекции. Замечено, что в период наиболее интенсивных нагрузок юные спортсмены с очагами хронической инфекции более подвержены простудным заболеваниям, гнойничковым поражениям кожи и др. Причиной этого могут быть утомление, вызванное напряженной мышечной деятельностью, и происходящее при этом снижение имуннобиологических, защитных сил организма. Поэтому перед началом интенсивных занятий спортом детей и подростков такие очаги инфекции должны быть ликвидированы.

Подросткам и  юношам свойственна высокая лабильность  нервных приборов сердца. У них  нередко выявляются нарушения ритма  сердечных сокращений, что всегда требует специального врачебного исследования, так как в ряде случаев эти  нарушения могут быть связаны  с поражением сердца.

В период полового созревания у подростков иногда появляется так называемая юношеская гипертония. Это связано с нарушением сосудистого  тонуса, возникающего при перестройке  деятельности желез внутренней секреции (половых, щитовидной и надпочечников). Правильное проведение занятий физической культурой и спортом способствует снижению АД. Для этого следует  уменьшить физические нагрузки и  особенно ограничить количество соревнований (вплоть до их исключения), чтобы уменьшить  эмоциональное возбуждение. Нужно  также исключить упражнения с  тяжестями (особенно со штангой), так  как они могут способствовать дальнейшему повышению АД.

У подростков и  юношей иногда встречается некоторое  отставание размеров сердца от роста  и увеличения веса тела, так называемое малое сердце. Адаптация аппарата кровообращения к физической нагрузке при «малом» сердце осуществляется с большим напряжением и менее  экономно. В связи с этим работоспособность  у таких подростков оказывается  сниженной. Физические упражнения и  занятия спортом оказывают благоприятное  воздействие на подростка с «малым»  сердцем, однако при этом требуется  особенно осторожное повышение нагрузок и тщательный врачебный контроль.

Для оценки функционального  состояния юных спортсменов применяются  различные пробы. Для 7-10-летних применяется  проба с 20 приседаниями или 60 подскоками, выполняемыми за 30 секунд. У более старших и систематически тренирующихся юных спортсменов используются пробы с 15-секундным бегом на месте в максимальном темпе и 1-2-минутным бегом на месте в темпе 180 шагов в 1 минуту, а также проба Летунова, подъемы на ступеньку определенной высоты, велоэргометрические нагрузки и др.

Принципы оценки проб такие же, как и у взрослых, но с учетом указанных выше возрастных особенностей.

Таблица 1 Высота ступеньки, длительность и темп восхождения  для детей, подростков и юношей (девушек) в Гарвардском степ-тесте

 
Группы Высота  ступеньки, см Длительность  восхождения, мин Количество  восхождений в мин.  
Мальчики  и девочки младше 8 лет 35 2 30  
Мальчики  и девочки 8-12 лет 35 3 30  
Девушки 12-18 лет 40 4 30  
Юноши 12-18 лет 50 4 30  
         

Считается, что  если In<50, работоспособность очень плохая, 51-60 - плохая, 61-70 - достаточная, 71-80 - хорошая, 81-90 - очень хорошая, 90 - отличная. Однако для юных спортсменов, как правило, должны получаться цифры больше 90. Большое значение имеет определение этого индекса в динамике.

При исследовании детей и подростков относительно большее значение, чем у взрослых, имеет оценка физического развития. В возрасте от 4 до 11-12 лет мышцы  туловища еще недостаточно хорошо фиксируют  позвоночник при удержании статических  поз. В связи с этим, а также  в связи с большой пластичностью  костного скелета у детей преподаватель (тренер) должен постоянно наблюдать  за их правильной осанкой.

Важно также  обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее  необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может возникнуть у детей  вследствие высокой пластичности мышц и связок стопы и голени. Чрезмерная нагрузка на мышцы стопы вызывает плоскостопие, которое не всегда удается  ликвидировать.

При занятиях спортом  детей и подростков должны соблюдаться  следующие условия:

1. Систематический  врачебный контроль с учетом  возрастных особенностей. Дети, подростки,  юноши и девушки, занимающиеся  спортом, должны проходить медицинский  осмотр не менее 2 раз в год.

2. Строгое выполнение  преподавателем (тренером) врачебных  рекомендаций.

3. Допуск к  занятиям спортом только абсолютно  здоровых детей, в том числе  не имеющих очагов хронической  инфекции.

4. Деление занимающихся  на группы, однородные по биологическому  возрасту и уровню подготовленности; обязательная индивидуализация  нагрузок.

5. Строгое соблюдение  режима (быта, питания), достаточный  отдых между нагрузками (юные  спортсмены должны спать не  менее 9-10ч в сутки), в период  экзаменов резкое уменьшение  физических нагрузок.

6. Обязательное  соблюдение регулярности и постепенности  в увеличении нагрузок. Специализация  юных спортсменов должна строиться  на базе широкой общей физической  подготовки.

7. Недопустимы  перенос особенностей режима  и методики тренировки взрослых  спортсменов в практику работы  с подростками, юношами и девушками  (запрещена узкоспециализированная  подготовка без достаточного  применения общеразвивающих упражнений), частое использование максимальных (предельных) нагрузок, проведение тренировок с высокой интенсивностью и большим объемом нагрузок.

Существуют возрастные нормативы для начала занятий  в детских спортивных школах в  зависимости от вида спорта и начала выступлений в различных по масштабу и содержанию спортивных соревнованиях, а также для перехода в категорию  взрослых спортсменов (табл. 2).

Таблица 2 Возраст  начальной подготовки в различных  видах спорта

Возраст, лет Каким видом  спорта можно заниматься (начальная  подготовка)  
1 2  
7-8 Плавание, гимнастика спортивная  
8-9 Фигурное катание  на коньках  
7-10 Настольный  теннис, теннис  
9-10 Прыжки в  воду, лыжный спорт (прыжки с трамплина  и горные виды), прыжки на батуте  
9-12 Лыжные гонки  
10-11 Художественная  гимнастика, бадминтон  
10-12 Конькобежный  спорт, лыжный спорт (двоеборье), футбол, легкая атлетика, парусный спорт, шахматы  и шашки  
11-12 Акробатика, баскетбол, волейбол, ручной мяч, водное поло, хоккей с шайбой и мячом, стрельба из лука  
12-13 Борьба классическая, вольная, самбо, конный спорт, гребля академическая, стрельба, фехтование  
12-14 Бокс  
13-14 Велосипедный  спорт, гребля на байдарках и каноэ  
14-15 Тяжелая атлетика  
     

Информация о работе Контрольная по "Физической культуре"