В системе физического
воспитания все урочные занятия
подразделяются прежде всего в соответствии
с общей направленностью процесса
физического воспитания на пять основных
типов -- уроки общего физического
воспитания (в школе они называются
уроками физической культуры), спортивной
тренировки, прикладной физической подготовки,
лечебные и методические.
Уроки общего физического
воспитания (или общей физической
подготовки) служат целям создания
надежного фундамента физического
развития, образования и воспитания,
необходимого или для широкой
подготовки ко всякой двигательной деятельности,
или для подготовки к относительно
ограниченной деятельности в какой-либо
специальной области. Первые отличаются
большим богатством и разнообразием
содержания и построения. Они наиболее
характерны для физического воспитания
детей школьного возраста. Вторые
используются в специализированном
физическом воспитании (спортивной тренировке,
профессионально-прикладной и военно-прикладной
физической подготовке и др.), причем
их содержание подчиняется специфике
именно данного вида подготовки.
Уроки спортивной тренировки
являются основной формой специализированного
физического воспитания и подготовки
к участию в соревнованиях
спортсменов всех разрядов. Конкретное
содержание спортивно-тренировочных
уроков, в зависимости от особенностей
вида спорта, весьма специфично. Но вместе
с тем всех их объединяет общность
самих видов подготовки (технической,
тактической и т. д.), а также
последовательно нарастающая напряженность
тренировочных нагрузок, вплоть до
максимальных [9, c.26].
Уроки прикладной физической
подготовки (профессионально-прикладной,
военно-прикладной) аналогичны спортивно-тренировочным.
Их специфика определяется видом, конкретным
содержанием и характером профессиональной
или военной деятельности, к которой
должны быть подготовлены занимающиеся.
В отличие от спортивно-тренировочных
занятий в уроках прикладной физической
подготовки напряженность нагрузки
предопределяется требованиями данной
деятельности и поэтому далеко не
всегда нарастает до максимальных величин.
Лечебные уроки
служат восстановлению нарушенных в
результате травмы или заболевания
форм и функций организма. Эти
уроки имеют место в медицинской
практике. Они отличаются весьма специфическим
содержанием, обусловленным характером
нарушений и течением восстановительных
процессов, а также тесной связью
с другими средствами лечения. Вместе
с тем в лечебных уроках решаются
и некоторые общие задачи физического
воспитания. Для проведения этих уроков
требуются специальная подготовка
и постоянный контакт с лечащим
врачом.
Методические уроки
служат целям обучения методике разработки
и проведения уроков физического
воспитания. Они имеют место в
физкультурных учебных заведениях,
а также на факультетах повышения
квалификации, курсах и сборах преподавателей,
тренеров и инструкторов. Методические
уроки могут проводиться как
с группами самих студентов, преподавателей,
так и в порядке демонстрации
уроков с учащимися школ, вузов
или занимающихся в коллективах
физической культуры и др.
Вторым характерным
признаком, лежащим в основе классификации
уроков физического воспитания, является
предмет занятий. Так, уроки общего
физического воспитания в школе
подразделяются на уроки основной гимнастики,
легкоатлетической подготовки, лыжной
подготовки, игровые и др. ; выделяются
также уроки с более узким предметом занятий
(например, уроки баскетбольной подготовки)
или, наоборот, комплексные уроки, в содержании
которых входят и элементы гимнастики,
и какой-либо вид легкой атлетики, и подвижная
игра и т. п. В спортивной тренировке это
будут: уроки спортивной гимнастики, бокса,
легкой атлетики или (чаще и более узко)
-- уроки тренировки прыгуна, метателя
и т. п. В уроках прикладной подготовки
деление по предмету занятий обобщенно
обозначается названием рода профессии
или воинской специальности, например
уроки физической подготовки пожарников,
работников экспедиций и т. п.; в лечебных
уроках -- названием заболевания [18, c.77].
В пределах предметной
классификации уроки подразделяются
по ведущим общим задачам физического
воспитания на уроки с образовательной
направленностью, уроки с гигиенической
направленностью, уроки с воспитательной
(по преимуществу) направленностью, а
также комбинированные уроки, в
которых в разных сочетаниях представленных
два или все три направлении.
В спортивной тренировке такое подразделение
уроков принято обозначать другими
терминами: учебно-тренировочные (для
технической, тактичной или технико-тактичной
подготовки), тренировочные (для физической
подготовки, направленной специально
на воспитание двигательных качеств) и
комбинированные.
Внутри каждой такой
группы уроки могут быть классифицированы
по более частному признаку. Так, уроки
с образовательной направленностью
классифицируются в зависимости
от акцентирования учебных задач, т.е.
по основным дидактическим задачам
занятий (аналогично тому, как это
принято в общей педагогике). В
этой связи выделяют следующие разновидности
уроков: вводный, изучение нового материала,
совершенствование и закрепления
изученного, контрольные (учетные), а
также «смешанные» уроки, в которых
в разных сочетаниях решается несколько
дидактических задач. Такое подразделение
уроков образовательного характера
имеет особенно важное значение, так
как каждая из перечисленных разновидностей
требует не только своего особого
размещения учебного материала, но и
специфической организации действий
педагога и занимающихся.
Уроки с гигиенической
направленностью имеют две основные
разновидности: формирующие (развивающие)
уроки и уроки активного отдыха
(рекреативные). Ведущими задачами первых
является направленное развитие форм
и функций организма, его укрепление,
создание надежной основы здоровья и
работоспособности. Вторые, практикуемые
значительно реже, должны служить
восстановлению сил и работоспособности.
Для них характерны элементы развлечения
и относительно умеренные нагрузки, вызывающие
чувство облегчения после испытанных
ранние больших напряжений [12, c.21].
Уроки с воспитательной
(по преимуществу) направленностью
характеризуются установкой на воспитание
двигательных (физических) качеств, или
специально организованное решение
задач нравственного или эстетического
воспитания.
1.2 Требования, предъявляемые
к проведению урока
Исходя из общих
основ обучения и воспитания и
принимая во внимание принципы системы
физического воспитания, можно определить
следующие главные требования к
содержанию и методике проведения учебно-воспитательной
работы на уроке.
1 Каждый урок должен
служить решению конкретных, заранее
намеченных задач и представлять
собой завершенное целое, логически
и психологически связанное с
предыдущими и последующими уроками.
Намечаемая в уроке учебно-воспитательная
работа должна быть доступной,
в необходимой мере индивидуализированной
и вполне выполнимой в рамках
отведенного времени. Важно, чтобы
процесс этой работы увлекал
занимающихся, требовал повышенных,
по сравнению с привычными, усилий
и вызывал положительные эмоции.
Необходимо также, чтобы результаты
работы были осознаны занимающимися
и вызывали у них чувство
удовлетворения.
2 Влияние каждого
урока на занимающихся должно
быть достаточно разносторонним.
Специфические воздействия должны
складываться из элементов и
физического образования, и физического
развития, и воспитания двигательных
качеств. Это не означает, что
перечисленные элементы должны
быть представлены в каких-либо
постоянных соотношениях. Чаще всего
в зависимости от ведущих на
данном этапе педагогических
задач, типа урока и многих
других условий любой из этих
элементов акцентируется и, следовательно,
занимает главное место за
счет остальных, которые, очевидно,
отходят на второй план. При
всех условиях урок в целом
должен непременно служить оздоровительным
целям.
3 Каждый урок независимо
от решаемых на нем специфических
задач физического воспитания
должен быть подчинен общим
целям нравственного воспитания,
конкретные задачи которого решаются
или попутно, в единстве со
специфическими, или в соответствии
со складывающимися условиями
-- в отрыве от них, специально.
Аналогичным путем решаются также
задачи умственного и эстетического
воспитания.
4 Процесс вооружения
занимающихся конкретными знаниями,
умениями и навыками необходимо
направлять в каждом уроке
так, чтобы он оказывал положительное
влияние на развитие интеллектуальных
и волевых качеств и последовательное
формирование новых познавательных
интересов, правильных взглядов,
а в конечном счете и достаточно
прочных убеждений в области
двигательной деятельности. В этих
целях надо настойчиво активизировать
мышление занимающихся, добиваться
понимания ими сути выполняемых
действий, создавать условия для
проявления самостоятельности, личной
ответственности за свою работу,
за поведение в целом, приучать
их владеть своими эмоциями.
5 Деятельность занимающихся
на протяжении урока должна
быть достаточно разнообразной
не только по содержанию, но
и по характеру. Как физические,
так и интеллектуальные и волевые
усилия необходимо варьировать
по напряжению так, чтобы был
обеспечен оптимальный уровень
работоспособности, необходимый
для успешного решения намеченных
задач. Действия, требующие сложной
координации движений, полезно перемежать
с хорошо усвоенными привычными
действиями, творческую деятельность
с исполнительской, интересные
упражнения со «скучными» и
т. п. Подобные контрастные
переключения прежде всего помогают
предупредить утомление. С другой
стороны, при достаточной постепенности
в таких переключениях они
играют важную тренирующую роль
в развитии способности к срочной
смене установок и налаженных
действий новыми, подчас неожиданными,
непривычными. Это имеет существенное
значение в современной жизни.
Конечно, мера внесения в уроки
таких элементов разнообразия
зависит от особенностей занимающихся
и их состояния во время
занятий, типа урока, его продолжительности
и многих других факторов. В
частности, нельзя упускать из
виду и задачи подготовки занимающихся
к определенным видам продолжительной,
нередко однообразной и весьма
напряженной работы.
6 Деятельность занимающихся
на протяжении всего урока
должна быть непрерывной, с
тем чтобы целесообразно использовать
время урока, исключить потери
в рабочих установках и функциональной
готовности организма к очередным
усилиям, а также предупредить
возможное нарушение дисциплины.
Это не исключает введения
в урок необходимых пауз отдыха,
но отдых, как правило, должен
носить активный характер: занимающиеся
должны выполнять заранее предусмотренные
на эти случаи задания, например
какие-либо успокаивающие или
отвлекающие общеподготовительные
или подводящие упражнения; анализировать
технические ошибки (или достижения) и
количественные результаты; мысленно
проектировать предстоящие повторные
действия; наблюдать и оценивать действия
товарищей и т. д.
7 В процессе проведения
уроков обязательно использование
разнообразных методов обучения
и воспитания, соответствующих решаемым
задачам, особенностям занимающихся,
характеру упражнений, разнообразным
условиям и обстоятельствам проведения
занятий, возможностям самого
педагога. Особое внимание следует
уделять методам, повышающим личную,
прежде всего интеллектуальную
активность занимающихся, побуждающим
к самостоятельному поиску целесообразных
вариантов изучаемых действий, требующим
внесения в учебный процесс
элементов исследования, проявления
творческих усилий. Только при
этом условии можно обеспечить
высококачественную образовательную
работу и соответствующий современным
требованиям жизни воспитывающий
характер этой работы.
Методика проведения
урока должна соответствовать рассмотренным
общим требованиям к нему. Обобщая
ее детали, можно выделить следующие
типичные элементы руководящей деятельности
педагога в процессе проведения урока:
а) определение для занимающихся
задач очередной работы, а также
вытекающих из них практических заданий:
б) разъяснение важнейших особенностей
предстоящей работы и требований
к ее качеству и ожидаемым результатам;
в) формирование у занимающихся необходимых
представлений и понятий, раскрытие закономерностей
изучаемых явлений и т. п.; г) контроль за
деятельностью и поведением занимающихся;
д) определение и регулирование нагрузок;
е) оказание своевременной помощи занимающимся,
в частности в выявлении и устранении
ошибок; ж) разбор действий и поведения
занимающихся, подведение итогов урока
и определение задач дальнейшей деятельности
[8, c.43].