Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
2а) «Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
Выявлено, что наибольшей абсолютной подвижностью обладает шейный отдел; это предопределяется необходимостью ориентировки пловца в пространстве. Суммарная гибкость позвоночного столба на суше должна достигнуть 170 и более градусов. От уровня этой гибкости зависит угол между плечом и предплечьем, образующийся при переносе руки в кроле. При плохой гибкости позвоночника прямая рука движется вперед низко над водой, держа в постоянном напряжении дельтовидную мышцу. Но что особенно важно, недостаточное опускание плеча вниз при гребке руки слабо использует силу сильнейшей широчайшей мышцы спины. У таких спортсменов короткий гребок. Что касается суммарной подвижности, то на долю позвоночного столба приходится более 67 %, на тазобедренный отдел - 18 и на голень - 14 % подвижности всех основных отделов опорно-двигательного аппарата
3) Подвижность в тазобедренном суставе: испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки .
Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от
пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.
4) Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой . О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.
5) Подвижность в голеностопных суставах .
Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования:
1) одинаковые исходные положения звеньев тела;
2) одинаковая (стандартная) разминка;
3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.
Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение[17]
5.2.2Определение силовых возможностей
Для определения общих силовых возможностей широко применяют контрольные упражнения: бег от 10 до 60 м, метание, подтягивание на перекладине, переход из положения лежа на наклонной скамейке в положение сидя, прыжок в длину с места, жим штанги в положении лежа и др.
Хорошим тестом является проплывание 200 м каким-либо определенным способом при субъективном ощущении интенсивности в 1/2 силы[17]
При проведении теста фиксируются время проплывания 100 и 200 м, частота пульса сразу после финиша, через 1 и 2 мин. после него. Результаты проплыва, раскладка сил на дистанции и данные пульсометрии хорошо характеризуют функциональное состояние спортсмена. Чем оно лучше, тем выше будет результат на дистанции 200 м при проплыве в ½ силы и тем быстрее будет восстанавливаться пульс.
5.2.3 Определение функционального состояния
Данный тест (Кверга) характеризует динамику функциональной подготовленности пловцов[4] и состоит из четырёх последовательных проб:
1) 30 приседаний за 30 сек.
2) Максимальный бег в течение 30 секунд.
3) 3-х минутный бег со скоростью 150 шагов в минуту.
4) прыжки со скакалкой в течение минуты.
Затем определяется ЧСС в положении сидя за 30 сек. (без пересчёта на минуту)-сразу после выполнения теста (В1), через 2 минуты (В2) и через 4 минуты (В3) восстановления.
При Т больше 105-отличная физическая готовность; 99-104-хорошая; 93-99-удовл.; ниже 92-слабая.
5.2.4. Оценка эффективности плавания.
На практике хорошо зарекомендовал себя метод оценки эффективности техники плавания по коэффициенту использования силовых возможностей спортсмена (КИСВС). Этот коэффициент представляет собой отношение величины силы тяги в воде при растягивании закрепленного шнура (Fв) к величине силы тяги, проявляемой пловцом на суше (Fc):
Величина КИСВС хорошо характеризует эффективность использования в воде силовых возможностей пловца и у спортсмена высокого класса обычно находится в пределах от 55 до 65%.
Оценка техники плавания спортсмена может быть уточнена по величине тяговых усилий, развиваемых при плавании только с движениями руками, только с движениями ногами и с полной координацией движений [5].
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов.
Биохимическая оценка специальной работоспособности пловцов проводилась в условиях УТС в г. Бобруйске на общем (апрель) и специальном (май) этапах подготовительного периода подготовки к Чемпионату Европы (Хельсинки) с использованием лактатной кривой.
Тестирование проводилось в условиях выполнения комплексного плавательного теста, включающего проплывание пяти заданий (серий) основным способом.
1серия: дистанция 200 м, скорость плавания 85% от лучшей соревновательной;
2серия: дистанция 200 м, скорость плавания 96% от лучшей соревновательной;
3серия: 4x50 м с соревновательной скоростью и интервалом для отдыха в 10 с после каждого 50-метрового отрезка;
4серия: 4x50 м с соревновательной скоростью и интервалом 90 с для отдыха;
5серия: дистанция 50 м с соревновательной скоростью со старта.
Пауза для отдыха между 1 и 2 сериями составляла 3 мин, а в последующих - 15 мин. После каждой серии задания проводился забор крови для определения уровня лактата в крови и фиксировалась частота пульса.
В задачу тестирования входило:
1.Оценка текущего состояния мощности, емкости и эффективности процессов аэробного и анаэробного энергообеспечения при выполнении заданий специального характера с различной интенсивностью плавания;
2.Определение оптимальных плавательных режимов тренировки в различных зонах энергообеспечения для совершенствования функций энергетической системы и вывода ее на новый уровень к ответственным соревнованиям[14]
Система тестирования специальной подготовленности включала следующие этапы:
1)определение исходных абсолютного и относительного уровня анаэробного порога (АнП) на основании результатов текущего обследования;
2)определение модельных абсолютного и относительного уровня анаэробного порога;
3)нахождение разницы между исходным и модельньм уровнем АнП в единицах результата (с);
4)нахождение числа рабочих микроциклов, необходимых для достижения модельного уровня АнП с таким расчетом, чтобы прирост показателя в одном микроцикле не превышал 2,0-3,0% от модельного уровня;
5)составление схемы режимов тренировочных заданий для каждого рабочего микроцикла на весь период подготовки до следующего тестирования;
6)построение текущей модели аэробной и анаэробной работоспособности спортсмена с целью оценки текущего состояния подготовленности его организма;
7)построение оптимальной модели аэробной и анаэробной работоспособности спортсмена, необходимой для вывода спортсмена на планируемый результат;
8)прогнозирование спортивного результата на ближайших соревнованиях.
В основе анализа результатов тестирования лежало построение лактатной и пульсовой кривых. Вначале находили экспоненциальную зависимость "скорость-лактат" на основании уравнения:
у = axexp (bx) + eps,
где х - фиксируемая в тесте скорость, у - значения лактата в фактическом ряду; а -е - основание натурального логарифма; b - коэффициент, отражающий крутизну лактатной кривой.
Коэффициенты а и Ь, вычислялись на основе метода наименьших квадратов.
Построение пульсовой кривой осуществлялось путем нахождения линейной зависимости "скорость-частота пульса" по уравнению:
у= а + b log (x) + eps, где eps - свободный член уравнения.
Нахождение конкретных значений скоростных режимов плавательной подготовки осуществлялось путем опускания перпендикуляра на ось X (горизонтальную) с точек на лактатной кривой, соответствующих уровню лактата 2, 4, 6, 8, 10 ммоль/л и т. д.
Определение пульсовых режимов происходило путем опускания перпендикуляра на ось Y (вертикальную) с точек на пульсовой кривой, соответствующих скорости плавания на базовой дистанции теста (200 м) на уровне лактата 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. ммоль/л.
Сопоставление изменения данных биохимического контроля и показателей специальной физической работоспособности в динамике годичного цикла подготовки позволяло определить эффективность учебно-тренировочного процесса на его отдельных этапах. При выявлении ухудшения адаптации к работе с определенной интенсивностью вносились коррективы по оптимизации тренировки и улучшению работоспособности спортсменов в различных зонах энергообеспечения.
Коррекция тренировочного процесса проводилась путем построения текущей и оптимальной модели специальной подготовленности пловцов. Текущая модель отражала функциональное состояние спортсмена на момент тестирования. Оптимальная модель включала тренировочные режимы, необходимые для выхода спортсмена на пик спортивной формы.
На рисунке представлена динамика зависимостей "скорость-лактат" спортсменки МСМК в плавании кролем на груди. Сглаживание левого нижнего хвоста лактатной кривой 06.04.01 по сравнению с кривой, полученной 13.01.01, отражает улучшение аэробной, а сдвиг влево верхнего правого конца лактатной кривой в условиях прироста скорости плавания указывает на повышение анаэробной производительности ее организма в ходе подготовки к Чемпионату Европы.
На рисунке представлена динамика зависимостей "скорость-частота пульса" этой спортсменки. Невысокая ЧСС 13.01.01 при работе в различных зонах энергообеспечения в сочетании с улучшением скорости плавания указывает на высокую аэробную подготовленность в подготовительном периоде. Повышение ЧСС при тестировании 6.04.01 (накануне отъезда на соревнования) отражает, в большей степени, характер предстартовых изменений в организме.
В таблице представлены текущие (Т1), и рекомендуемые (Т2) или оптимальные для тренировки, плавательные режимы, а также должный процент улучшения результатов в сериях из 50, 100, 200-метровых отрезков для некоторых лидирующих пловцов в зависимости от их специализации, способа плавания и физической работоспособности в различных зонах энергообеспечения; в аэробных условиях при дистанционной (уровень лактата до 2 ммоль/л), медленной интервальной или на уровне АнП тренировке (уровень лактата в пределах 4 ммоль/л); в смешанной аэробно-анаэробной зоне или переходной тренировке (уровень лактата в пределах 6-7 ммоль/л) и в анаэробных зонах при выполнении быстрой интервальной (уровень лактата 8-12 ммоль/л), повторной (уровень лактата 8-16 ммоль/л) и спринтерской тренировке (содержание лактата не учитывалось).
Рис.1 Динамика зависимости "скорость-лактат" у спортсменки МСМК в плавании кролем на груди на короткие дистанции, на этапах предсоревновательной подготовки к Чемпионату Европы (Хельсинки)
Рис. 2 Динамика зависимости "скорость-частота пульса" у спортсменки Е.Попченко МСМК в плавании кролем на груди на короткие дистанции, на этапах предсоревновательной подготовки к Чемпионату Европы (Хельсинки)
Как показывают результаты исследований, в целом, в течение второго макроцикла подготовки у спортсменов получено улучшение аэробных возможностей организма (по показателю АнП) на 6,9%, что подтверждает эффективность предложенного метода ускорения адаптации спортсменов к тренировочной деятельности в аэробных режимах и вероятно, явилось одним из факторов улучшения их спортивных достижений в условиях Чемпионата Европы в Хельсинки (золотая, бронзовая медаль и несколько личных рекордов)
По изложенному в курсовой работе материалу можно сделать следующие выводы:
1.Большой тренировочный опыт подготовки конкретного пловца помогает всесторонне изучить его индивидуальные особенности, сильные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эффективные средства и методы, варианты планирования тренировочной нагрузки, что дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса.
Хоменков Л.С. отмечает, что тренировку надо уметь построить так, чтобы несмотря на большой объем или интенсивность, она не истощала организм и особенно нервную систему спортсмена, а оказывала все нарастающее положительное влияние.