Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
Учет половой дифференцировки и возраста спортсмена и его тренировочный стаж, позволяет индивидуализировать содержание подготовки, а также повысить точность диагностики спортивной одаренности в пубертатном периоде развития. Сопоставление биологического возраста с соматической и функциональной зрелостью дает возможность более точно оценить готовность юного спортсмена к выполнению тренировочных нагрузок различной физиологической направленности. Высокий уровень соматической и функциональной зрелости при низком балле биологического возраста служит одним из признаков спортивной перспективности
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях
Физическая подготовленность спортсмена характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность. В процессе подготовки пловцов важное место занимает определение физических показателей спортсмена. Они помогают тренеру выявить недочёты и положительные стороны тренировки, внести коррективы в действующие планы и наметить определенные методы и средства для составления очередных планов подготовки пловцов.
Тренированный человек может быстрее усваивать ритм раздражений и воспроизводить более высокую частоту, что свидетельствует о повышенной лабильности нервных клеток.
У тренированных, особенно к скоростной работе, увеличена подвижность нервных процессов. Это проявляется в укорочении скрытого периода двигательных реакций, уточнении дифференцировок и повышении скорости переработки, поступающей от анализаторов информации. Для спортсменов-стайеров характерна высокая уравновешенность нервных процессов.
При тренировке происходят значительные морфологические и функциональные изменения во всех звеньях двигательного аппарата (мышцы, кости, сухожилия связки). Рабочая гипертрофия мышц происходит за счет увеличения объема отдельных мышечных волокон. Развитие скелетных мышц ведет к увеличению удельного веса тела. Этому способствуют потери воды и жира при физических нагрузках. Прекращение же тренировки вызывает уменьшение мышечной массы. Гипертрофия скелетных мышц сопровождается улучшением их кровоснабжения.
В тренированных мышцах увеличивается количество миоглобина, что повышает кислородную емкость мышц и способствует интенсификации окислительных процессов. У тренированных, особенно к скоростной работе, повышены возбудимость и лабильность мышц.
В тренированном организме увеличены запасы углеводов, что очень важно для повышения работоспособности (особенно при выполнении длительной и напряженной мышечной деятельности). Запасы жира относительно уменьшены. Основной обмен находится в пределах стандартных величин или несколько понижен. При частых тренировочных занятиях и особенно выступлениях на соревнованиях он может быть значительно выше стандартных величии. В дни после напряженных нагрузок основной обмен повышен, снижаясь в последующие дни отдыха. В связи с этим повышение основного обмена у спортсменов надо рассматривать, как следствие неполного восстановления после тяжелой работы.
В процессе тренировки происходят морфофункциональпые изменения органов дыхания. Это является одним из важнейших условий, обеспечивающих увеличенное потребление кислорода при работе. Эти изменения выражаются в развитии дыхательных мышц, о чем можно судить по увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и максимальной вентиляции легких (МВЛ). ЖЕЛ у пловцов наиболее велика, что обусловлено особенностями дыхания при плавании [4]. Преодоление сопротивления воды при вдохе и выдохе способствует развитию дыхательных мышц. У более тренированных дополнительный объем вдоха больше дополнительного объема выдоха. ЖЕЛ зависит от веса тела. Поэтому для оценки дыхательных функций более информативен так называемый жизненный показатель, т. е. отношение ЖЕЛ (в мл) к весу тела (в кг).
Систематическая тренировка, особенно к длительной циклической работе, сопровождается биохимическими, морфологическими и функциональными изменениями сердца и сосудов. Главную роль в этом играет усиление парасимпатических (холинергических) и угнетение адренергических влияний на органы кровообращения. Объем сердца (см3) в определенной мере зависит от веса тела и роста. При расчете на 1 кг веса он составляет у тренированных мужчин 10 -18,5 см3 кг, у женщин – 7 – 14,5см3 кг. Относительную величину объема сердца с учетом веса и роста следует определять так: объём сердца (см3) разделить на вес (кг) рост (см). Полученная величина, выраженная в условных единицах, у тренированных равна 40—152, у нетренированных—25-80.
Минутный объем крови при повышении уровня тренированности уменьшается, что обусловлено лучшим использованием кислорода тканями и вследствие этого понижением их потребности в кровоснабжении. Следовательно, по изменениям систолического и минутного объема крови при мышечной работе можно судить о динамике тренированности спортсменов.
Следует отметить, что показатели тренированности зависят и от спортивной специализации. Например, у спортсменов-стайеров морфо - функциональные изменения органов дыхания и кровообращения выражены более ярко, чем у спринтеров. Различны у них и реакции на одинаковую работу. Так, при одинаковой скоростной работе у стайеров легочная вентиляция увеличивается меньше, а коэффициент использования кислорода нарастает больше, чем у спринтеров[11].
5 Факторы, влияющие на спортивные достижения.
5.1 Весо-ростовой показатель
Для того, чтобы выявить потенциальные спортивные возможности ребенка, необходимо иметь четкое представление о факторах, определяющих высокие спортивные достижения в плавании.
Установлено, что пловцы в зависимости от специализации имеют статически существенные различия в особенностях телосложения и уровне физической подготовленности, которые обусловливают успех в каждом способе плавания и в каждой дистанции (см приложение А)
Для кролистов-спринтеров характерны высокий рост, большой вес, длинные конечности, хорошо развитая мускулатура. У спринтеров большие величины обхватов грудной клетки, плеча, бедра, талии, соответственных площадей сечений и диаметров, что свидетельствует о высоком уровне силовой подготовленности. Особенности телосложения спринтеров позволяют им успешно выполнять работу скоростно-силовой направленности в анаэробной зоне энергообеспечения.
В плавании вольным на 1500м отличительными признаками являются средний рост, небольшой вес, высокий весо-ростовой индекс. Небольшие величины обхватов и сечений, а также активной массы тела свидетельствуют о невысоком уровне подготовленности, что подтверждается результатами измерений силы у этих пловцов. Небольшие размеры тела и слабо выраженный рельеф мышц обеспечивают форму тела. Высокие функциональные показатели у этих пловцов (величина ЖЕЛ и уровень подвижности в суставах) служат предпосылками для успешного выполнения работы в зоне аэробного энергообеспечения.
У представителей плавания на спине самый высокий рост, длинные конечности, высокий весо-ростовой индекс, «лёгкие ноги» и хорошо развитые мышцы плечевого пояса и рук, широкая, но уплощенная форма грудной клетки. Благодаря большому росту, равномерному уменьшению площадей сечения сверху вниз и гладкой (не отличающейся выраженным рельефом) мускулатуре форма тела у них хорошо обтекаема. Они имеют самые высокие показатели ЖЕЛ и подвижности в суставах.
В плавании дельфином спортсмены характеризуются средним ростом, длинное туловище, короткие ноги, хорошо развитые мышцы плечевого пояса, туловища, рук и ног. Вес тела, площади сечений и результаты измерений силовых показателей свидетельствуют о высоком уровне силовой подготовленности. Кроме того, они обладают хорошей подвижностью в суставах, что необходимо учитывать при составлении тренировочной программы.
Пловцы-брассисты отличаются средним ростом, низким весо-ростовым индексом, большим весом. Величины обхватов и сечений свидетельствуют, что у брассистов хорошо развиты ягодичные мышцы, а также мышцы бедра и голени. Поэтому они имеют самые высокие показатели силы ног. Величина ЖЕЛ и подвижность в плечевых суставах меньше, чем у пловцов других способов плавания. У них самая высокая степень подвижности в коленных и голеностопных суставах (тыльное сгибание стопы), что служит предпосылкой успеха в плавании брассом.
Спортсмены, специализирующихся в комплексном виде плавания, большой рост, обхват грудной клетки и высокий весо-ростовой индекс. Величина активной массы тела, обхваты и площади сечений свидетельствуют о разносторонней силовой подготовленности пловцов. У них высокий показатель ЖЕЛ и хорошая подвижность во всех суставах[4]
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.
Оценка физического развития и особенностей телосложения должна быть комплексной, с использованием данных, полученных в результате соматоскопии и антропометрии (см. приложение Б).
Индексы определения физического развития:
1.Индекс Пирке (Бедузи) рассчитывается по формуле: D - Dc / Dc x 100,
где D - длина тела стоя (см), Dc - длина тела сидя (см).
Принцип оценки: величина показателя позволяет судить об относительной длине ног: менее 87% - малая длина ног; 87-92% - пропорциональное физическое развитие, более 92% - относительно большая длина ног.
2.Индекс Пинье рассчитывается по формуле: D - (М + О), где D - длина тела стоя (см); М - масса тела (кг); О - окружность грудной клетки (см).
Принцип оценки. Чем меньше величина индекса Пинье, тем лучше показатель (при условии отсутствия ожирения). Величина индекса менее 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 - хорошее, от 21 до 25 - среднее, от 26 до 35 - слабое, более 36 - очень слабое.
3.Метод Вучерка предусматривает расчет индекса физического развития (ИФР), позволяющего оценить степень биологической зрелости подростка на основании учета соотношений отдельных признаков физического развития. Формула Вучерка имеет следующий вид:
ИФР = [0,5 (ширина плеч + ширина таза) х рост] / [(длина верхней конечности х окружность плеча + длина нижней конечности х окружность бедра в сантиметрах) х массу] кг.
Установлено, что в возрасте 12-14 и 15-16 лет эти два метода оценки биологической зрелости организма (по сравнению с другими общеизвестными методами, например по окостенению запястья, относительной массе тела) находятся в наиболее тесной корреляционной зависимости (коэффициент корреляции составляет соответственно 0,92 и 0,89).
4.Проба Летунова (применяют при исследовании всех спортсменов): состоит из 20 присед, после которых в течение 3 мин восстановительного периода измеряются частота пульса и АД. Эта часть пробы является разминкой. Далее выполняется нагрузка в виде 15 сек бега, после чего исследуется ЧСС и АД в течение 4 мин восстановительного периода. Считается, что изменение этих показателей после 15 сек бега в мах темпе характеризует приспособление сердечно-сосудистой системы к скоростной нагрузке. Далее -3 мин бег на месте в темпе 180 шагов в мин с последующим определением ЧСС и АД в течение восстановительного периода─ позволяет определить приспособление к нагрузкам на выносливость.
При пробах тщательно следует следить за нагрузкой, качеством и темпом выполнения упражнений. Так в пробе с приседаниями необходимы достаточно глубокие присед, при каждом из них руки вытягиваются вперед и при вставании опускаются [16]
Наиболее распространены пробы с физической нагрузкой различной интенсивности. В качестве физической нагрузки используется бег на месте, приседания, ходьба по лестнице, восхождение и спуск с табуретки определенной высоты (степ-тест) и др. Эта нагрузка дозируется темпом и длительностью выполнения (например, бег в течение 2 мин в темпе 180 шагов в 1 мин). Для более точной дозировки используется метод эргометрии (велоэргометр и др.)
5.2.1 Тесты для определения гибкости.
Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Прирост подвижности в суставах почти прекращается к 14-15 годам (после периода наиболее интенсивного роста с 12 до 14лет). Достаточно надежный прогноз уровня развития подвижности в суставах может быть сделан уже в пубертатном периоде.
Для определения гибкости используются следующие тесты:
1)Подвижность в плечевом суставе: испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад . Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот . Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев .
2) подвижность позвоночного столба (определяется по степени наклона туловища вперед): испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях.
Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).