Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
Установлено, что спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости [7].
Скоростные способности, по общему мнению, специалистов, поддаются развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие физические способности (косвенной иллюстрацией этого является тот факт, что рекорды в спринте растут намного медленнее и в меньшей мере, чем в других видах спорта). Идти на большие затраты времени и сил ради небольших сдвигов в развитии отдельных скоростных способностей целесообразно лишь в тех случаях, когда без этого невозможно обеспечить рост спортивного результата. В принципе, всегда можно добиться повышения скорости движений не только воздействуя на собственно-скоростные способности, но и иными путями, в частности через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений, чем широко и пользуются в процессе тренировки.
2.4 Развитие гибкости
Понятие «гибкость» отражает свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Хорошо развитая подвижность в суставах помогает спортсмену быстрее овладеть техникой плавания и выполнять движения более качественно и экономно.
Исследованиями установлено, что после 15—20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений. Наибольшее увеличение пассивной гибкости отмечено в возрасте 9—10 лет, активной — 10—14 лет. Существует мнение, что возраст 15—17 лет — самый поздний, в котором можно целенаправленно и успешно совершенствовать гибкость.
Половые различия обусловливают превосходство в суставной подвижности у девочек во всех возрастах на 20—30% по сравнению с мальчиками, у женщин — по сравнению с мужчинами. Установлено, что подвижность у лиц астенического типа меньше, чем у лиц мышечного типа.
При развитии гибкости следует знать, что она зависит от суточных периодов, причем чем моложе организм, тем значительнее суточные колебания. Наилучшие показатели гибкости регистрируются от 12 до 17 часов. У спортсменов суточные колебания выражены в меньшей степени, чем у лиц, не занимающихся спортом.
Упражнения на гибкость, направленные на растягивание и увеличение эластичности связок сустава, растягивают также мышцы, проходящие через этот сустав, повышают их эластичные свойства и тем самым благотворно влияют на силу и работоспособность мышц.
Наиболее распространенным методом улучшения гибкости являются специальные упражнения с увеличивающейся амплитудой движения. Их следует выполнять чаще, включая в утреннюю гимнастику, в разминку перед тренировкой, в занятия физической подготовкой. При подборе упражнений, направленных на воспитание гибкости у квалифицированных пловцов, следует учитывать специфику движений в различных способах плаваниях [3]
Упражнения на гибкость включают круговые движения конечностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинистые движения с увеличением амплитуды от повторения к повторению и маховые движения с постепенным увеличением амплитуды.
При проведении занятий, направленных на повышение уровня развития гибкости, надо учитывать следующее:
1.Предельную гибкость нужно развивать только в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или иного движения пловца. В остальных случаях следует только поддерживать оптимальный уровень эластичности связок и мышц.
2.Движения с максимальной амплитудой нужно выполнять после разминки. Особую осторожность в этом отношении надо проявлять на занятиях в условиях низкой температуры.
3.Упражнения на гибкость целесообразно чередовать с силовыми упражнениями, воздействуя при этом по возможности на одну и ту же группу мышц.
4.При проведении упражнений на повышение гибкости, в парах используются пассивный и активный методы. Применяя пассивный метод, партнер с усилием растягивает связки какого-либо сустава при расслабленных мышцах у спортсмена. Используя активный метод, спортсмен при растягивании связок оказывает партнеру сопротивление.
Под влиянием локального утомления показатели активной гибкости уменьшаются на 11,6%, а пассивной — увеличиваются на 9,5%. Уменьшение активной гибкости происходит в результате снижения силы мышц, а увеличение пассивной гибкости объясняется улучшением эластичности мышц. Большое значение в достижении максимальной амплитуды имеет способность занимающихся к расслаблению растягиваемых мышц, что ведет к увеличению подвижности до 12—14%.
Изучение взаимосвязи между показателями гибкости и мышечной силы показало, что в ряде случаев рост силы оказывает тормозящее влияние на развитие подвижности [5].Однако опыт передовой спортивной практики свидетельствует о том, что рациональное сочетание упражнений на силу и гибкость позволяет достичь высокого уровня совершенствования обоих качеств.
Величина пассивной гибкости зависит в значительной мере от пассивной растяжимости мышц и связок, а также от индивидуальной величины болевого порога занимающихся.
Чаще всего работа над увеличением гибкости и подвижности в суставах планируется в комплексных занятиях, где осуществляется и силовая подготовка.
Однако каждый способ плавания предъявляет свои специфические требования к уровню гибкости и подвижности в суставах. Для специализирующихся в кроле на груди, на спине, дельфине требуется особая подвижность в голеностопных суставах в сторону их подошвенного сгибания. Для пловцов брассистов особую роль играет тыльное сгибание в голеностопных суставах, супинация в голеностопных суставах, наклон туловища назад, а так же уровень отведения (супинация) стопы при различной степени сгибания ног в коленных суставах. Для освоения эффективной техники движения ног при плавании брассом важнейшим показателем гибкости является ротация наружу в коленных и тазобедренных суставах, что обуславливает выбор наиболее эффективного варианта работы ног.
Для плавающих дельфином особую роль играет гибкость позвоночного столба, особенно его поясничного отдела.
В технике плавания на спине часто встречается высокое положение локтя в начале гребка. Это связано с такими особенностями конструктивных осей верхних конечностей, как иксообразные руки. Эту особенность часто путают с переразгибанием в локтевых суставах. Кстати, при плавании на спине гребок рукой всегда получается длинный, т. к. укоротить его часто анатомически невозможно. В то же время плавание кролем и на спине связано со значительными колебаниями плечевого пояса вокруг вертикальной оси (суммарный поворот плеч выдающихся пловцов - кролистов при плавании достигает 150 + 5 градусов).
2.5 Ловкость
Ловкость - это целесообразность движений в данной конкретной ситуации, она является сложнейшим двигательным качеством. Понятие о ловкости включает в себя способность быстро овладевать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность при внезапно изменяющейся обстановке. Такая способность помогает пловцу осваивать правильную технику движений и необходима при выполнении современных скоростных поворотов [4]
Наиболее распространенные средства повышения уровня ловкости— это элементы акробатики, спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол, теннис), гимнастические вольные упражнения, упражнения с булавами, упражнения с обручем и др.
Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания в первые годы многолетней тренировки пловцов и их целесообразно включать в занятия по общей физической подготовке. При этом подбор средств и методов для воспитания ловкости должен быть подчинен важному принципу — обязательно содержать элемент новизны. Новизна, необычность и обусловленная ими степень координационных трудностей— определяющие критерии выбора двигательных заданий для воспитания ловкости.
Наиболее интенсивный естественный прирост ловкости происходит между 4—6 годами жизни. Этот период жизни называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей. Если в этот период целенаправленно воздействовать на развитие ловкости, то уже к 7—10 годам организм готов для высокого их развития. Замечено, что у мальчиков уровень развития ловкости с возрастом выше, чем у девочек.
Специальных средств для совершенствования ловкости мало, основная методическая направленность совершенствования данного качества использование разнообразия динамической и кинематических характеристик движения, создание неожиданных ситуаций посредством изменения условий и мест проведения упражнений, использование различных тренажеров и специального оборудования для расширения вариативности двигательного навыка.
3 Тренировочная нагрузка на различных этапах подготовки.
3.1 Понятие тренировочной нагрузки
Тренировочная нагрузка - это суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, ускоряющих процессы восстановления (питание, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д.). Основными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, является ее объем, интенсивность, характер восстановления организма спортсменов.
Объем тренировочной нагрузки - это суммарное количество тренировочной работы. Он измеряется временем выполненной работы на суше и на воде, общей длиной преодолеваемых тренировочных отрезков, количеством тренировок, тренировочных дней, стартов и т.д.
Объем тренировочных упражнений на суше учитывается в часах, а объем работы в воде - в км.
Сама физическая нагрузка характеризуется:
- интенсивностью (скоростью) плавания;
- продолжительностью упражнения (длиной проплывания отрезков);
- продолжительностью интервалов отдыха между повторениями;
- характером отдыха между упражнениями;
- количеством упражнений.
Интенсивность тренировочной нагрузки заключается в степени утомляемости спортсменов, реакциях организма на выполняемую работу. Обычно она оценивается по зонам мощности.
Фактором нагрузки в тренировочной программе являются упражнения. При подготовки пловцов тренеры используют определенную работу специфического характера, при этом организм пловца адаптируется таким образом, что он может выполнять подобную работу, но с более высокой интенсивностью[15]. Количество и интенсивность работы затем увеличивают, организм вновь стремиться адаптироваться - в результате тренированность пловца прогрессивно возрастает. В процессе тренировки должны быть предусмотрены также те же самые, или близкие к ним, напряжения, с которыми спортсмен столкнется на соревнованиях, чтобы выработать соответствующую адаптацию
3.2 Динамика нагрузки пловцов.
Мышечная деятельность оставляет длительные следы в состоянии различных систем организма. Повторные нагрузки углубляют эти следы и способствуют более выраженным биохимическим, морфологическим и функциональным перестройкам в организме, обеспечивающим повышение его работоспособности.
Опыт работы со сборной командой Беларуси в прошедший Олимпийский цикл (2000-2004) позволяет установить следующие контрольные нормативы по основным показателям планирования (табл. 1)
Показатели | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 |
Тренировочных дней | 260-270 | 270-280 | 280-290 | 290-300 |
Тренировок в год | 52O-53O | 540-550 | 560-580 | 580-600 |
Объем плавания (км) | 2000-2200 | 2300-2500 | 2500-2700 | 2700-3000 |
Объем тренировок на суше в часах | 180 | 200 | 220 | 240 |
Количество стартов | 70-80 | 80-90 | 90-100 | 100-110 |