Физическая подготовка пловцов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 382.50 Кб (Скачать)

      Установлено, что спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами  запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости [7].

     Скоростные способности, по общему мнению, специалистов, под­даются развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие физические способности (косвенной иллюст­рацией этого является тот факт, что рекорды в спринте растут на­много медленнее и в меньшей мере, чем в других видах спорта). Идти на большие затраты времени и сил ради небольших сдвигов в развитии отдельных скоростных способностей целесообразно лишь в тех случаях, когда без этого невозможно обеспечить рост спортивного результата. В принципе, всегда можно добиться по­вышения скорости движений не только воздействуя на собственно-скоростные способности, но и иными путями, в частности через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скорост­ной выносливости, совершенствование техники движений, чем ши­роко и пользуются в процессе тренировки.

 

2.4 Развитие гибкости

 

     Понятие «гибкость» отражает свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Хоро­шо развитая подвижность в суставах помогает спортсмену быстрее овладеть техникой плавания и выполнять движения более качест­венно и экономно.

    Исследованиями установлено, что после 15—20 лет амплитуда движений уменьшается вследствие возрастных изменений. Наи­большее увеличение пассивной гибкости отмечено в возрасте 9—10 лет, активной — 10—14 лет. Существует мнение, что воз­раст 15—17 лет — самый поздний, в котором можно целенаправ­ленно и успешно совершенствовать гибкость.

   Половые различия обусловливают превосходство в суставной подвижности у девочек во всех возрастах на 20—30% по сравне­нию с мальчиками, у женщин — по сравнению с мужчинами. Уста­новлено, что подвижность у лиц астенического типа меньше, чем у лиц мышечного типа.

При развитии гибкости следует знать, что она зависит от су­точных периодов, причем чем моложе организм, тем зна­чительнее суточные колебания. Наилучшие показатели гибкости регистриру­ются от 12 до 17 часов. У спортсменов суточные колеба­ния выражены в меньшей степени, чем у лиц, не занимающихся спортом.

Упражнения на гибкость, направленные на растягивание и уве­личение эластичности связок сустава, растягивают также мышцы, проходящие через этот сустав, повышают их эластичные свойства и тем самым благотворно влияют на силу и работоспособность мышц.

Наиболее распространенным методом улучшения гибкости яв­ляются специальные упражнения с увеличивающейся амплитудой движения. Их следует выполнять чаще, включая в утреннюю гим­настику, в разминку перед тренировкой, в занятия физической под­готовкой. При подборе упражнений, направленных на воспитание гибкости у квалифицированных пловцов, следует учитывать специ­фику движений в различных способах плаваниях [3]

Упражнения на гибкость включают круговые движения конеч­ностями с постепенно увеличивающейся амплитудой, пружинистые движения с увеличением амплитуды от повторения к повторению и маховые движения с постепенным увеличением амплитуды.

   При проведении занятий, направленных на повышение уровня развития гибкости, надо учитывать следующее:

1.Предельную гибкость нужно развивать только в тех случа­ях, когда это необходимо для выполнения того или иного движения пловца. В остальных случаях следует только поддерживать опти­мальный уровень эластичности связок и мышц.

2.Движения с максимальной амплитудой нужно выполнять по­сле разминки. Особую осторожность в этом отношении надо про­являть на занятиях в условиях низкой температуры.

3.Упражнения на гибкость целесообразно чередовать с силовы­ми упражнениями, воздействуя при этом по возможности на одну и ту же группу мышц.

4.При проведении упражнений на повышение гибкости, в парах используются пассивный и активный методы. Применяя пассив­ный метод, партнер с усилием растягивает связки какого-либо сустава при расслабленных мышцах у спортсмена. Используя активный метод, спортсмен при растягивании связок оказывает партнеру сопротивление.

   Под влиянием локального утомления показатели активной гиб­кости уменьшаются на 11,6%, а пассивной — увеличиваются на 9,5%. Уменьшение активной гибкости происходит в результате снижения силы мышц, а увеличение пассивной гибкости объясня­ется улучшением эластичности мышц. Большое значение в достижении максимальной ампли­туды имеет способность занимающихся к расслаблению растяги­ваемых мышц, что ведет к увеличению подвижности до 12—14%.

   Изучение взаимосвязи между показателями гибкости и мышечной силы показало, что в ряде случаев рост силы оказывает тормозя­щее влияние на развитие подвижности [5].Однако опыт передовой спортивной практики свидетельствует о том, что рациональное сочетание упражнений на силу и гибкость позволяет достичь вы­сокого уровня совершенствования обоих качеств.

Величина пассивной гибкости зависит в значительной мере от пассивной растяжимости мышц и связок, а также от индивиду­альной   величины   болевого   порога   занимающихся.

Чаще всего работа  над увеличением гибкости и подвижности в суставах планируется в комплексных занятиях, где осуществляется и силовая подготовка.

Однако каждый способ плавания предъявляет свои специфические требования к уровню гибкости и подвижности в суставах. Для специализирующихся в кроле на груди, на спине, дельфине требуется особая подвижность в голеностопных суставах в сторону их подошвенного сгибания. Для пловцов брассистов особую роль играет тыльное сгибание в голеностопных суставах, супинация в голеностопных суставах, наклон туловища назад, а так же уровень отведения (супинация) стопы при различной степени сгибания ног в коленных суставах. Для освоения эффективной техники движения ног при плавании брассом важнейшим показателем гибкости является ротация наружу в коленных и тазобедренных суставах, что обуславливает выбор наиболее эффективного варианта работы ног.

Для плавающих дельфином особую роль играет гибкость позвоночного столба, особенно его поясничного отдела.

В технике плавания на спине  часто встречается высокое положение локтя в начале гребка. Это связано с такими особенностями конструктивных осей верхних конечностей, как иксообразные руки. Эту особенность часто путают с переразгибанием в локтевых суставах. Кстати, при плавании на спине гребок рукой всегда получается длинный, т. к. укоротить его часто анатомически невозможно. В то же время плавание кролем и на спине связано со значительными колебаниями плечевого пояса вокруг вертикальной оси (суммарный поворот плеч выдающихся пловцов - кролистов при плавании достигает 150 + 5 градусов).

             

2.5 Ловкость

 

Ловкость - это целесообразность движений в данной конкретной ситуации, она является сложнейшим двигательным качеством. Понятие о ловкости включает в себя способность быстро овла­девать новыми движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность при внезапно изменяющейся обстановке. Такая спо­собность помогает пловцу осваивать правильную технику движе­ний и необходима при выполнении современных скоростных пово­ротов [4]

Наиболее распространенные средства повышения уровня ловко­сти— это элементы акробатики, спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, футбол, теннис), гимнастические вольные упражнения, упражнения с булавами, упражнения с обручем и др.

    Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания в пер­вые годы многолетней тренировки пловцов и их целесообразно включать в занятия по общей физической подготовке. При этом подбор средств и методов для воспитания ловкости должен быть подчинен важному принципу — обязательно содержать элемент но­визны. Новизна, необычность и обусловленная ими степень координационных трудностей— опре­деляющие критерии выбора двигательных заданий для воспита­ния ловкости.

Наиболее интенсивный естественный прирост ловкости происходит между 4—6 годами жизни. Этот период жизни называют «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способ­ностей. Если в этот период целенаправленно воздействовать на развитие ловкости, то уже к 7—10 годам организм готов для высокого их разви­тия. Замечено, что у мальчиков уровень развития ловкости с возрастом выше, чем у девочек.

     Специальных средств для совершенствования ловкости мало, основная методическая направленность совершенствования данного качества использование разнообразия динамической и кинематических характеристик движения, создание неожиданных ситуаций посредством изменения условий и мест проведения упражнений, использование различных тренажеров и специального  оборудования для расширения вариативности двигательного навыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Тренировочная нагрузка на различных этапах подготовки.

 

3.1 Понятие тренировочной нагрузки

 

Тренировочная нагрузка - это суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств, ускоряющих процессы восстановления (питание, витаминизация, массаж, активный отдых и т.д.). Основными факторами, определяющими тренировочную нагрузку, является ее объем, интенсивность, характер восстановления организма спортсменов.

Объем тренировочной нагрузки - это суммарное количество тренировочной работы. Он измеряется временем выполненной работы на суше и на воде, общей длиной преодолеваемых  тренировочных отрезков, количеством тренировок, тренировочных дней, стартов и т.д.

Объем тренировочных упражнений на суше учитывается в часах, а объем работы в воде - в км.

Сама физическая нагрузка характеризуется:

- интенсивностью (скоростью) плавания;

- продолжительностью упражнения (длиной проплывания отрезков);

- продолжительностью интервалов отдыха между повторениями;

- характером отдыха между упражнениями;

- количеством упражнений.

Интенсивность тренировочной нагрузки заключается в степени утомляемости спортсменов, реакциях организма на выполняемую работу. Обычно она оценивается по зонам мощности.

        Фактором нагрузки в тренировочной программе являются упражнения. При подготовки пловцов тренеры используют определенную работу специфического характера, при этом организм пловца адаптируется таким образом, что он может выполнять подобную работу, но с более высокой интенсивностью[15]. Количество и интенсивность работы затем увеличивают, организм вновь стремиться адаптироваться - в результате тренированность пловца прогрессивно возрастает. В процессе тренировки должны быть предусмотрены также те же самые, или близкие к ним, напряжения, с которыми спортсмен столкнется на соревнованиях, чтобы выработать соответствующую адаптацию

 

3.2 Динамика нагрузки пловцов.

 

Мышечная деятельность оставляет длительные следы в состоянии различных систем организма. Повторные нагрузки углубляют эти следы и способствуют более выраженным биохимическим, морфологическим и функциональным перестройкам в организме, обеспечивающим повышение его работоспособности.

Опыт работы со сборной командой Беларуси в прошедший Олимпийский цикл (2000-2004) позволяет установить следующие контрольные нормативы по основ­ным показателям планирования (табл. 1)

                                                                                                         

                                                                                                               Таблица №1

 

Показатели

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Тренировочных дней

260-270

  270-280

   280-290

290-300

Тренировок в год

52O-53O

540-550

560-580

580-600

Объем плавания (км)

2000-2200

2300-2500

2500-2700

2700-3000

Объем тренировок на суше в часах

     180

     200

220

240

Количество стартов

   70-80

    80-90

   90-100

100-110

Информация о работе Физическая подготовка пловцов