Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
Процентное соотношение видов силовой подготовки в зависимости от длинны дистанции (табл. 2)
Вид подготовки | Величина отягощения (%) от макс | Спринт | Средневики | Стайеры |
Силовая выносливость | 40 | 45 | 55 | 70 |
Взрывная сила | 45 | 30 | 25 | 20 |
Максимальная сила | 80 | 25 | 20 | 10 |
Спринтеры обладают лучшим по сравнению со стаерами запасом скорости и худшим уровнем развития выносливости. Это непосредственно связано с различной динамикой нагрузки для спринтеров и стайеров. Так у спринтеров общий обьем плавания составляет 2100-2300км в год, стайеров 2500-2800, средневики-2200-2500 км (табл. №3).
Общее количество тренировочных дней | 810-840 |
- из них соревновательных дней | 56-60 |
- дней централизованной подготовки | 250-300 |
- общее количество тренировочных часов | 1100-1300 |
- количество часов в воде | 900-970 |
- количество часов на суше | 290-320 |
Повышение нагрузки членов национальной команды в олимпийском цикле подготовки может составлять 3-5% в год при условии, что спортсмены имеют достаточный адаптационный резерв. В отдельных случаях во избежании физиологического и психического истощения объемы тренировочных нагрузок талантливых пловцов могут быть снижены на заключительном этапе подготовки на 8-10%.
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки.
Выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки: зону первых больших успехов, зону оптимальных возможностей, зону поддержания высоких результатов.
Дистанция | Зона первых больших успехов | Зона оптимальных возможностей | Зона поддержания высоких результатов | |||
| Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины |
100,200 м | 17-18 | 15-16 | 19-22 | 17-20 | 22-25 | 21-23 |
400 м | 16-17 | 14-15 | 18-21 | 16-18 | 21-24 | 19-21 |
800-1500 м | 15-16 | 14-15 | 18-20 | 16-17 | 20-23 | 18-20 |
На сегодняшний день, лишь немногие из них могут достигнуть зоны первых больших успехов, а тем более зоны оптимальных возможностей в процессе подготовки пловцов. Известно, что путь к высшим достижениям в плавании у мужчин составляет 10 лет, у женщин на 2-3 года меньше. Такая продолжительность подготовки характерна для подавляющего большинства сильнейших пловцов мира.
Необходимо отметить, что мнение об омоложении плавания является необоснованным. Оптимальные возрастные границы для наивысших достижений в плавании достаточно стабильны [2]. Например, средний возраст пловцов-финалистов олимпийских игр и чемпионатов мира колеблются в пределах 17,2 - 17,6 года у женщин и 19,4 - 20,1 года у мужчин; что же касается некоторого омоложения участников менее крупных соревнований, то оно как правило, обусловлено организационными, социальными и методическими причинами (в том числе и элементами формирования результатов), а не предрасположенностью спортсменов к достижению высоких результатов в раннем возрасте
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов.
Длина "шага" и темп могут служить ключом к выявлению конкретных особенностей техники пловцов и оценке индивидуальных изменений техники в процессе тренировки.
В плавании более длинный "шаг" является одним из главных различий между хорошими и средними спортсменами, имеющими одинаковые показатели максимального потребления кислорода, рост и массу тела. Учитывая энергетическую неэффективность высокого темпа движений, первым резервом в повышении скорости плавания следует считать увеличение длины "шага" и только после этого искать пути повышения темпа движений [11] Очень важно в возрастном аспекте определить наиболее благоприятные периоды развития темпа и "шага" гребковых движений и систематизировать основные средства подготовки.
Исследованиями, проводимыми в плавании вольным стилем на девушках и юношах 11-17 лет по трем основным показателям: скорость проплывания 50 м со старта; темп гребковых движений; "шаг", т. е. расстояние, проплываемое за один цикл, было установлено, что к 13 годам мальчики и девочки достигают максимального темпа гребковых движений и дальнейшее увеличение скорости плавания осуществляется преимущественно за счет увеличения длины "шага". (Темп и "шаг" гребковых движений регистрировались при проплывании дистанции 50 м со старта).
Наиболее наглядно эта тенденция прослеживается у девушек. Так, например, высокие темпы прироста скорости плавания у девочек 11-12 лет (11,7%) и 12-13 лет (11,0%) достигаются в первой возрастной категории за счет одновременного увеличения на 6,1% темпа и "шага" гребковых движений, а во второй - за счет достоверного увеличения длины "шага" на 7,8%. В дальнейшем скорость плавания повышается за счет увеличения длины "шага" при стабилизации темпа движений (см. табл.№5).
Показатели |
| Возраст (лет) юноши |
| |||
| 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | 15-16 | 16-17 |
|
| Количество обследованных спортсменов |
| |||
| 34 | 53 | 52 | 46 | 47 | 38 |
|
| Изменение показателей, % |
| |||
Скорость | 10,3** | 9,4** | 4,5** | 5,0** | 2,8* Q* | 3,6* |
Темп | 14,0** | 1,6 | -6,5* | 4,0* | 2,0 | -4,0* |
"Шаг" | -3 | 9,9* | 10,0** | 1,1 | 1,0 | 7,9* |
|
| Возраст (лет) девушки |
| |||
| 11-12 | 12-13 | 13-14 | 14-15 | 15-16 | 16-17 |
|
| Количество обследованных спортсменов |
| |||
| 30 | 33 | 32 | 31 | 34 | - |
|
| Изменение показателей, % |
| |||
Скорость | 11,7** | 11,0** | 3,3* | 3,1* | 1,9* | - |
Темп | 6,1* | 3,0 | 0 | -1,0 | -1,0 | - |
"Шаг" | 6,1* | 7,8* | 3,1* | 4,1* | 2,8* | - |