Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
Единство общей и специальной подготовки обусловлено закономерностями спортивного совершенствования. Единство общей и специальной подготовки спортсмена нужно рассматривать как конкретное выражение в области спорта общих принципов всестороннего развития личности и связи воспитания с жизненной практикой [3]
Практически воплощая принцип единства, необходимо иметь в виду следующие положения, подчеркивающие характер взаимосвязи этих сторон в спортивной тренировке:
1.Неотделимость общей и специальной подготовки, как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки.
2.Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки. Содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержание общей подготовки приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации. В этом также заключается единство данных сторон подготовки.
Причем, как ни парадоксально это звучит, общая подготовка спортсмена по мере углубления спортивной специализации тоже специализируется. Она не становится специальной в прямом смысле этого слова, но дифференцируется в тех или иных компонентах.
Основной смысл специализации общей подготовки в процессе спортивной тренировки состоит в том, чтобы возможно полнее использовать эффект положительного переноса тренированности и исключить либо во всяком случае ограничить эффект отрицательного переноса. Это находит соответствующее выражение в подборе средств общей подготовки и методике их применения.
3. Оптимальное сочетание общей и специальной подготовки.
Все это обязывает при определении меры соотношения общей и специальной подготовки спортсмена учитывать конкретный уровень его подготовленности, индивидуальные и возрастные особенности, особенности избранного вида спорта и этапов тренировки.
2 Методика развития физических качеств.
2.1 Специальная выносливость
В процессе физической подготовки пловцов применяются разнообразные средства для воспитания специальной выносливости: плавание всеми способами, многочисленные упражнения в воде, общеразвивающие упражнения, упражнения с отягощениями (штангой, гантелями, набивными мячами, блочными устройствами, амортизаторами, скользящие наклонные скамейки, передвигающиеся тележки и др.), кроссовый бег, ходьба на лыжах, спортивные игры, изометрические упражнения и др.
Силовая выносливость пловца характеризуется умением его противостоять усталости при выполнении гребковых движений руками и ногами.
Важнейший фактор, влияющий на эффективность развития специальной выносливости - сочетание отрезков различной длины при выполнении программы отдельного занятия. Используются различные варианты интервального и дистанционного методов.
Основными методами воспитания силовой выносливости пловца являются плавание с максимальной скоростью, плавание с отягощениями и упражнения на суше с отягощениями. Плавание с максимальной скоростью и с полной волевой мобилизацией проводится с применением повторного метода проплывания коротких отрезков. В тренировки включаются 5—10 проплывов на 10—25 м с паузами отдыха, достаточными для полного восстановления, проплывание длинных отрезков дистанции (1500 и т. д.).
Плавание с различного рода отягощениями проводится с лопатками, надетыми на руки, с различными тормозными устройствами (резиновый круг в ногах, пояс с тормозной пластинкой, тянущийся за пловцом, парашют) и др.
Следует отметить, что чем выше уровень выносливости, тем больше возможностей открывается перед сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем организма, тем лучше предпосылки для успешного совершенствования [4]
При воспитании силовой выносливости пловца необходимо учитывать следующее:
1.Упражнения проводятся с многократным повторением непредельного сопротивления до значительного утомления. Это осуществляется путем подбора усилий и количества упражнений.
2 Количество упражнений в сериях постепенно доводится до числа циклов движений пловца на избранной дистанции.
3.Усилия подбираются исходя из веса спортсмена и планируемой скорости плавания (для пловцов высокого класса, специализирующихся на дистанции 100 м, усилие, приходящееся на одну руку, доходит примерно до 19% от веса спортсмена у мужчин и до 15% от веса тела у женщин. Для дистанции 200 м это составит соответственно 16 и 13%, а для 400 м—13 и 11%.
Подбор усилий следует проводить постепенно и особенно осторожно при работе с юными пловцами. Излишние усилия могут вызвать снижение качества движений пловца и появление неправильных навыков.
4.Время выполнения упражнений на тренажерах постепенно доводится до 1 мин. для пловцов на 100 м до 3 мин., для пловцов на 200 м до 5 мин., для пловцов на 400 м. до 8-10 мин.
2.2 Силовая подготовка
Сила мышц, обеспечивающих разнообразную двигательную деятельность человека, определяется несколькими факторами. Основной из них — физиологический поперечник мышцы. Практически это означает, что чем мышца толще, тем большее напряжение она может развить. Однако бывает так, что толстая мышца проигрывает в силе более тонкой. Это объясняется тем, что в действие вступает нервная регуляция.
Сила определяется количеством включаемых в работу мышечных волокон (так называемых двигательных единиц — ДЕ), частотой нервных импульсов, поступающих в мышцу, и степенью синхронизации усилий всех ДЕ, участвующих в напряжении мышц.
Характерная особенность силовой подготовки пловцов — комплексное воспитание силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости. Эта задача решается в тесной связи с повышением технического мастерства и уровня развития физических качеств[10]
Различают следующие виды силовой подготовки:
─ Абсолютная (максимальная) сила — это предельное усилие, развиваемое в однообразном движении, например при поднимании штанги предельного веса или нажимании с максимальной силой на неподвижную опору (изометрическое напряжение).
─ Скоростная («взрывная») сила — это усилие, проявляемое в короткие промежутки времени, например толчок ногами от стенки бассейна при повороте пловца.
Между силой и скоростью выполнения движений существует обратно пропорциональная зависимость. Максимальная сила проявляется в сравнительно медленных движениях, а максимально быстрое движение не может быть одновременно и сильным.
Основными средствами силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями (с преодолением своего веса, со штангой, с гантелями, набивными мячами, амортизаторами, блочными устройствами, передвижными платформами и др.). При выполнении упражнений варьируются величина усилий, количество повторений, темп движений, продолжительность пауз отдыха [9]
Эффективность силовой подготовки определяется методическими условиями их выполнения: режим работы мышц, величина сопротивления, темп работы, количество повторений, продолжительность и характер пауз между подходами, общее количество упражнений в тренировочном занятии определяют направленность силовой подготовки.
Развитие максимальной силы возможно двумя путями:
1. Совершенствование внутримышечной и межмышечной координации
2. Увеличение мышечной массы (за счет интенсивности расщепления белков работающих мышц в процессе выполнения упражнений с использованием их суперкомпенсации, т. е. за счёт увеличения поперечника мышц).
В процессе комплексного развития силовых качеств пловца необходимо учитывать следующее:
1. Выполнение упражнений с преодолением максимального, предельного и околопредельного сопротивлений (подъем штанги предельного веса, подтягивание на перекладине и отжимание на брусьях с дополнительным отягощением, изометрические упражнения, выполняемые с предельным напряжением, и др.) выполняются с паузами отдыха между подходами не менее 2 мин.
2.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления до значительного утомления или «до отказа» выполняются с паузами отдыха между подходами от 1 до 2 мин. и между различными упражнениями — от 2 до 3 мин.
3.Упражнения с многократным преодолением непредельного сопротивления с максимальной скоростью (скоростной бег, скоростное плавание и др.) выполняются с паузами отдыха от 1 до 3 мин.
В силовой подготовке пловцов фундаментальную роль играет воспитание абсолютной силы, так как она в значительной степени определяет возможный уровень силовой и специальной выносливости.
Воспитание абсолютной силы проводится в основном при помощи упражнений с преодолением максимального, предельного и околопредельного отягощений, с выполнением от 3 до 5 повторений в каждом подходе. Для воспитания абсолютной силы пловцов применяются упражнения с многократным преодолением сопротивления до значительного утомления или «до отказа» [7]
Излишнее увлечение упражнениями, направленными на воспитание абсолютной силы, может привести к значительному увеличению мышечной массы и веса спортсмена, что для пловца нежелательно.
Тренировки с изометрическими упражнениями проводятся с учетом следующего:
1.До выполнения изометрических упражнений нужно проделать разминку, состоящую из 5—6 разогревающих упражнений с большой амплитудой движений, выполняемых с возрастающей интенсивностью, в течение 2—3 мин.
2.Каждое статическое напряжение должно продолжаться не более 5—6 сек. и постепенно нарастать до максимального в течение последних 3 сек.
3.Увеличение нагрузок в процессе занятий должно происходить по мере повышения физической подготовленности и силовых качеств.
4.Прирост силы обеспечивается выполнением небольшого количества повторений с приложением максимальных усилий.
Эффективная реализация силовых способностей в плавании требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника.
Воспитание скоростной («взрывной») силы, т. е. способности проявлять большие величины силы в наименьшее время, осуществляется с помощью упражнений, выполняемых с максимальным ускорением или в максимальном темпе (например, выпрыгивание вверх из положения в полуприседе, прыжки в длину или в высоту, проплывание отрезков 10—15 м с максимальными усилиями и др.).
Однако, спортсмены, демонстрирующие на практике высокие силовые показатели на суше, часто оказываются не в состоянии достичь соответствующих показателей силы при старте, повороте, выполнении работы циклического характера[9]. Причиной этого является нерациональная методика силовой подготовки, выбора путей развития силовых качеств, отсутствие необходимой взаимосвязи между силовыми способностями и конкретными проявлениями техники плавания (в год более 350 часов объем работы на суше). В связи с этим при развитии силовых способностей учитывают специфику работы спринтеров и стайеров. Мощность работы спринтеров в два раза выше, чем у пловцов на 1500 м. В то же время продолжительность работы стайеров в 18 раз больше, чем у спринтеров на 100 - м дистанции, но с существенно меньшими усилиями.
2.3 Скоростные качества
Скоростные качества пловца проявляются в следующих трех основных видах:
─быстрота выполнения отдельных элементов техник (проявляется, например, при выполнении стартовых прыжков и поворотов, при проносе рук по воздуху, при вкладывании рук в воду во время плавания кролем).
─быстрота реакции (проявляется при выполнении старта по сигналу стартера и при изменении ситуации).
─быстрота выполнения цикла движения ─особенно важна при выполнении движений пловца (чем быстрее происходит сокращение и расслабление мышц, тем большее время мышцы имеют для отдыха и восстановления).
Максимальная частота движений (темп) пловца зависит от скорости протекания нервных процессов, в частности от того, насколько быстро вырабатываются команды на напряжение и расслабление мышц.
Для воспитания быстроты движений используются силовые и скоростно-силовые упражнения (метания, различные прыжки, скоростной бег и др.); специальные упражнения с элементами предельно быстрых движений (выполнить прыжки вверх, делая хлопки руками при положении тела в воздухе; по сигналу быстро выполнить кувырок назад, присесть, выпрыгнуть вверх, присесть и принять положение упора лежа; из положения лежа на спине в 3 м от стены встать по сигналу и добежать до стены и др.).
Для совершенствования быстроты реакции на стартовую команду применяются упражнения, выполняемые под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду (по сигналу быстро выполнить прыжок вверх или в сторону, быстро присесть и др.).