Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
Примечания:
** - темпы прироста достоверны на уровне значимости 0,99.
* - темпы прироста достоверны на уровне значимости 0,95.
У юношей динамика изучаемых показателей имеет некоторые отличия.
Высокие темпы прироста скорости плавания в 11-12 лет (10,3%) и 12-13 лет (9,4%) обусловлены в первой возрастной категории увеличением темпа на 14%, а во второй - увеличением длины "шага" на 9,9%. В 13-14 лет скорость возросла на 4,5% за счет увеличения длины "шага" на 10,0% при снижении темпа на 6,5%. Повышение скорости плавания в 14-15 лет на 5,0% и в 15-16 лет на 2,8% обусловлено увеличением темпа соответственно на 4,0 и 2,0% при стабилизации длины "шага".
Если учесть, что в 13-14 лет темп уменьшился на 6,5%, а в последующем увеличился на 6,0%, то есть все основания утверждать, что показатели темпа возвратились к исходным значениям, достигнутым в 13-летнем возрасте, и, следовательно, скорость плавания возросла за счет увеличения длины "шага" в возрасте 13-14 лет. Именно поэтому возраст 13-14 лет является ключевым в становлении технического мастерства пловцов и достигнутая в этом возрасте длина "шага" определяет конечные результаты спортсмена на этапе спортивного мастерства. У девочек таким "критическим" периодом является возраст 12-13 лет.
У юношей в 16-17 лет скорость повышается на 3,6% за счет достоверного увеличения длины "шага" на 7,9% при снижении темпа на 4,0%.
Таким образом, материал исследований убедительно свидетельствует о том, что после 13-летнего возраста скорость плавания повышается за счет увеличения длины "шага", причем при этом выделяют два периода:
1) 12-13 лет у девочек, 13-14 лет у мальчиков;
2) 14-16 лет у девушек, 16-17 лет у юношей.
В первом возрастном диапазоне (12-13 лет девочки, 13-14 лет мальчики) для повышения длины "шага" необходимо использовать преимущественно средства общей силовой и координационной подготовки, а также элементы "искусственной управляющей среды", а во втором (14-16 лет девушки и 16-17 лет юноши) акцент следует сделать на специальную силовую подготовку на суше и на воде.
Для увеличения длины "шага" и повышения максимальной скорости плавания значительное внимание уделять плаванию в медленном темпе (20-30 циклов в минуту) с установкой на мощный гребок. На основании экспериментальных данных авторы приходят к выводу, что пловец, не обладающий длинным "шагом" на медленной скорости, не имеет достаточного резерва повышения скорости плавания за счет увеличения темпа.
Проведенные исследования свидетельствуют, что между длиной "шага" при плавании в темпе 20-30 циклов в минуту и максимальной скоростью плавания существует достоверная связь, т. е. если спортсмен повышает длину "шага" при плавании в темпе 20-30 циклов в минуту, у него возрастает максимальная скорость. При этом повышение длины "шага" должно достигаться при сохранении целостности и естественности движений. Техническая тренировка в темпе 20-30 циклов в минуту не должна значительно превышать 2000 м за тренировку. Например: 2х (400 м в темпе 20-30 цикл/мин с установкой на наименьшее количество гребков + 60 с отдых + 200 м сделать меньше гребков, чем на 400 м (на 50-метровом отрезке) + 60 с отдых + 2x100 м с интервалом 30 с (сделать меньше гребков, чем на 200 м) + 50 м с соревновательной скоростью при максимальной длине "шага" + 90 с отдых + 4х25 м с соревновательной скоростью при максимальной длине "шага").
Следует отметить, что при спринтерском плавании мышцы-агонисты и антагонисты сокращаются одновременно. Злоупотребление спринтом формирует "жесткий" стиль плавания и приводит к возникновению "скоростного барьера". Вместе с тем, при плавании в темпе 20-30 циклов в минуту при сокращении мышц-агонистов мышцы-антагонисты расслабляются, что в дальнейшем создает хорошие предпосылки для экономичного спринта.
Плавание в темпе 20-30 циклов в минуту с установкой на увеличение длины "шага" и спринт проводятся в следующих вариантах: без дополнительных приспособлений (лопатки, тормоз и пр.); в ластах; в маленьких лопатках; с тормозом (шнур с поролоном, плавательные трусы с кармашками, пояс со вставными стаканами); в маленьких лопатках с тормозом.При использовании тормозного приспособления уменьшение скорости должно составлять 5, 10 и 15% от максимальной скорости.
Следующим эффективным средством совершенствования мастерства является плавание с использованием различных обтекателей и "контактное силовое лидирование"[14]. В этом случае достигается оптимальное соотношение между темпом и "шагом" гребковых движений, и спортсмен постепенно осваивает тот вариант скоростной техники, который не может быть смоделирован в обычных условиях. Простейшим примером "контактного силового лидирования" может служить "протяжка" спортсмена с помощью резины.
Их применение позволяет сформировать современную скоростную технику плавания без существенных изменений показателей тестов "на силу".
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов.
Технические средства в спорте - это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.
Тренажер (от англ. train - воспитывать, обучать, тренировать) - учебно-тренировочное устройство для обучения и совершенствования спортивной техники, развития двигательных качеств, совершенствования анализаторных функций организма
Тренажеры различаются по своему конструкторскому решению. Их технические особенности определяются необходимостью преимущественного развития того или иного двигательного качества или одновременно нескольких.
В последнее время все большее распространение получают такие тренажеры, которые позволяют осуществить принцип сопряженного воздействия, т. е. одновременно совершенствовать физические качества и техническое мастерство спортсмена [12]
Применение в тренировке спортсменов специальных тренажерных устройств, позволяющих моделировать различные режимы работы мышц, является одним из средств совершенствования процесса тренировки.
Характерной чертой современной методики спортивной тренировки является единство аналитического и синтетического подхода. Это значит, что необходимо не только совокупно совершенствовать все те качества, от которых зависит результат спортсмена, но и воздействовать на них избирательно. Именно в этом отношении интересны и перспективны упражнения локального характера на специальных тренажерах СБА для повышения функциональных возможностей относительно слабых мышечных групп, не получающих достаточной нагрузки в процессе обычной тренировки, но необходимых для сохранения межмышечных соотношений при повышении спортивного мастерства занимающихся[6]
Следует обратить внимание на то, что при локальной мышечной нагрузке отмечены более высокие показатели уровня насыщения крови кислородом и электроактивности мышц. Это свидетельствует о возможности повысить интенсивность тренировок путем целенаправленного применения большого количества упражнений локального и регионального характера на различных тренажерах. Применяемые тренажеры, имеют следующие преимущества:
-возможность избирательной тренировки наиболее важных мышц и мышечных групп;
-способность к активизации всего сократительного аппарата мышц (мышечное сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше и повторяться большее количество раз, чем при произвольном максимальном усилии);
-возможность вовлекать в работу в первую очередь группы мышц, с трудом тренируемые обычными средствами.
В целом, рациональное применение разнообразных технических средств дает возможность:
1.Целенаправленно решать вопросы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов и более эффективно проводить обучение их технике спортивных упражнений.
2. Расширить круг средств и методов, применяемых в физической и технической подготовке спортсменов.
3.Избирательно и целенаправленно развивать основные или специфические группы мышц, участвующие в соревновательном движении.
4.Применять упражнения локального и регионального характера, способствующие укреплению относительно слабых звеньев мышечной системы спортсменов.
5.Избирательно воздействовать на определенные мышечные группы с учетом фаз движений, где необходимо проявление максимальных усилий.
В практике подготовки сильнейших пловцов широкое распространение получили следующие тренажерные устройства: пружинно-рычажной тренажер Хюттеля-Мертенса, "Мини-джим", "Биокенетик", тренажерные устройства и приспособления, направленные на преодоление силы тяжести, трения, сжатия ("экзер-дженни" и инерционные тренажеры, различные блочные устройства, резиновый амортизатор, плавание в одежде с различными браслетами и специальными поясами, увеличивающими массу спортсмена и т.д.).
Применяется также плавание со специальными "тормозами", с лопатками различной формы и площади (О.П. Киселева и П. Андерсон); «ведерками», плавание с растягиванием резинового шнура, поролоновых «волокуш», водный тренажер (Б.Г. Понарин), плавание со щитками, увеличивающими миделевое сечение тела спортсменов, гидроканал (С.Н. Петров), транспортировка партнера (Р.Мадригал) и др.
Имитация гребковых движений на тренажерах связана с возникновением определенных трудностей:
- при имитациях не воспроизводится полный цикл плавательного движения;
- возвращение рук в и.п. происходит под воздействием внешних сил и часто вместо расслабления пловцу приходится проявлять дополнительное уступающее напряжение (Д.Е. Манцевич);
- движение тела пловца при работе на большинстве тренажеров и в условиях соревновательного плавания значительно отличается. В данном случае отсутствуют вращательные движения туловища вокруг вертикальной и продольной осей, что существенно изменяет условия приложения и величину мышечных усилий;
- не всегда удается добиться непрерывности при выполнении имитационных упражнений на тренажерах.
Однако, несмотря на это, применяемые в процессе подготовки тренажеры позволяют значительно тоньше дифференцировать режим работы мышц при выполнении силовых упражнений.
4 Развитие физических качеств и функциональных систем.
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем.
Наилучший возраст для обучения двигательным действиям — 8—12 лет. В эти годы легко осваиваются новые, ранее неизвестные движения. Достаточно буквально одного показа и объяснения, чтобы новое упражнение было выполнено, что называется «с ходу». Это связано с тем, что у детей 8—12 лет отмечаются наибольшие нормы прироста в развитии почти всех физических качеств: быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Кроме того, у них особенно заметно проявляются психологическая готовность к сознательному освоению материала, смелость, активность, интерес к движениям.
Как показал анализ материалов по работе ДЮСШ за последние 15 лет в Беларуси большая часть пловцов высокого класса начала заниматься плаванием в 7—12 лет. Очевидно, что этот возрастной диапазон является оптимальным для проведения массового обучения плаванию, отбора и начала многолетней тренировки.
При специальной подготовке пловцов необходимо учитывать возрастные особенности организма. Незнание этих особенностей приводит к низкой эффективности процесса обучения, потере интереса к плаванию и отсеву, может нанести вред здоровью[3]
Исключительно важное значение имеет учет особенностей пубертатного периода —наиболее острого периода в развитии ребенка, когда совершается переход от младшего школьного возраста к среднему и старшему. В это время происходит бурное развитие и перестройка всех систем организма. Внешне это особенно выражается в увеличении размеров тела в длину. Так, у девочек с 11 до 13 лет, а у мальчиков с 13 до 15 средний годовой прирост длины тела с 4 см увеличивается до 8—10 см. Это отрицательно сказывается на качестве выполнения движений и вызывает временное ухудшение координации. Подростки с большими тотальными размерами тела не имеют функциональных преимуществ перед своими сверстниками. Более того, отклонения от нормы в показателях кардиореспираторной системы чаще отмечаются у детей высокого роста, что необходимо учитывать в практической работе.
В пубертатный период для всех физических качеств характерны наибольшие темпы прироста. Под влиянием физических упражнений, тренировки показатели некоторых из них (например, выносливости и силы) увеличиваются в 2—2,5 раза.
Развитие опорно-двигательного аппарата и физических качеств происходит гетерохронно, т. е. неодновременно, что необходимо учитывать при выборе тренировочных упражнений преимущественной направленности
Основной механизм гребковых движений (ритмическая структура) складывается у мальчиков-пловцов уже в 11-12 лет. В 12-14 лет в силу резкого увеличения длины рабочих рычагов и площади гребущих поверхностей (за это время длина руки увеличивается на 11,5%, а площадь кисти на 31,1%) и отставания прироста силовых и скоростно-силовых возможностей происходит некоторое ухудшение качества выполнения фаз захвата и подтягивания.
С 14 до 16 лет улучшаются динамические параметры гребковых движений, что совпадает по времени с интенсивным увеличением силовых потенций юных пловцов. Динамические параметры фаз захвата и подтягивания в наибольшей мере характеризуют техническое мастерство юных пловцов, а динамические параметры фазы отталкивания и импульс силы связаны с уровнем развития силовых возможностей [8].
Учитывая высокую степень подобия динамики созревания морфофункциональных показателей у девочек и мальчиков с 11 до 16 лет (девочки опережают мальчиков на 1,5-2 года) планирование и содержание тренировочных программ для девочек в этом возрастном диапазоне должны коренным образом отличаться от программ для мальчиков (Э.Г. Мартиросов, И.В. Чеботарева, А.Р. Воронцов, В.Р. Соломатин, Е.Е. Вовк).