Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и теоретически обосновать влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков; разработать методические рекомендации родителям по решению проблемы. Объект исследования: неблагополучная семья. Предмет исследования: девиантное поведение подростков. Задачи исследования:
- проанализировать научную литературу по теме исследования; -подобрать и реализовать методы исследования влияния неблагополучной семьи на отклоняющее поведение подростка; - предложить рекомендации по работе с неблагополучными семьями и подростками с отклоняющим поведением.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Неблагополучная семья, ее характеристика и влияние данной семьи на девиантное поведение подростков
§ 1. Неблагополучная семья и ее характеристика………………. 5
§ 2. Девиантное поведение подростков…………………………. 10
§ 3. Девиантное поведение подростков как результат влияния неблагополучной семьи………14
Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение подростка

§ 1. Методы диагностики отклоняющего поведения подростка……18
§ 2.Рекомендация по работе с неблагополучными семьями во взаимоотношениях с детьми………20
Заключение………………………………………………………………… 23
Список литературы……………………………………………………….. 25
Приложение………………………………………………………………… 27

Работа содержит 1 файл

курсовая Гуденко.docx

— 52.75 Кб (Скачать)

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в  особенности представляют собой  группу риска.

Во-первых, сказываются внутренние трудности  переходного возраста, начиная с  психогормональных процессов и  кончая перестройкой Я-      Концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли. (7)

       «Подростковая» делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания, прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или, в семье, деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие, безотцовщину и лишающие семейной опеки. (4)

Делинквентность далеко не всегда, связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. (15)

Появление социально неодобряемых форм поведения  говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Все формы  отклоняющего поведения закономерно  приводят к нарушению законодательных  норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной  жестокостью, всегда подозрителен как  возможная психическая аномалия.

Девиантные  и делинквентные формы поведения  – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.  (1)

      Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

Таким образом, внутрисемейные процессы могут выступать  в качестве положительного, так и  отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

Семейные  условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение  и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный  путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка  воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности. 

 Таким  образом, окружающая социальная  микросреда, психологический климат  в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и личность самих  родителей в обязательном порядке  отражаются на ребенке и, в  первую очередь, на особенностях  его характера. Если семейная  атмосфера неблагоприятна для  психического развития ребенка,  то вполне вероятно, что и сформированные  черты его личности тоже будут  патологичны. 

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно –  и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных  условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная  для ребенка семья – это  не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с  формальной точки зрения ничего плохого  сказать нельзя, но для конкретного  ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние. «Для одного ребенка, - подчеркивает М. И. Буянов, - семья  может быть подходящей, а для другого  эта же семья станет причиной тягостных  душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений  «семья - ребенок» имеет право рассматриваться  как благополучная или неблагополучная».(10)

Таким образом, душевное состояние и поведение  ребенка является своеобразным индикатором  семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший  и главнейший показатель девиантного поведения подростков». (10)

 

             

                        § 3. Девиантное поведение подростков,

как результат влияния неблагополучной  семьи

 

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой).  (4)

        Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.

В полной мере к этой категории могут  быть отнесены факторы  психолого-педагогического  характера. Так, всё чаще при выяснении  причин и условий нарушения подростками  норм и правил поведения  мы обращаемся к анализу психологического климата  семьи, эмоционально - психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.

Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит  от правильности и полноты определения  факторов, порождающих и обуславливающих  девиации.

  Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. (11)

Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности  психики подростка.

Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок  начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать  с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С.Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.

Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев  совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.(20)

 Повышенная  конфликтность, особенно в отношении  со взрослыми, которая нередко  проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими  изменениями, но и теле, что  меняется вся система отношений  подростка со взрослыми, и со  сверстниками. Стремясь избавиться  от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным  по отношению к своим родителям,  учителям, начинает обострённо чувствовать  и замечать их недостатки. Активный  процесс усвоения навыков социального  поведения продолжается.

Кризисность подросткового возраста с более  или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется  в том, что у подростка существенно  перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Потребность в общении и самоутверждении  подростка должна быть реализована  в благоприятной среде. Если это  по каким-то причинам не происходит самоутверждение  осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях  в форме асоциальных проявлений (выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором. (12)

       Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. (13)    

Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстранение-равнодушный, попустительски-снисходительный и др. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта (12)

Наибольшую  опасность по своему негативному  воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь  детей в таких семьях из-за жестокого  обращения, пьяных дебошей, сексуальной  распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей  зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как  от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния  преступных образований.

Асоциально-аморальные семьи, которые хотя и относятся  к семьям с прямым десоциализирующим  влиянием, тем не менее, в соответствии со своими специфическими социально-психологическими характеристиками требуют иного подхода (17)

Такие семьи, несмотря на свою внешнюю респектабельность, благодаря своим искаженным моральным  представлениям, также оказывают  на детей прямое десоциализирующее  влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Вообще  неблагополучие в семье должно предупреждаться  задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики.

Для этого  необходимо проводить в соответствующих  учреждениях, например, в школе исследования.

Итак, мы приходим к выводу, что психологическая  деформация семьи, нарушение системы  межличностных отношений и ценностей  в ней оказывают мощнейшее  влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и девиантного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

Следствием  неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения  со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Выявление влияния семьи на отклоняющее поведение        подростка

§1. Методы диагностики отклоняющего поведения  подростка

В ходе нашего исследования использовали следующие  методики: опрос, составление социального паспорта.

В ст. Ленинградской  нами было проведено исследование группы подростков с проблемами в поведении, обучающихся в МОУ СОШ № 2.

Целью исследования было:  выявить отношение в семье, а так же подростков склонных к девиантному поведению.

Инструментом  комплексного диагностирования стал  разработанный нами опросник (приложение 1). Он предназначен для исследования семейного благополучия и положения подростка в семье. Опросник состоит из 26 вопросов, ответы на которые могу выявить отношение в семье. Опросник осуществлялся с помощью классного руководителя, социального педагога, психолога, школьного участкового.

Информация о работе Влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение подростков