Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:

Содержание

Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3

Девиации поведения…………………………………………………....15

Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23

Список литературы………………………………………………….....32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 52.68 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

Пастуховой  Надежды 

791 группа 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

  1. Возрастные  особенности подросткового  возраста…………………..3
 
  1. Девиации  поведения…………………………………………………....15
 
  1. Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии  изменения…………………………………………………………………23
 
  1.   Список литературы………………………………………………….....32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Возрастные  особенности подросткового  возраста
 

Социальная  ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и  ответственной взрослости. Подросток  занимает промежуточное положение  между детством и взрослостью. Ведущей  деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная  тенденция - переориентация общения  с родителей и учителей на сверстников: 

1) Общение  является для подростков очень  важным информационным каналом; 

2) Общение  - специфический вид межличностных  отношений, он формирует у подростка  навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже  время отстаивать свои права; 

3) Общение  - специфический вид эмоционального  контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.  

Психологи считают, что общение включает две  противоречивые потребности: потребность  в принадлежности к группе и в  обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность  остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в  то же время стремится внешне ничем  не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - склонность человека к  усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем  не выделяться, отвечающее потребности  в безопасности, психологи рассматривают  как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. 

В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое  и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской и женский  взгляд на мир. Активно начинают развиваться  творческие способности. Изменения  в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки  испытывают трудности в учебе. Для  многих учеба отходит на второй план. Главное новообразование юношеского возраста - открытие "Я", развитие рефлексии (отражение себя в своем  образе "Я"), осознание собственной  индивидуальности и ее свойств, появление  жизненного плана, установки на сознательные сферы жизни, что направляет "Я" на практическое включение в различные  виды жизнедеятельности. Этот процесс  сопровождается различными проявлениями, как негативными, так и позитивными. Для подросткового периода свойственны  беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом  развитии, агрессивность, метания, противоречивость чувств, абстрактность бунта, меланхолия, снижение работоспособности.  

Позитивные  проявления выражаются в том, что  у подростка появляются новые  ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства. Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых  она ориентируется. Для старшего подросткового возраста типичными  являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать  крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром  детства и миром взрослости, чем  важнее разделяющие их границы, тем  ярче проявляются напряженность и конфликтность [6]. 

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии: первичная (когнитивная  и аффективная) оценка ситуации, вторичная  оценка альтернативных возможностей решения  проблемы и третичная оценка, то есть переоценка ситуации и выбор  новых альтернатив поведения. 

Самосознание  подростка как новообразование  возраста способствует более глубокому  пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию  личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего  развития. 

Формирование  самосознания тесно связано с  развитием представлений о времени. У подростка формируется представление  о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх. Однако в последствии ощущение личностной идентичности предполагает среди прочего  чувство стабильности и неизменности во времени, снижает тревогу перед  различного рода неопределенностью. Идентичность, таким образом, основывается на осознании  временной протяженности: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и  устремляется в будущее, осуществляя  значимые выборы среди возможных  путей развития личности.  

Поиск личной идентичности - центральная  задача периода взросления. Конфликтным  фактором в данном случае является трудность согласования собственных  переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают  ситуации принудительной изоляции, когда  слишком остро ощущается дефицит  социальных норм, порождающий неадекватное поведение. 

Источник  внутренних конфликтов и девиантного  поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем  подростковом возрасте. Большое расхождение  между Я-реальным и Я-идеальным  считается тревожным симптомом, т.к. нередко ведет к нарушениям поведения и социально- психологической  адаптации подростка. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового  возраста, объясняются увеличением  расхождения между Я-реальным и  Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной  Я-концепции. Положительная Я-концепция  определяется 3 факторами: твердой убежденностью  в импонировании другим людям, уверенности  в способности к тому или иному  виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух. Иначе - появляются утверждения типа: "Меня не понимают", "Меня отвергают", "Меня не любят" и т.д. [2] 

В подростковом возрасте одновременно с физическими  изменениями происходит глубокая перестройка  психики, что обусловливается не только физиологическими факторами, но в значительной мере психосоциальным  влиянием. Стремление старшего подростка  сравнивать себя со сверстниками усиливает  наблюдение за собственным телом, что  вызывает озабоченность, тревожность  и конфликтные реакции на внешние  замечания. Подростки склонны переоценивать  действительные и мнимые отклонения от нормы, относительно своего тела особенно. 
 

Поскольку подростки отмечают социальную реакцию  на изменение их физического облика (одобрение, восхищение или отвращение, насмешку или презрение), они включают его в представление о себе. Многие кризисы и конфликты в  этот период связаны с неадекватным, неловким или оскорбительным отношением к ним взрослых людей. 

Физические  изменения, таким образом, оказывают  влияние на самооценку и чувство  собственной значимости. Поскольку  диапазон нормальной изменчивости остается неизвестным, это может вызвать  беспокойство и приводить к острым конфликтным ситуациям, агрессивному или депрессивному поведению, поведенческим  нарушениям и даже к хроническим  неврозам. 

На основе созревания своего "Я" происходит пересмотр ценностных представлений  и перенос функции образца  с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер. 

Схему целей развития в подростковый период можно представить следующим  образом: 

1.  Общее  эмоциональное созревание - от деструктивных  чувств и недостатка уравновешенности  и конструктивности к конструктивным  чувствам и уравновешенности, от  субъективной к объективной интерпретации  ситуации; от избегания конфликтов  к их решению.  

2.  Кристаллизация  интересов к другому полу - от  интереса к одинаковому полу  к интересу к противоположному  полу; от мучительного ощущения  сексуальности к признанию факта  половой зрелости.  

3.  Социальное  созревание - от чувства неуверенности  в группе сверстников к достижению  уверенности; от неловкости в  обществе к находчивости; от рабского  подражания к эмансипации; от  неуживчивости в обществе к  согласию с ним.  

4.  Освобождение  от опеки родителей - от поиска  поддержки у родителей к опоре  на собственные силы.  

5.  Интеллектуальное  созревание - от веры в авторитеты  к требованию доводов; от фактов  к объяснениям; от многочисленных  поверхностных интересов к нескольким  постоянным.  

6.  Выбор  профессии - от интереса к престижным  профессиям к адекватной оценке  своих возможностей и выбору  соответствующей профессии.  

7.  Проведение  свободного времени - от интереса  к индивидуальным играм, где  можно показать силу, выносливость  к интересу к коллективным  играм; от активного участия  в играх и соревнованиях к  пассивному наблюдению; от интереса  ко многим играм к интересу  лишь к некоторым.  

8.  Формирование  жизненной философии - от равнодушия  к общественным делам к активному  участию в них; от стремления  к удовольствиям и избеганию  боли к поведению, основанному  на чувстве долга.  

Подростковый, отроческий, возраст от 10-11 до 15-16 лет - переходный прежде всего в биологическом  смысле. Социальный статус подростка  мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными  диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая  особенность его - зарождающееся  чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее  его положение, которого он фактически еще не достиг, намного превышает  его возможности. Именно на этой почве  у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В  целом это период завершения детства  и начала "вырастания" из него. 

Длительность  подросткового периода зависит, в частности, от конкретных условий  воспитания детей, от того, насколько  велик разрыв в нормах и требования, предъявляемых к ребенку и  взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения  мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и  зрелости, между которыми он "находится", затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних  и внутренних конфликтов. 

Здесь важно подчеркнуть одно обстоятельство. Авторы, и это понятно, говорят  о подростке, характеризуя наиболее общие, типичные черты его физического  и психологического облика. Между  тем есть и проблема индивидуальных различий. Так называемого среднестатистического  подростка реально не существует. Более того, разговоры о подростках без учета того, мальчик он или девочка, беспредметны. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей организма и личности. Поэтому, в этой книге наряду с характеристикой общих черт подростковости, делаются акценты на половых различиях и индивидуальных особенностях [3]. 

Информация о работе Девиантное поведение подростков