Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:26, курсовая работа
Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников:
Возрастные особенности подросткового возраста…………………..3
Девиации поведения…………………………………………………....15
Отклоняющееся поведение: основные его формы, причины, этапы формирования, возможные стратегии изменения…………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………….....32
Курсовая работа
Пастуховой Надежды
791
группа
Содержание:
Социальная
ситуация развития подросткового возраста
представляет собой переход от зависимого
детства к самостоятельной и
ответственной взрослости. Подросток
занимает промежуточное положение
между детством и взрослостью. Ведущей
деятельностью подростка
1) Общение
является для подростков очень
важным информационным каналом;
2) Общение
- специфический вид
3) Общение
- специфический вид
Психологи
считают, что общение включает две
противоречивые потребности: потребность
в принадлежности к группе и в
обособленности (появляется свой внутренний
мир, подросток испытывает потребность
остаться наедине с собой). Подросток,
считая себя уникальной личностью, в
то же время стремится внешне ничем
не отличаться от сверстников. Типичной
чертой подростковых групп является
конформность - склонность человека к
усвоению определенных групповых норм,
привычек и ценностей, подражательность.
Желание слиться с группой, ничем
не выделяться, отвечающее потребности
в безопасности, психологи рассматривают
как механизм психологической защиты
и называют социальной мимикрией.
В интеллектуальной
сфере происходят качественные изменения:
продолжает развиваться теоретическое
и рефлексивное мышление. В этом
возрасте появляется мужской и женский
взгляд на мир. Активно начинают развиваться
творческие способности. Изменения
в интеллектуальной сфере приводят
к расширению способности самостоятельно
справляться со школьной программой.
В тоже время многие подростки
испытывают трудности в учебе. Для
многих учеба отходит на второй план.
Главное новообразование
Позитивные
проявления выражаются в том, что
у подростка появляются новые
ценности, потребности, ощущение близости
с другими людьми, с природой,
новое понимание искусства. Важнейшими
процессами переходного возраста являются:
расширение жизненного мира личности,
круга ее общения, групповой принадлежности
и увеличения числа людей, на которых
она ориентируется. Для старшего
подросткового возраста типичными
являются внутренняя противоречивость,
неопределенность уровня притязаний,
повышенная застенчивость и одновременно
агрессивность, склонность принимать
крайние позиции и точки
Преодоление
трудностей начинается при столкновении
подростка с опасностями, угрозами
или требованиями, которое проходит
в три стадии: первичная (когнитивная
и аффективная) оценка ситуации, вторичная
оценка альтернативных возможностей решения
проблемы и третичная оценка, то
есть переоценка ситуации и выбор
новых альтернатив поведения.
Самосознание
подростка как новообразование
возраста способствует более глубокому
пониманию других людей. Социальное
развитие, которое приводит к образованию
личности, приобретает в самосознании
опору для своего дальнейшего
развития.
Формирование
самосознания тесно связано с
развитием представлений о
Поиск
личной идентичности - центральная
задача периода взросления. Конфликтным
фактором в данном случае является
трудность согласования собственных
переживаний, переживаний окружающих
и приспособления к общественным
нормам. Особую трудность создают
ситуации принудительной изоляции, когда
слишком остро ощущается
Источник
внутренних конфликтов и девиантного
поведения заключается в
В подростковом
возрасте одновременно с физическими
изменениями происходит глубокая перестройка
психики, что обусловливается не
только физиологическими факторами, но
в значительной мере психосоциальным
влиянием. Стремление старшего подростка
сравнивать себя со сверстниками усиливает
наблюдение за собственным телом, что
вызывает озабоченность, тревожность
и конфликтные реакции на внешние
замечания. Подростки склонны
Поскольку
подростки отмечают социальную реакцию
на изменение их физического облика
(одобрение, восхищение или отвращение,
насмешку или презрение), они включают
его в представление о себе.
Многие кризисы и конфликты в
этот период связаны с неадекватным,
неловким или оскорбительным отношением
к ним взрослых людей.
Физические
изменения, таким образом, оказывают
влияние на самооценку и чувство
собственной значимости. Поскольку
диапазон нормальной изменчивости остается
неизвестным, это может вызвать
беспокойство и приводить к острым
конфликтным ситуациям, агрессивному
или депрессивному поведению, поведенческим
нарушениям и даже к хроническим
неврозам.
На основе
созревания своего "Я" происходит
пересмотр ценностных представлений
и перенос функции образца
с родителей на референтную группу,
принятие ценностных представлений, культурных
традиций. После протеста и мятежа
молодые люди принимают многие ценности,
свойственные их культурному окружению.
По мере взросления и отказа от эгоцентризма
моральные обязательства
Схему
целей развития в подростковый период
можно представить следующим
образом:
1. Общее
эмоциональное созревание - от деструктивных
чувств и недостатка
2. Кристаллизация
интересов к другому полу - от
интереса к одинаковому полу
к интересу к противоположному
полу; от мучительного ощущения
сексуальности к признанию
3. Социальное
созревание - от чувства неуверенности
в группе сверстников к
4. Освобождение
от опеки родителей - от поиска
поддержки у родителей к опоре
на собственные силы.
5. Интеллектуальное
созревание - от веры в авторитеты
к требованию доводов; от
6. Выбор
профессии - от интереса к престижным
профессиям к адекватной
7. Проведение
свободного времени - от интереса
к индивидуальным играм, где
можно показать силу, выносливость
к интересу к коллективным
играм; от активного участия
в играх и соревнованиях к
пассивному наблюдению; от интереса
ко многим играм к интересу
лишь к некоторым.
8. Формирование
жизненной философии - от равнодушия
к общественным делам к
Подростковый,
отроческий, возраст от 10-11 до 15-16 лет
- переходный прежде всего в биологическом
смысле. Социальный статус подростка
мало чем отличается от детского. Психологически
этот возраст крайне противоречив,
он характеризуется максимальными
диспропорциями в уровне и темпах
развития. Важнейшая психологическая
особенность его - зарождающееся
чувство взрослости. Оно выражается
в том, что уровень притязаний
подростка предвосхищает
Длительность
подросткового периода зависит,
в частности, от конкретных условий
воспитания детей, от того, насколько
велик разрыв в нормах и требования,
предъявляемых к ребенку и
взрослому. От ребенка требуют послушания,
от взрослого - инициативы и самостоятельности.
Ребенка всячески ограждают от вопросов
пола, в жизни же взрослых отношения
мужчины и женщины играют важную
роль. Контрастность детства и
зрелости, между которыми он "находится",
затрудняет подростку усвоение взрослых
ролей и порождает много
Здесь
важно подчеркнуть одно обстоятельство.
Авторы, и это понятно, говорят
о подростке, характеризуя наиболее
общие, типичные черты его физического
и психологического облика. Между
тем есть и проблема индивидуальных
различий. Так называемого