Семья и истоки девиантного поведения подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 00:03, контрольная работа

Описание работы

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости.

Работа содержит 1 файл

соц пед.docx

— 25.13 Кб (Скачать)

Семья и истоки девиантного поведения подростков.

 

Деформация  личности под влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего  детства. Именно на этой стадии под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными  факторов возникают вредные для  дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения  ее членов, сопровождая человека с  рождения и до взрослости.

Семья - это первый социальный институт в жизни ребенка. Для подростков семья должна осуществлять следующие функции:

  1. Источник эмоциональной поддержки;
  2. Носитель властных полномочий и "распорядитель" жизненных благ;
  3. Пример для подражания (то есть носитель совокупности эмоционально-когнитивных особенностей, мировоззренческих и ценностных установок, а также соответствующих поведенческих паттернов, репертуаров и стратегий обычно применяемых как в различных ситуациях как внутри семьи, так и вне ее);
  4. Источник жизненного опыта (то есть всей феноменологии, связанной с реализацией вышеуказанных поведенческих паттернов и стратегий, в виде совокупности целей, связанных с ними действий и полученных результатов, а также сделанных на основе этой феноменологии "эмпирических обобщений").

Благополучное протекание подросткового возраста очень во многом зависит от того, насколько полно эти функции  реализуются. При определенных нарушениях взаимодействия между подростком и  семьей реализация может давать "сбои", что способно повлечь за собой  различные по тяжести и последствиям дезадаптивные состояния. При этом чаще всего каждое из нарушений негативно сказываться сразу на нескольких функциях.

  1. Девиантное поведение старших подростков возникает в дисфункциональной семье, которая по своей природе задаёт кризисное прохождение подростком критического возрастного периода.
  2. Семейная дисфункция определяется не только сбалансированностью семьи по параметрам сплочённости и гибкости, но и характером взаимоотношений в семье, содержанием межличностных конфликтов, способами их разрешения, родительскими установками отца и матери.
  3. Девиантное поведение старшего подростка так же может рассматриваться как форма протеста против нарушенных взаимоотношений и конфликтной ситуации в семье, против воспитательных воздействий родителей, и этот протест можно с полным основанием рассматривать как активную форму личностной защиты.
  4. Семья, как хорошо функционирующая система, не только сама развивается в критический период развития подростка, но и создаёт условия для развития его личности.
  5. Конструктивному прохождению подростком критического периода развития способствует установления в семье диалога как формы межличностного общения.
  6. Для удовлетворения актуальных потребностей старшего подростка важно, чтобы родители соблюдали меру вовлечённости и доминирования в семейных взаимоотношениях, чтобы их родительские установки были согласованы между собой и соответствовали возрастным особенностям подростка.

Отмечается, что  одной из основных причин девиантного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье. "Трудный" подросток, как правило живет в "трудной" семье.

Семейное неблагополучие необходимо рассматривать как самостоятельный  социально-психологический феномен, выступающий как фактор девиантного поведения детей. Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся  в сложной ситуации, состоящих  на учете как неспособных обеспечить детям надлежащее воспитание и содержание, очень велико (только в 2008 году 184 тысячи семей, в которых проживает 348 тысяч детей).

С каждым годом  возрастает число неблагополучных, в том числе и девиантных семей. Это семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и др. Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост числа детей, рожденных вне брака. В сложной социально-психологической ситуации оказываются также дети в семьях, находящихся на грани развода. В результате в неблагополучных семьях степень невнимания к ребенку даже сильнее, чем в детских учреждениях интернатного типа.

Нарушение психологической  связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и  влияет на криминализацию подростковой среды.

Ослабление  или даже разрыв семейных связей между  детьми и родителями также вызывают:

-    сверхзанятость  родителей;

-    конфликтная  ситуация в семье;

-    пьянство  родителей;

-    случаи  жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального  насилия);

-    отсутствие  в семье благоприятной эмоциональной  атмосферы;

-    типичные  ошибки родителей в воспитании  детей;

-    особенности  подросткового возраста и др.

Отсутствие  или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и, прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки приводит к  состоянию психической депривации. Депривация (лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей.

Алексеева Лариса Семеновна различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная, асоциальная. Г.П. Бочкарева в основу классификации неблагополучных семей кладет содержание переживаний ребенка, его благополучие:

- семьи с  неблагополучной эмоциональной  атмосферой, где родители не только  равнодушны, но и грубы, неуважительны  к своим детям, подавляют их  волю;

- семьи, в  которых нет эмоционального контакта  между ее членами, безразличие  к потребностям ребенка при  внешней благополучности отношений.  Ребенок в таких случаях стремится  найти эмоционально значимые  отношения вне семьи;

- семьи с  нездоровой нравственной атмосферой. Там ребенку прививаются социально  нежелательные потребности и  интересы, он вовлекается в аморальную  деятельность.

Андрей Евгеньевич Личко выделяет четыре неблагополучные ситуации в семейном воспитании:

- гиперопека различной степени: от желания быть соучастником всех проявлений жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании;

- гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;

- ситуация создания "кумира" семьи. Для нее характерно постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала его за весьма скромные успехи;

- ситуация создания "золушек" в семье, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.

Борис Николаевич Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению "трудных" детей:

- семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющим возможность оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени и сил на поддержание материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют "трудных" детей, но все же создают нежелательный фон для воспитания детей;

- конфликтные семьи: где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; где один родитель не терпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас демонстративно конфликтны. Более старшие конфликтуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

- нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;

- педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у него дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление отгородиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например меньшую активность, послушность и т.д.

Майкл Раттер(крупный английский специалист в области детской психиатрии) среди обстоятельств, способствующих появлению "трудных" детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т.д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайности. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.

На практике педагогически несостоятельные  семьи оказываются наиболее труднодоступными для выявления причин и неблагоприятных  условий, оказавших негативное воздействие  на детей, чаще всего характеризующиеся  наиболее типичными, неправильно сложившимися педагогическими стилями в функционально  несостоятельных семьях, не справляющихся  с воспитанием детей.

Попустительски-снисходительный  стиль, когда родители не придают  значения проступкам детей, не видят  в них ничего страшного, считают, что "все дети такие", либо рассуждают так: "Мы сами такими же были. Позиция  круговой обороны, которую также  может занимать определенная часть  родителей, строя свои отношения  с окружающими по принципу "наш  ребенок всегда прав".

Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая  степень их опасности, вслух заявляют, что сын растет "бандитом" и  прочее. Это приводит к утрате у  ребенка стыдливости, чувства раскаяния  за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Педантично-подозрительный стиль, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать  от сверстников, друзей, стремятся абсолютно  контролировать свободное время  ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Жестко-авторитарный стиль характерен родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен  отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный  воспитательный прием - физическая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Увещевательный  стиль, который в противоположность  жестко-авторитарному стилю в  этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применять никаких волевых воздействий  и наказаний.

Отстраненно-равнодушный  стиль возникает, как правило, в  семьях, где родители, в частности  мать, поглощена устройством своей  личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого  брака, равнодушна как к самим  детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют  себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание  по типу "кумир семьи" часто  возникает по отношению к "поздним  детям", когда долгожданный ребенок  наконец-то рождается у немолодых  родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка  готовы молиться, все его просьбы  и прихоти выполняются, формируется  крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми  жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный  стиль - когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания  для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные  перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлении, что приводит к потери родительского влияния на детей. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегающим мнением старших, родителей. Нужна терпеливая, твердая, последовательная линия поведения воспитателя, психолога.


Информация о работе Семья и истоки девиантного поведения подростков