Девиантное поведение подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Девиантное поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков
1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….
1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….
Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……
2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….
2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………
2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Приложения

Работа содержит 1 файл

Блохоной диплом.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические  основы изучения девиантного поведения  подростков

     1.1.Теории  и концепции девиантного поведения  ……………………….

     1.2. Причины дивиантного поведения  подростков ……………………. 

Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……

    2.1. Организация  исследования и методы изучения  девиантного поведения………………………………………………………………….

    2.2. Анализ  и интерпретация по изучению  личности подростка с  девиантным  поведением …………………………………………

     2.3 Рекомендации по изучению  девиантного поведения ………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………………..

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В последние годы во всех сферах жизни  и образовательного процесса происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальных девиаций, вандализма.

     Проблема  агрессивного поведения подростков вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Однако попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по коррекции такого поведения. [13 c. 124]

     В последние годы девиантное поведение  стали определять как отклоняющееся  поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация — это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н. Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам).

     В некоторых научных публикациях  отклоняющееся поведение рассматривается как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам либо признанным шаблонам и стандартам поведения. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. [23 c.123]

Девиантное  поведение— это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

     Средой  такого поведения являются улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально-культурное окружение, общение людей друг с другом. [34 c. 87]

     В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания  и т.п.

     Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того,  что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Имея  общий генезис, различные формы девиантного поведения определенным образом взаимосвязаны.

     Проблемы  диагностики девиантного поведения школьников являются междисциплинарной областью научного исследования, предметом внимания многих наук. Особое место в исследовании и решении этих проблем, на наш взгляд, должна занимать психология и педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, способствующих как появлению, развитию, так и снижению и ликвидации девиантного поведения, совокупные психолого-педагогические и собственно школьные влияния играют ведущую роль.

     Несмотря  на то что девиантное поведение как  явление в школьной среде не может  не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогического сообщества в целом, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны. В данной квалификационной работе проанализированы психолого-педагогические условия, при которых может возникать девиантное поведение; обозначены взаимосвязи различных факторов, предложены рекомендации по коррекционно-педагогической деятельности.

     Цель  исследования: исследовать детей подросткового возраста  с девиантным поведением. 

     Объект  исследования: девиантное поведение детей  подросткового возраста.

     Предмет исследования:  уровень самооценки, объективное положение подростка в коллективе, адекватность отношения подростка к самому себе.

     Гипотеза: девиантное поведение подростков является следствием рассогласования личностных отношений.

     В соответствии с целью и гипотезой  необходимо решить следующие задачи:

     1. Подбор и анализ литературы по теме исследования

     2. Выбор адекватных методик по  теме исследования.

     3. Организация и реальное проведение  предварительного исследования  с подростками девиантного поведения.

     4. Разработать коррекционные мероприятия  по профилактики девиантоного поведения.

     Для решения  поставленных задач использовать следующие методы исследования:

     1. Изучение и анализ психологической,  научной, научно-методической и  специальной литературы по рассматриваемой  проблеме.

    2.Наблюдение

    3. Тестирование

    4. Интервьюирование

    База  исследования: муниципальное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №34 с углубленным изучением  отдельных предметов» в качестве испытуемых выступали учащиеся  шестых, седьмых классов   в  количестве  50 человек. 30 подростков состоит на учете в милиции и на внутришкольном контроле (трудновоспитуемые дети) и 20 подростков группы «норма»

    Практическая  значимость исследования состоит в:

    - результаты  исследования применять на практике 

    - разработке  практических рекомендация для школьных психологов      для работы с подростками  девиантного поведения.

         Дипломная работа состоит из  двух глав, заключения, списка используемой  литературы, приложения.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного  поведения подростков 

1.1.Теории  и концепции девиантного поведения 

     Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения сложны, противоречивы, часто не отвечают обыденным представлениям. Нередко наблюдается индукция форм социальной патологии, когда одно негативное явление усиливает другое (алкоголизации сопутствует хулиганство; наркотизму — корыстные насильственные преступления; бюрократизму — злоупотребление властью и т.п.), однако эмпирически установлены и обратные связи. Соотносясь не как причина и следствие, но как явления с едиными социальными причинами, различные формы патологии могут . совпадать, усиливая друг друга, либо расходиться в обратной зависимости, подавляя одно другим («интерференция»). [34 c.146]

     Весьма  очевидна зависимость различных  форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и иных факторов среды. При этом имеются определенные взаимосвязи между позитивными и негативными отклонениями. Теоретически это понятно: повышенная социальная активность может проявиться либо в социальном творчестве (позитивное отклонение), либо в антиобщественной деятельности, либо, не найдя реализации ни в первом, ни во втором, «уходом» в алкоголь, наркотики, а то и привести к суициду.

     Для объяснения причин существующих форм отклоняющегося поведения разработано несколько различных концептуальных систем, которые можно объединить в две большие группы: личностные и социальные. Первая группа концепций в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая — саму социальную систему и ее несовершенство. [21 c.129]

     Среди разнообразных теорий и концепций  девиантного поведения важное место  занимает психоаналитическая, основоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.) генезис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи 3. Фрейда включают нервно-психические отклонения и социальную девиацию, уделяют особое внимание природе агрессивности, считая что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. В качестве таких неосознаваемых, подавляемых влечений 3. Фрейд рассматривает либидо, А. Адлер — стремление к власти, самоутверждению, превосходству над другими, Э. Фромм — мазохистские влечения к страданию, смерти. Проблема агрессивности, тревожности привлекает внимание не только представителей психоаналитической ориентации. Изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных ученых (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова).

     Конечно, биолого-антропологические факторы  оказывают влияние на развитие и поведение личности, но до настоящего времени не обнаружена четко выраженная зависимость между девиантным поведением и генетической, конституционно-биологической обусловленностью человека.

Важнее, на наш взгляд, социальные детерминанты деви-антного поведения, они многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного социального окружения. Так, люди некоторых национальностей, мигранты часто выполняют заниженные социальные роли или имеют низкую самооценку на основе сложившихся социальных или национальных стереотипов, что, в свою очередь, может приводить к поведению с различными отклонениями.

     В психоаналитических концепциях большой акцент делается на фиксировании фаз сексуального поведения и развития. Сознательное и бессознательное в человеке находится, по представлениям психоаналитиков, в постоянном конфликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения, что впоследствии проявляется в характере и установках взрослой личности. Такая аргументация обычно не имеет у социологов серьезной поддержки, и они чаще используют концепции, в основе которых лежит влияние социальных факторов.

     В теориях, ориентированных на процессы социального научения, прослеживается постепенное формирование образцов поведения, учитывается, как влияют внешние факторы на социализацию личности.

     Социальное  научение проявляется и в отклоняющемся  поведении, обусловленном влиянием группы на личность. Так, лица, находящиеся в частом контакте с преступным миром, подвергаются его сильному влиянию, усваивают его «нормы».

Можно предполагать, что личность будет  больше тяготеть к тем группам, тенденции поведения которых соответствуют собственным представлениям о «плохом» или «хорошем». Процесс вхождения в такую группу ускоряется, если тот или иной индивид имеет определенные проблемы и ожидания, характерные для большинства членов группы. Чем сильнее зависимость личности от группы, тем больше влияния оказывает группа на личность. Влияние определенной группы может стать существенным фактором возникновения или предотвращения различных форм отклоняющегося поведения. [11 c.27]

В марксистских теориях поведения социальные отклонения объяснялись спецификой отношений в обществе. В этих теориях отмечается, что отклонения, особенно преступные, являются порождением прежде всего условий жизни в капиталистическом обществе. Если исчезнут классовые различия и отомрет антагонистическое общество, то исчезнут и такие отклонения, они — остаточное явление, так как «социалистическое общество приняло от старого общества в наследство и его обыденное сознание» — неудовлетворенность, озлобление и эгоизм, корысть, стяжательство и подобные им мотивы поведения и способы осуществления.

Информация о работе Девиантное поведение подростков