Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, реферат
В условиях социальной неопределенности, социальных рисков в российском обществе усугубились такие негативные моменты, как отсутствие стабильности и кризис во всех сферах экономической, социальной, психологической жизни. В соединении данные изменения в политико-экономической жизни и повышенная пошковая активность членов общества, направленная на осмысление жизни в её индивидуалистичном проявлении, возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и к процессу его становления как личности. Эта ситуация проявляется также в повышении поисковой активности отдельных членов общества, направленной на осмысление экзистенциальных вопросов быти
1.Понятие и типы девиации
2.Социальные нормы и ценности
3.Основные причины возникновения девиации
4.Девиантное поведение в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1.Понятие и типы девиации
2.Социальные нормы и ценности
3.Основные причины
4.Девиантное поведение в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях социальной неопределенности,
социальных рисков в российском обществе
усугубились такие негативные моменты,
как отсутствие стабильности и кризис
во всех сферах экономической, социальной,
психологической жизни. В соединении
данные изменения в политико-
Личность в своём становлении проходит два параллельных процесса : социализацию и индивидуацию, которые в моментах, важных для становления личности, входят в противоречие, ставя личность перед необходимостью экзистенциального выбора: пойти по пути удовлетворения биологической потребности в безопасности, выбрав соответствие социальным нормам, или выйти за данные рамки, следуя стремлению к самоактуализации, реализации своего творческого потенциала. В процессе разрешения данного конфликта формируется социальная самость личности, обретение которой проявляется в достижении органического, целостного соединения биологически, физиологически индивидуального с социальной системой, поднятого на уровень духовного.
Своевременное обнаружение и разрешение психологических проблем имеет большое значение как для общего эмоцианального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психологических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Кроме того знание основных причин формирования отклоняющегося поведения, механизмов развития и способов нивелирования нужды не только психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, но прежде всего родителям, поскольку именно семья является основным, если не решающим фактором, провоцирующим возникновение отклонений на психологическом и поведенческом уровнях.
1.Понятие и типы девиации
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в
котором все его
члены вели бы себя в
требованиями. Термин «девиация», «девиатный» происходят от лат. Deviation -отклонение. Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Его рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе нормам и социальным стереотипам . В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Они-то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиация представляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной13 реакции.
Существует мнение, что девиантное поведение - это переходные, неразвёрнутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой - отсутствие психологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму. Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида
или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего
эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые
разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.
Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные
формы человеческой
жизнедеятельности и их
определялись социально-
интересами правящей
элиты. Проблемы социального “
интерес ученых.
Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в
личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной
организации. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то
есть отклонения данной социальной общности от норм культуры.
В недрах социологии зародилась и сформировалась специальная
социологическая теория - социология девиантного (от латинского deviatio -
уклонение) поведения.
У истоков социологии
поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель
французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии,
определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не
соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления
теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.
Мертон проанализировал,
каким образом социальная
некоторых членов общества
к несоответствующему
Американский социолог
А. Коэн называет
которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”[1], а
англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии,
утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени
приписываемый статус”[2], то есть только субъективное обозначение, “ярлык”,
а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее,
присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и
применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося
поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные
свойства.
Более широкую трактовку
определения девиации дает Г.А.
отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие
заданным обществом нормам и типам”[3], то есть речь идет о нарушении любых
социальных норм.
Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального
поведения, они представляют
собой поступки конкретных
общественными нормами.
Вместе с тем в каждом
субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью
общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор
социологии Калифорнийского
(США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что
связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий.
Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое
наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:
а)человека, которому свойственно определенное поведение;
б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как
девиантного;
в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.
Таким образом, девиантность определяется в социологии как отклоняющееся
поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая
сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным
ожиданиям.
2.Социальные нормы и ценности
Наибольший интерес для социологии представляют поведенческие элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие от других социумов. Не это ли своеобразие имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух…там Русью пахнет!»
Социальные ценности - это такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т. д.
Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.
К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового образа жизни, то большая часть его представителей будет отрицательно относиться к производству заводами продуктов с высшим содержанием экира, к физической пассивности людей, к неправильному питанию и увлечению алкоголем и табаком.
Разумеется, далеко не все одинаково понимают благо, пользу, свободу равенство, справедливость и т.д. Для одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей опекает и контролирует своих граждан)- высшая справедливость, а для других- ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие 2 оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.
Превалировать (от лат. Praevaleo-преобладаю, превосхожу)- преобладать, иметь перевес, преимущество. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993
В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят не только ориентирующий характер. В одних случаях они как бы рекомендуются, а в других прямо требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение людей и их совместную жизнь в обществе. Всё многообразие социальных норм можно условно объединить в две группы: неформальные и формальные нормы. Неформальные социальные нормы- это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуются, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет3, обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение в студенты, погребения), церемонии4, ритуалы5, хорошие привычки и манеры.
Этикет ( от франц. Церемония (от лат. Cerimonia, caerimonia-благоведение; культовый обряд)- установленный торжественный порядок совершения чего-либо.
Ритуал ( от лат. Ritualis- обрядовый)- порядок каких-либо обрядовых действий (венчания, погребения и т.д.); церемониал.
Манеры (от франц. ManiОтдельно в этой группе часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные7 нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно. К примеру, во многих обществах считается аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребёнка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям - старикам.
Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот 8, остракизм9 и т.п.), а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека.
Моральные(от лат. Mores-обычаи, нравы, поведение)- относящийся к морали (нравственности).
Бойкот (от англ. Boycott-от имени управляющего имением англичанина Чарлза Бойкота(1832-1897), в отношении которого впервые в 1880г. была применена ирландскими арендаторами эта мера за его жесткое обращение с ними) - прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо.
Остракизм (от греч. Ostrakon-черенок)-(1) в Древних Афинах изгнание из города отдельных(опасных) лиц(на черенках писались имена изгоняемых во время голосования по этому поводу)(2)изгнание, гонение.
Формальные социальные нормы
представляют специально разработанные
и установленные правила
Юридический (от лат. Juridicus-судебный)-
Санкция (от лат. Sanction-строжайшее постановление)-утверждение чего-либо в высшей инстанции; мера против нарушителей правил.
3.Основные причины
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом. Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.