Девиантное поведение в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:45, реферат

Описание работы

В условиях социальной неопределенности, социальных рисков в российском обществе усугубились такие негативные моменты, как отсутствие стабильности и кризис во всех сферах экономической, социальной, психологической жизни. В соединении данные изменения в политико-экономической жизни и повышенная пошковая активность членов общества, направленная на осмысление жизни в её индивидуалистичном проявлении, возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и к процессу его становления как личности. Эта ситуация проявляется также в повышении поисковой активности отдельных членов общества, направленной на осмысление экзистенциальных вопросов быти

Содержание

1.Понятие и типы девиации
2.Социальные нормы и ценности
3.Основные причины возникновения девиации
4.Девиантное поведение в современных условиях
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат социология.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

Введение

1.Понятие и типы девиации

2.Социальные нормы и  ценности

3.Основные причины возникновения  девиации

4.Девиантное поведение  в современных условиях

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях социальной неопределенности, социальных рисков в российском обществе усугубились такие негативные моменты, как отсутствие стабильности и кризис во всех сферах экономической, социальной, психологической жизни. В соединении данные изменения в политико-экономической  жизни и повышенная пошковая активность членов общества, направленная на осмысление жизни в её индивидуалистичном проявлении, возродили интерес к эволюции человека не только как биологического вида, но и к процессу его становления как личности. Эта ситуация проявляется также в повышении поисковой активности отдельных членов общества, направленной на осмысление экзистенциальных вопросов бытия.

Личность в своём становлении  проходит два параллельных процесса : социализацию и индивидуацию, которые в моментах, важных для становления личности, входят в противоречие, ставя личность перед необходимостью экзистенциального выбора: пойти по пути удовлетворения биологической потребности в безопасности, выбрав соответствие социальным нормам, или выйти за данные рамки, следуя стремлению к самоактуализации, реализации своего творческого потенциала. В процессе разрешения данного конфликта формируется социальная самость личности, обретение которой проявляется в достижении органического, целостного соединения биологически, физиологически индивидуального с социальной системой, поднятого на уровень духовного.

Своевременное обнаружение  и разрешение психологических проблем  имеет большое значение как для  общего эмоцианального благополучия отдельно взятой личности, так и для профилактики возникновения возможных психологических нарушений у населения в целом. С этой целью в нашей стране создаются различные психологические службы, в том числе психологические консультативные центры. Кроме того знание основных причин формирования отклоняющегося поведения, механизмов развития и способов нивелирования нужды не только психологам, педагогам, медицинским и социальным работникам, но прежде всего родителям, поскольку именно семья является основным, если не решающим фактором, провоцирующим возникновение отклонений на психологическом и поведенческом уровнях.

1.Понятие и типы девиации

 

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в

 котором все его  члены вели бы себя в соответствии  с общими нормативными

 требованиями. Термин «девиация», «девиатный» происходят от лат. Deviation -отклонение. Отсюда девиантным называют отклоняющееся поведение людей. Его рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением можно назвать любые действия, которые не соответствуют сложившимся в обществе нормам и социальным стереотипам . В узком смысле под девиантным поведением понимают всякие негативные и неодобряемые отклонения от социальных норм. Они-то и интересуют социологию, поскольку именно отрицательная девиация представляет определенный вызов обществу и требует от него адекватной13 реакции.

 

Существует мнение, что  девиантное поведение - это переходные, неразвёрнутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой - отсутствие психологических свойств. Однако диагностика девиантного поведения имеет определенные трудности, что обусловлено социокультурными особенностями трактовки девиантного поведения, а игнорирование любой психодиагностической составляющей неизбежно приводит к искажению и субъективизму. Термин “социальное отклонение” означает поведение индивида

 или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего

 эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут  принимать самые

 разные формы: преступники,  отшельники, аскеты, святые, гении и  т.д.

 Во все времена общество  пыталось подавлять, устранять  нежелательные

 формы человеческой  жизнедеятельности и их носителей.  Методы и средства

 определялись социально-экономическими  отношениями, общественным сознанием,

 интересами правящей  элиты. Проблемы социального “зла”  всегда привлекали

 интерес ученых.

 Один индивид может  иметь отклонения в социальном  поведении, другой в

 личностной организации,  третий и в социальной сфере,  и в личностной

 организации. Социологов  интересуют прежде всего культурные отклонения, то

 есть отклонения данной  социальной общности от норм  культуры.

 В недрах социологии  зародилась и сформировалась  специальная

 социологическая теория - социология девиантного (от латинского deviatio -

 уклонение) поведения.  У истоков социологии девиантного (отклоняющегося)

 поведения стоял французский  ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель

 французской социологической  школы. Он выдвинул понятие  социальной аномии,

 определив ее как  “состояние общества, когда старые  нормы и ценности уже не

 соответствуют реальным  отношениям, а новые еще не утвердились”.

 Конституированию в качестве самостоятельного научного направления

 теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну.

 Мертон проанализировал,  каким образом социальная структура  побуждает

 некоторых членов общества  к несоответствующему предписаниям  поведению.

 Американский социолог  А. Коэн называет отклоняющимся  поведением такое,

 которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”[1], а

 англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии,

 утверждает, что “социальное  отклонение - это в значительной  степени

 приписываемый статус”[2], то есть только субъективное  обозначение, “ярлык”,

 а не объективное  явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее,

 присущее определенному  действию качество, а результат  социальной оценки и

 применения санкций.  Очевидно, что подобные характеристики  отклоняющегося

 поведения полностью  не раскрывают его природу  и объективные антинормативные

 свойства.

 Более широкую трактовку  определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под

 отклоняющимся поведением  следует понимать действия, не  соответствующие

 заданным обществом  нормам и типам”[3], то есть  речь идет о нарушении любых

 социальных норм.

 Социальные отклонения могут происходить в сфере индивидуального

 поведения, они представляют  собой поступки конкретных людей,  запрещаемые

 общественными нормами.  Вместе с тем в каждом обществе  много отклоняющихся

 субкультур, нормы которых  осуждаются общепринятой, доминирующей  моралью

 общества. Такие отклонения  определяются как групповые.

 Как пишет профессор  социологии Калифорнийского университета  в Беркли

(США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что

 связано с неопределенностью  и многообразием поведенческих  ожиданий.

 Девиация ведет за  собой изоляцию, лечение, исправление  или другое

 наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

 а)человека, которому свойственно определенное поведение;

 б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как

 девиантного;

 в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.

 Таким образом, девиантность определяется в социологии как отклоняющееся

 поведение, деятельность  человека (группы людей), не соответствующая

 сложившимся в данном  обществе нормам (образцам) поведения,  социальным

 ожиданиям.

2.Социальные нормы и  ценности

Наибольший интерес для  социологии представляют поведенческие  элементы - социальные ценности и нормы. Они во многом определяют не только характер взаимоотношений людей, их нравственные ориентации, поведение, но и сам дух общества в целом, его своеобразии и отличие  от других социумов. Не это ли своеобразие  имел в виду поэт, когда восклицал: «Там русский дух…там Русью пахнет!»

Социальные ценности - это  такие жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в  данном обществе, следует стремиться достичь. Таковы в разных обществах могут быть, например, патриотизм, уважение к предкам, трудолюбие, ответственное отношение к делу, свобода предпринимательства, законопослушность, честность, брак по любви, верность в супружеской жизни, терпимость и доброжелательность во взаимоотношениях людей, богатство, власть, образование, духовность, здоровье и т. д.

Подобные ценности общества вытекают из общепризнанных представлений  о том, что хорошо и что плохо; что есть добро, а что - зло; чего следует  добиваться, а чего- избегать и т.д. Укоренившись в сознании большинства людей, социальные ценности как бы предопределяют их отношение к тем или иным явлениям и служат своеобразным ориентиром в их поведении.

К примеру, если в обществе прочно утвердилась идея здорового  образа жизни, то большая часть его  представителей будет отрицательно относиться к производству заводами продуктов с высшим содержанием  экира, к физической пассивности людей, к неправильному питанию и увлечению алкоголем и табаком.

Разумеется, далеко не все  одинаково понимают благо, пользу, свободу  равенство, справедливость и т.д. Для  одних, скажем, государственный патернализм (когда государство до мелочей  опекает и контролирует своих  граждан)- высшая справедливость, а  для других- ущемление свободы и чиновничий произвол. Поэтому индивидуальные ценностные ориентиры могут быть различны. Но вместе с тем в каждом обществе складываются и общие, превалирующие 2 оценки жизненных ситуаций. Они-то и формируют социальные ценности, которые, в свою очередь, служат основой для выработки социальных норм.

Превалировать (от лат. Praevaleo-преобладаю, превосхожу)- преобладать, иметь перевес, преимущество. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения.- СПб., 1993

В отличие от социальных ценностей социальные нормы носят  не только ориентирующий характер. В одних случаях они как  бы рекомендуются, а в других прямо  требуют соблюдения определенных правил и тем самым регулируют поведение  людей и их совместную жизнь в  обществе. Всё многообразие социальных норм можно условно объединить в  две группы: неформальные и формальные нормы. Неформальные социальные нормы- это естественно складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается или рекомендуются, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет3, обычаи и традиции, обряды ( скажем, крещение, посвящение в студенты, погребения), церемонии4, ритуалы5, хорошие привычки и манеры.

Этикет ( от франц. Церемония (от лат. Cerimonia, caerimonia-благоведение; культовый обряд)- установленный торжественный порядок совершения чего-либо.

 Ритуал ( от лат. Ritualis- обрядовый)- порядок каких-либо обрядовых действий (венчания, погребения и т.д.); церемониал.

Манеры (от франц. ManiОтдельно в этой группе часто выделяются нравы общества, или его нравственные, моральные7 нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно. К примеру, во многих обществах считается аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребёнка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям - старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой  общественного мнения (неодобрение, осуждение, презрение, бойкот 8, остракизм9 и т.п.), а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека.

Моральные(от лат. Mores-обычаи, нравы, поведение)- относящийся к морали (нравственности).

Бойкот (от англ. Boycott-от имени  управляющего имением англичанина  Чарлза Бойкота(1832-1897), в отношении которого впервые в 1880г. была применена ирландскими арендаторами эта мера за его жесткое обращение с ними) - прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо.

Остракизм (от греч. Ostrakon-черенок)-(1) в Древних Афинах изгнание из города отдельных(опасных) лиц(на черенках писались имена изгоняемых во время голосования по этому поводу)(2)изгнание, гонение.

Формальные социальные нормы  представляют специально разработанные  и установленные правила пользования( например, воинский устав или правила пользования метрополитеном). Особое место здесь принадлежит юридическим10 , или правовым нормам- законам, указам, постановлениям правительства и другим нормативным документам. Они, в частности, защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны. Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции, т.е. либо вознаграждение (одобрение , награда, премия, почёт, слава и т.п.), либо наказание (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, арест, тюремное заключение, смертная казнь и т.д.) за соблюдение или несоблюдение норм.

Юридический (от лат. Juridicus-судебный)-относящийся к правоведению, правовой.

Санкция (от лат. Sanction-строжайшее постановление)-утверждение чего-либо в высшей инстанции; мера против нарушителей правил.

3.Основные причины возникновения  девиации

Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом. Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Информация о работе Девиантное поведение в семье