Виды конфликтов в организации и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

В процессе управленческой деятельности, взаимодействия социальных субъектов возникают конфликтные ситуации, которые, по сути, всегда были спутниками человеческих взаимоотношений. Оставлять без должного внимания такие ситуации нельзя, ибо они, разрастаясь и усугубляясь, могут переходить из межличностного уровня в межгрупповой, затем в общеколлективный, приводя в дальнейшем ситуацию к непредсказуемым разрушительным результатам. Поэтому руководящему составу организаций следует уметь управлять конфликтами, в связи с этим возникает необходимость их изучения, исследования источников их возникновения, типичных моделей и этапов развития

Работа содержит 1 файл

1 Сущность социального конфликта.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

          Введение

    В процессе управленческой деятельности, взаимодействия социальных субъектов возникают конфликтные ситуации, которые, по сути, всегда были спутниками человеческих взаимоотношений. Оставлять без должного внимания такие ситуации нельзя, ибо они, разрастаясь и усугубляясь, могут переходить из межличностного уровня в межгрупповой, затем в общеколлективный, приводя в дальнейшем ситуацию к непредсказуемым разрушительным результатам. Поэтому руководящему составу организаций следует уметь управлять конфликтами, в связи с этим возникает необходимость их изучения, исследования источников их возникновения, типичных моделей и этапов развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Сущность социального конфликта

    Способность строить конструктивные отношения  с персоналом и окружающими, эффективно решать спорные проблемы является важным показателем деятельности руководителя любого уровня, возраста и пола, так как существенное влияние на функционирование организации оказывают именно противоречия между руководителями и персоналом. В 45% случаев конфликтные ситуации происходят по вине руководителя; 33% - из-за различных видов несовместимости сотрудников, в том числе и психологической; 15 % из-за неправильного подбора кадров и около 10 % по другим причинам[4, с.82].

    Конфликт (от лат.conflictus- столкновение) в социологии в широком смысле слова чаще всего рассматривается как столкновение интересов взаимодействующих лиц, социальных групп (субъектов конфликта). Каждый социальный субъект имеет не только общие, но и специфические интересы, реализация которых может вызывать противодействие, несогласие, возражение преследующих свои цели других участников социальной жизни. Пересечение, несовпадение интересов, связанных с коренными вопросами бытия создают поле потенциального столкновения, потенциальной борьбы [3,с.106]

    Любой конфликт определяется объективными и  субъективными причинами и протекает в двух взаимосвязанных формах:

         а) противоречивых психологических состояний;

    б) открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.

    В более узком измерении конфликт есть одна из форм социального взаимодействия между участниками, имеющими взаимоисключающие или несовместимые ценности. В качестве источников конфликтов выступают конкуренция, социальная дифференциация, антагонистические интересы, враждебность, противоречивые намерения, установки и т. п.

    Следует рассмотреть два понятия, которые  упорядочивают наше представление о конфликтах. Это предмет конфликта и его объект.

    Предмет конфликта - это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Это основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство (проблема обладания теми или иными ценностями, статусами, проблема первенства и т. п.).

    Под объектом конфликта обычно понимается та конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся обе стороны конфликта (желание быть первым, территория страны, изделие искусства и т. п.).

В социологии исследуются два класса моделей конфликта:

  1. идеальные структурно-динамические, используемые для изучения конфликта как многоуровневого системного социального явления;
  2. частные, используемые в конкретных исследованиях различных конфликтных ситуаций.

    Наиболее  распространены частные модели двух видов: процессуальная и структурная. В процессуальной модели конфликта акцент делается на анализе динамики конфликтных эпизодов. Основная цель исследований состоит в идентификации событий в рамках конфликтного эпизода и выявлении влияния каждого события на последующие. При этом в фокусе анализа находятся следующие параметры конфликтного эпизода: а) восприятие, осознание и переживание своей неудачи, недостижения цели; б) концептуализация конфликтной ситуации; в) формы конфликтного поведения; г) ответная поведенческая реакция; д) конечный исход конфликта.

    В результате анализа участники конфликта  могут получить знания, полезные для конфликтного взаимодействия.

     В структурной модели конфликта акцент делается на анализ условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику Основная цель исследований в этом случае состоит в идентификации параметров, влияющих на конфликтное поведение, и конкретизации форм этого влияния. В фокусе анализа находятся следующие параметры: а) внешние социальные давления; б) процедуры и правила взаимодействий; в) структура побудительных мотивов поведения (рис.1) .

                     

    Рис.1Основные параметры конфликтного поведения в структурной модели конфликта[3,с.109].

    Под структурой побуждений понимается взаимосвязь между интересами и действиями обеих сторон. Поведение каждого участника конфликта рассматривается как результирующая этих структурных параметров.

    В конкретных исследованиях используются обе модели конфликта, поскольку во взаимосвязи они дают более реальное представление о конфликте как о структуре и процессе. Структурные переменные направляют и формируют динамику конфликтного процесса, а знание его динамики помогает предсказать влияние структурных переменных.

    Социологический уровень анализа конфликтов (в отличие от социально-философского) предполагает изучение причин и динамики конфликтов интересов, целей, ценностей и норм больших и малых общностей, индивидов и групп в процессе их совместной деятельности.

    В целях возможности управления конфликтами следует изучить особенности их возникновения и развития, другими словами, акцентировать свое внимание на динамике конфликта. Попытаемся рассмотреть один из вариантов протекания конфликта, который будем считать в качестве «идеальной модели», которая не обязательно должна осуществляться в таком виде в конкретной ситуации.

    Любой конфликт имеет ряд этапов (рис.2). Обычно ему предшествует конфликтная ситуация, представляющая собой такое совмещение различных обстоятельств, которое объективно создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация может сложиться объективно, помимо воли и желания будущих противодействующих сторон, а может быть вызвана или создана одной из сторон или обеими сразу.

    

    Рис.2 Основные этапы конфликта[3,с.112]

    Конфликту как таковому предшествует латентная (скрытая) стадия, при которой есть все стороны конфликта, за исключением действия сторон. Формально данный период включает в себя последовательно развивающиеся стадии:

  • возникновение объективной конфликтной ситуации;
  • осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;
  • осознание препятствий для удовлетворения своих интересов;
  • осознание не только своих интересов, но и соответствующих препятствий с другой стороны;
  • конкретные действия, предпринимаемые одной из сторон для отстаивания своих интересов;
  • определение позиций обоих сторон и начало практических действий друг против друга (непосредственное начало конфликта).

    Затем конфликт развивается, в результате чего может возникнуть его эскалация, то есть обострение. Процессы эскалации создают трудности для нахождения взаимоприемлемых решений, способствуя затягиванию конфликта, и требуют усилий по его разрешению.

    И, наконец, рано или поздно в результате определенных действий приходит завершение конфликта. Прекращение конфликта бывает многообразным. Например, он может быть исчерпан в результате примирения сторон. Противостояние может закончиться из-за выхода из конфликта одной из сторон либо ее уничтожения (во время войны или при совершении преступления). Возможно пресечение развития и прекращение конфликта при помощи вмешательства третьих лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Развитие  теорий конфликта

    О конфликте—даже не употребляя это слово — писали еще древние мудрецы. Одни из них осуждали ссоры и столкновения между людьми и советовали их избегать. Другие, наоборот, подчеркивали, что в спорах рождается истина, что столкновения и противоречия являются движущей причиной всякого изменения и развития.

    Противоречия  в природе, обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческой душе, борьба между людьми, общественными классами, государствами все это было предметом размышлений философов на протяжении многих веков. Немало интересных мыслей на сей счет можно найти у Ф. Бэкона и Декарта, Локка и Канта, Гегеля и Маркса, Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а также у многих других мыслителей. Однако вплоть до конца XIX века конфликт рассматривался либо в самом общем плане — как одно из проявлений более общего феномена — противоречия, и даже как категория, охватывающая не только человеческие дела, но и природные процессы (например, «биологический конфликт» между наследственностью и изменчивостью, между генами, тканями и т. п.); либо в плане анализа отдельных видов столкновений в мире человеческого бытия — например, классовые конфликты (Маркс), военные конфликты (Клаузевиц), конфликты между бессознательным и сознанием (Фрейд), драматический конфликт в художественном произведении (искусствоведение). В первом случае оставалась вне поля зрения специфика конфликта как явления человеческой жизни. А во втором — предметом исследования становились частные особенности того или иного отдельного вида конфликтов в жизни людей, но не общие черты конфликта как явления, типичного для различных областей человеческой жизни. Таким образом, и в том и в другом случае конфликт как таковой в его общих чертах не являлся специальным предметом исследования[5,с.13].

    Интерес к разработке общей концепции конфликта возник прежде всего в социологии. В конце XIX века появились работы Г, Спенсера, М. Вебера, Л. Гумпловича, в которых конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития, Г. Гумплович при этом вслед за К. Марксом усматривал основной источник конфликтов в борьбе людей за удовлетворение к материальных потребностей. В начале XX века вышла работа немецкого социолога Г. Зиммеля, специально посвященная понятию «социального конфликта». Г. Парк, один из основателей «чикагской» школы в социологии, разработал в 1920-1930-х гг. «теорию социального взаимодействия», в которой конфликт выеступал как один из его четырех основных видов (наряду с конкуренцией, приспособлением и ассимиляцией). Но социология конфликта сложилась как особое, относительно самостоятельное направление в социологии лишь к концу 1950-х гг. благодаря трудам Р. Дарендорфа (Германия) и Л. Козера (США).

    У Дарендорфа конфликт становится центральной категорией социологии. Свою социологическую концепцию он даже называет «теорией конфликта». Человеческое общество в его концепции изображается как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами (классами). Конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие их — явление «удивительное и ненормальное». Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; между социальными ролями; внутригрупповые; между социальными группами; конфликты на уровне общества в целом: межгосударственные конфликты. В результате получается иерархия конфликтов, в которой насчитывается 15 типов. Дарендорф признает верным марксистское представление о классовом антагонизме между буржуазией и пролетариатом, но считает, что этот антагонизм был основным конфликтом лишь в европейской истории XIX столетия. Происходящий в XX веке переход к постиндустриальному обществу связан со снижением остроты межклассовых противоречий. Конфликты в постиндустриальном обществе становятся более разнообразными. И вместе с тем в этом обществе утверждаются принципы плюрализма и демократии, на основе которых создаются механизмы «канализирования» социальных конфликтов, урегулирования их в русле согласительных процедур. Дарендорф подчеркивает, что лучше говорить об «урегулировании», а не о «разрешении» конфликтов, потому что социальные конфликты обычно лишь ограничиваются, локализуются, преобразуются в другие, более приемлемые формы, тогда как термин «разрешение» ориентирует на их полную ликвидацию[5,с.15].

Информация о работе Виды конфликтов в организации и пути их разрешения