Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:15, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является раскрытие понятия конфликта, причины его возникновения и применение методов разрешения конфликтных ситуаций.
Достижение цели обусловлено следующими задачами:
- дать определение понятия конфликта, выявить его типы, структуру и стадии
- выявить причины возникновения конфликтов, а также рассмотреть методы их разрешения
- провести исследование конфликта на примере предприятия и разработать рекомендации по разрешению конфликтов.
Введение………………………………………………………………..………… 2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов и методы их разрешения……………….……………………………….……………………… 5
1.1 Определение понятия конфликт. Типы конфликтов. Структура и стадии конфликта………………………………………………………………………… 5
1.2 Причины конфликтов………………………………….…………………….. 9
1.3 Методы разрешения конфликтов………………………………………….. 11
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на примере ООО «ЛИСТОК»…… 21
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………..…………….. 21
2.2 Анализ и оценка психологического климата
в коллективе организации………………………….….……………………….. 23
2.3 Анализ причин и характера конфликта………………..………………… 29
Глава 3. Исследование конфликтов и разработка рекомендаций по их разрешению в организации ООО «ЛИСТОК»……………..………………… 34
Заключение………………………………………..…….………………………. 39
Список использованной литературы…………….…………………………… 41
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Теоретические
основы возникновения конфликтов и методы
их разрешения……………….……………………………….
1.1 Определение
понятия конфликт. Типы конфликтов.
Структура и стадии конфликта……
1.2 Причины
конфликтов………………………………….………………
1.3 Методы
разрешения конфликтов………………………
Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на примере ООО «ЛИСТОК»…… 21
2.1 Краткая
характеристика предприятия…………
2.2 Анализ и оценка психологического климата
в коллективе
организации………………………….….………………
2.3 Анализ
причин и характера конфликта……
Глава 3. Исследование конфликтов и разработка рекомендаций по их разрешению в организации ООО «ЛИСТОК»……………..………………… 34
Заключение………………………………………..…….
Список использованной
литературы…………….……………………………
41
Введение
Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель
организации согласно своей роли
находится обычно в центре любого
конфликта и призван разрешать
всеми доступными ему средствами.
Управление конфликтом является одной
из важнейших функций
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».
Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.[1,c.34-35]
Целью данного курсового проекта является раскрытие понятия конфликта, причины его возникновения и применение методов разрешения конфликтных ситуаций.
Достижение цели обусловлено следующими задачами:
-
дать определение понятия
- выявить причины возникновения конфликтов, а также рассмотреть методы их разрешения
-
провести исследование
Объектом исследования данного курсового проекта является ООО «ЛИСТОК» рекламно-полиграфическая фирма, находящаяся в г.Чебоксары.
Проект
состоит из введения, трех глав – включающих
шесть параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов и методы их разрешения
1.1 Определение понятия конфликт. Типы конфликтов. Структура и стадии конфликта
Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.
Объектом конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.
Предметом конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.
Если объект конфликта является средством достижения реальных целей, то такой конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.
Схематически конфликт можно обозначить следующим образом:
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт
Охарактеризуем суть этих понятий.
Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.
Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.
Конфликт
- это открытое противостояние как
следствие взаимоисключающих
Одним из наиболее широких и очевидных оснований типологии конфликтов является распределение их по субъектам, или сторонам конфликта на пять групп:
- внутриличностные,
- межличностные,
- между личностью и группой,
- межгрупповые,
- межгосударственные.
Носитель конфликта внутриличностного — отдельный индивид. Суть такого конфликта содержится в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях.
Межличностный конфликт - это противодействие между отдельными личностями в социальной и психологической сфере.
Здесь большую роль играют
личностные качества индивидов,
Конфликт между личностью и группой - этот тип конфликта схож с межличностным, но является более сложным и многогранным. В группе, с ее боле сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.
Межгрупповой конфликт - столкновение интересов разных формирований. К этой типу принадлежат конфликты между социальными группами различного размера: малыми, средними и большими.
Для исследования систем управления малые социальные группы наиболее интересны. Ведь, это та общность людей, которая объединена общими задачами и целями, например на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.
Межгосударственный конфликт – противостояние между правительствами государств, групп государств.
Довольно интересную классификацию конфликтов подает Л. А. Ершов.
1. По источникам:
а) конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;
б) конфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.
2. По смыслу:
а) конфликты как деловые дела;
б) конфликты как личные интересы.
3. По значимости:
а) конфликты, важные лишь для отдельных работников;
б) конфликты, важные для отдельных индивидов, групп, прослоек населения и т.п.
4. По типу решения:
а) конфликты, которые приводят к модификациям обеих сторон;
б) конфликты, которые приводят к уничтожению одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;
в) конфликты, которые привели к другой точке зрения обе стороны.
5. По форме проявления:
а) конфликты того ли другого направления действия, поведения ("приближения -- отдаления", "приближения - приближения ", "отдаления - отдаления");
б) конфликты того или другого качества, интенсивности действия, поведения;
в) конфликты, которые выражаются вербально или - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);
г) по типу структуры взаимоотношений – скрытые, открытые.
Также выделяют следующие классификаторы: по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объектов, по направленности воздействия и распределения полномочий и т.д.
Стадии конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:
• потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
• переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
• конфликтные действия;
• снятие или разрешение конфликта.
Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
Информация о работе Конфликты и методы их разрешения в организации