Конфликты и методы их разрешения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является раскрытие понятия конфликта, причины его возникновения и применение методов разрешения конфликтных ситуаций.

Достижение цели обусловлено следующими задачами:

- дать определение понятия конфликта, выявить его типы, структуру и стадии

- выявить причины возникновения конфликтов, а также рассмотреть методы их разрешения

- провести исследование конфликта на примере предприятия и разработать рекомендации по разрешению конфликтов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..………… 2

Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов и методы их разрешения……………….……………………………….……………………… 5

1.1 Определение понятия конфликт. Типы конфликтов. Структура и стадии конфликта………………………………………………………………………… 5

1.2 Причины конфликтов………………………………….…………………….. 9

1.3 Методы разрешения конфликтов………………………………………….. 11

Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на примере ООО «ЛИСТОК»…… 21

2.1 Краткая характеристика предприятия……………………..…………….. 21

2.2 Анализ и оценка психологического климата

в коллективе организации………………………….….……………………….. 23

2.3 Анализ причин и характера конфликта………………..………………… 29

Глава 3. Исследование конфликтов и разработка рекомендаций по их разрешению в организации ООО «ЛИСТОК»……………..………………… 34

Заключение………………………………………..…….………………………. 39

Список использованной литературы…………….…………………………… 41

Работа содержит 1 файл

конфликты передел.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………..………… 2

Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов и методы их разрешения……………….……………………………….……………………… 5

1.1 Определение  понятия конфликт. Типы конфликтов. Структура и стадии конфликта………………………………………………………………………… 5

1.2 Причины  конфликтов………………………………….…………………….. 9

1.3 Методы  разрешения конфликтов………………………………………….. 11

Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций на примере ООО «ЛИСТОК»…… 21

2.1 Краткая  характеристика предприятия……………………..…………….. 21

2.2 Анализ  и оценка психологического климата

в коллективе организации………………………….….……………………….. 23

2.3 Анализ  причин и характера конфликта………………..………………… 29

Глава 3. Исследование конфликтов и разработка рекомендаций по их разрешению в организации ООО «ЛИСТОК»……………..………………… 34

Заключение………………………………………..…….………………………. 39

Список использованной  литературы…………….…………………………… 41 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и  играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

     Работающие  в организации люди различны между  собой. Собственно, они по-разному  воспринимают ситуацию, в которой  они оказываются в силу своих  индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.

     Большинство конфликтов возникает помимо желания  их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей, не имеет  элементарного представления о  конфликтах, либо не придает им значения.

     Руководитель  организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать  всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной  из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

     В организациях конфликты могут иметь  конструктивные и деструктивные  начала. Многое зависит от того, как  конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».

     Конструктивная  сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных  характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.[1,c.34-35]

     Целью данного курсового проекта является раскрытие понятия конфликта, причины его возникновения и применение методов разрешения конфликтных ситуаций.

     Достижение  цели обусловлено следующими задачами:

     - дать определение понятия конфликта,  выявить его типы, структуру и  стадии

     - выявить причины возникновения конфликтов, а также рассмотреть методы их разрешения

     - провести исследование конфликта  на примере предприятия и разработать  рекомендации по разрешению конфликтов.

     Объектом  исследования данного курсового  проекта является ООО «ЛИСТОК» рекламно-полиграфическая  фирма, находящаяся в г.Чебоксары.

     Проект  состоит из введения, трех глав – включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов и методы их разрешения

1.1 Определение понятия конфликт. Типы конфликтов. Структура и стадии конфликта

     Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим  отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие специфически проявляется в контексте всей системы разногласий и требует адекватного решения.

     Объектом  конфликта – это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается противостояние интересов сторон.

     Предметом конфликта – это те противоречия, которые возникают между сторонами.

     Если  объект конфликта является средством  достижения реальных целей, то такой  конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.

     Схематически  конфликт можно обозначить следующим  образом:

     Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

     Охарактеризуем  суть этих понятий.

     Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину  конфликта.

     Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые  служат основанием для конфликта.

     Конфликт - это открытое противостояние как  следствие взаимоисключающих интересов  и позиций

     Одним из наиболее широких и очевидных  оснований типологии конфликтов является распределение их по субъектам, или сторонам конфликта на пять групп:

     - внутриличностные,

     - межличностные,

     - между личностью и группой,

     - межгрупповые,

     - межгосударственные.

     Носитель  конфликта внутриличностного —  отдельный индивид. Суть такого конфликта  содержится в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях.

     Межличностный конфликт - это противодействие между отдельными личностями в социальной и психологической сфере.

       Здесь большую роль играют  личностные качества индивидов,  психические особенности, социальные навыки, нравственные установки. Этот тип конфликта важен для менеджеров и позволяет им говорить о межличностной совместимости или несовместимости людей.[2,c.40-44]

     Конфликт  между личностью и группой - этот тип конфликта схож с межличностным, но является более сложным и многогранным. В группе, с ее боле сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.

     Межгрупповой  конфликт - столкновение интересов разных формирований. К этой типу принадлежат конфликты между социальными группами различного размера: малыми, средними и большими.

     Для исследования систем управления малые  социальные группы наиболее интересны. Ведь, это та общность людей, которая  объединена общими задачами и целями, например на предприятии, производстве, и непосредственно координируется менеджерами.

     Межгосударственный  конфликт – противостояние между  правительствами государств, групп  государств.

     Довольно  интересную классификацию конфликтов подает Л. А. Ершов.

     1. По источникам:

     а) конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;

     б) конфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.

     2. По смыслу:

     а) конфликты как деловые дела;

     б) конфликты как личные интересы.

     3. По значимости:

     а) конфликты, важные лишь для отдельных  работников;

     б) конфликты, важные для отдельных  индивидов, групп, прослоек населения  и т.п.

     4. По типу решения: 

     а) конфликты, которые приводят к модификациям обеих сторон;

     б) конфликты, которые приводят к уничтожению одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;

     в) конфликты, которые привели к  другой точке зрения обе стороны.

     5. По форме проявления:

     а) конфликты того ли другого направления  действия, поведения ("приближения -- отдаления", "приближения - приближения ", "отдаления - отдаления");

     б) конфликты того или другого качества, интенсивности действия, поведения;

     в) конфликты, которые выражаются вербально  или - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);

     г) по типу структуры взаимоотношений – скрытые, открытые.

     Также выделяют следующие классификаторы: по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объектов, по направленности воздействия и распределения полномочий и т.д.

     Стадии конфликта. Несмотря на  свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

• потенциальное  формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

• переход  потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

• конфликтные  действия;

• снятие или разрешение конфликта.

   Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее  четко выраженную структуру. В любом  конфликте присутствует объект конфликтной  ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

  Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

      Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

Информация о работе Конфликты и методы их разрешения в организации