Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:02, курсовая работа

Описание работы

Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие конфликта 5


Глава 2. Управление конфликтами 8

Глава 3. Методы управления конфликтами 11

3.1. Внутриличностные методы 11

3.2. Структурные методы 12

3.3. Стили управления (межличностные методы) 14

3.4. Персональные методы 18

3.5. Переговоры 18

3.6. Методы управления поведением личности 20

Заключение 22

Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

конфликты и пути их разрешения.doc

— 194.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение          3

Глава 1. Понятие конфликта       5 

Глава 2. Управление конфликтами      8

Глава 3. Методы управления конфликтами    11

    3.1. Внутриличностные  методы     11

    3.2. Структурные  методы      12

    3.3. Стили управления (межличностные методы)  14

    3.4. Персональные  методы      18

    3.5. Переговоры        18

    3.6. Методы  управления поведением личности   20

Заключение         22

Список используемой литературы      24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Воспоминания  о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.

     Каждому из нас, так или иначе, приходилось  сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Поэтому менеджеру, руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым немалый ущерб здоровью участников конфликта.

     Жизненная практика людей показывает, что межличностные  отношения протекают зачастую в  условиях конфликтов, которые являются неотъемлемой частью человеческих отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющей их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

     Конфликты в ХХ веке стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две  мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии  тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. Россия является бесспорным лидером не только по людским потерям в конфликтах, но и по другим их последствиям: материальным и моральным. Этот факт поставил Россию перед выбором: либо власть и народ смогут хотя бы удерживать социальные конфликты регулируемых рамках, либо конфликты будут управлять народом и властью. Сегодня каждому гражданину необходимы знания о способах предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов различных уровней.

     В первой главе своей курсовой работе я рассматриваю общие понятия, типологию, структуру конфликта, чтобы потом  более подробно разобрать пути решения конфликтов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие конфликта 

     Всякий  конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями.

     Конфликт  определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с  другом тенденций в создании отдельно взятого индивида, в межличностных  взаимодействиях или межличностных  отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Следовательно, основу конфликтных ситуаций в группе между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

     Иными словами, конфликт – это столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждения или действий на фоне проявления эмоций. Основой любого конфликта являются накопившиеся противоречия, объективные и субъективные, реальные и иллюзорные. Достаточно незначительного повода – и конфликт может вспыхнуть. Развитие конфликта происходит по такой схеме:

     Конфликтная ситуация + Повод = Конфликт.

     Под конфликтом понимается ситуация, в  которой сталкиваются несовпадающие  интересы одного или нескольких участников, причем пути и методы достижения своих целей у них различны.

     В конфликтологии выделяют два вида конфликтов:

    • Реалистический
    • Нереалистический

     Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо результата, находящегося вне конфликта, является реалистическим. И если желаемый результат может быть достигнут другими средствами, они должны (или могут) быть применены. В этом случае конфликт является лишь одной из нескольких возможностей для достижения цели.

     Другой  вид – нереалистический конфликт. Его объект неотделим от самого конфликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения. При этом сам предмет, на который он направлен, не представляет никакого значения, он выбирается совершенно спонтанно. Например, в случае с хулиганом, которому безразлично, на кого нападать. Здесь конфликт возникает не для достижения какого-либо реального позитивного результата, а скорее как вспышка агрессивной энергии. Но объект конфликта есть и в этом случае. Он состоит в потребности снять напряжение, «разрядиться», «выпустить пар».

     Таким образом, каждый конфликт имеет свой объект и свой предмет. В каждом конфликте  присутствуют определенные цели, мотивы и интересы сторон, которые вступают в противоречие. Если же при взаимодействии индивидов отсутствует объект, по поводу которого они вступают в него, то можно говорить и об отсутствии целей, мотивов и интересов такого взаимодействия. Но в этом случае вообще не имеет смысла говорить о конфликте. Примером этого может служить случайное убийство одним индивидом другого. Другими словами, не всякое нанесение вреда одним индивидом другому происходит в результате конфликта.

     Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.

     Коварную  суть конфликтогенов можно объяснить  тем, что мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами". На самом деле этим грешим все мы, а не только представительницы прекрасного пола.

     Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство  от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и поэтому  не так строго следим за своими словами и действиями (то есть, не особенно задумываясь, "запускаем на орбиту" своих взаимоотношений с окружающими нас людьми различные конфликтогены).

     Однако  сам по себе "одиночный" конфликтоген не способен, как правило, привести к конфликту. Должна возникнуть "цепочка конфликтогенов" – их, так называемая, эскалация.

     Эскалация конфликтогенов - на конфликтоген в  наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто  максимально сильным среди всех возможных.

     Какова  же общая схема этого процесса "обмена любезностями"? Все происходит до невозможного просто. Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" хочет компенсировать свой психологический проигрыш, поэтому испытывает желание избавиться от возникшего раздражения, ответив "обидой на обиду". При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности он делается с "запасом". Ведь трудно удержаться от соблазна проучить обидчика, чтоб впредь не позволял себе подобного. В результате сила конфликтогенов стремительно нарастает.

     Безусловно, требованиям высокой морали отвечает умение сдержаться, а еще лучше - простить обиду. Однако... число желающих "подставить другую щеку" не множится. 
 

Глава 2. Стратегии поведения  в конфликтной  ситуации 

     Понятие стратегии – концептуальное понятие. Стратегия поведения с конфликте – это программа и план действия, направленные на реализацию поставленной цепи в конфликте, другими словами – это решение задачи удовлетворения своей конкретной потребности, своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика поведения в конфликте – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые, в конечном счете, определяют стиль поведения человека в конфликте.

     Современная теория конфликтов различает пять основных стратегий поведения: конкуренция, уклонение, сотрудничество, улаживание и компромисс. Если в системе координат отразить наиболее значимые принципы конфликтного поведения, а именно заинтересованность в достижении личных цепей и сохранении личных отношений, то можно графически показать место положения каждой стратегии поведения. Ниже представлены пять основных стратегий поведения в конфликте, каждой из которых для наглядности дано условное образное название, характеризующее основные тактические действия данной стратегии.

     КОНКУРЕНЦИЯ. КОМПРОМИСС, УЛАЖИВАНИЕ И УКЛОНЕНИЕ  – четыре наиболее часто встречающиеся стратегии поведения в конфликте. Как видно из вышесказанного, они существенно отличаются друг от друга. Люди, вступая в конфликт, не обязательно принимают какую-то одну стратегию поведения, часто наблюдается их сочетание. Это зависит от вида конфликта, от того, на каком уровне он происходит, каковы ресурсы участников конфликта, какова значимость личных цепей и т.п.

     Использование стратегии конкуренции, компромисса, улаживания и уклонения часто  может вызвать к жизни ненужные трудности. Особенно тогда, когда пытаются доказать свою правоту, вместо того чтобы снизить тон; делают вид, что все нормально или демонстративно уходят от конфликта, вместо того чтобы совместно найти решение проблемы, и т.п.

     В некоторых случаях данные стратегии вполне приемлемы, однако требуют гибкости и умения для полноценного их использования.

     К этому набору приемов для разрешения конфликтов можно добавить еще одну стратегию поведения – стратегию  СОТРУДНИЧЕСТВА, которая в отличие  от других приводит тому, что в конфликте нет побежденных, и выигрывают обе стороны.

     КОНКУРЕНЦИЯ – «АКУЛА». Для такой стратегии  характерен тип поведения, который  образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип  поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.

     Тактические действия «Акулы»:

    • жестко контролирует действия противника и его источники информации;
    • постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
    • использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
    • провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
    • выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения