Конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание работы

Люди издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь оказывались в состоянии войны все против всех.

Содержание

Введение................................................................……………………………….….3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения конфликтов в психологии……...…5
1.1История становления конфликта……………………………………...............7
1.2Основные подходы к определению понятия конфликт……………….….....9
1.3 Виды конфликтов…………………………………………………….............12
1.4 Стороны конфликта…………………………………………………...............16
Глава 2 Возникновение конфликтной ситуации и способы их разрешения….20
2.1 Конфликтная ситуация и инцидент………………………………………….20
2.2 Влияние толерантности на позиции в конфликте……………………..……23
2.3 Пути и способы разрешения конфликта………………………………….…26
2.4 Управление конфликтами в группах…………………………………..........28
Заключение………………………………………………………………….……31
Список литературы………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

(конечная версия) конфликты и пути их разрешения..docx

— 57.61 Кб (Скачать)

       КУРСОВАЯ

         РАБОТА

                                                    на тему:

«Конфликты  и пути их     разрешения» 
 
 
 
 
 

    

                     Махачкала 2009г. 
 
 
 
 

Содержание:

Введение................................................................……………………………….….3

Глава 1 Теоретические аспекты изучения конфликтов в психологии……...…5

1.1История  становления конфликта……………………………………...............7

1.2Основные  подходы к определению понятия  конфликт……………….….....9

1.3 Виды  конфликтов…………………………………………………….............12

1.4 Стороны  конфликта…………………………………………………...............16

 Глава  2 Возникновение конфликтной ситуации и способы их разрешения….20

2.1 Конфликтная ситуация и инцидент………………………………………….20

2.2 Влияние  толерантности на позиции в  конфликте……………………..……23

2.3 Пути и  способы разрешения конфликта………………………………….…26

2.4 Управление  конфликтами в группах…………………………………..........28

Заключение………………………………………………………………….……31

Список  литературы………………………………………………………………33 

       Введение

       Люди  издавна мечтали о таком обществе, в котором прекратятся всякие распри и утвердится вечный мир. Но вместо этого они вновь и вновь  оказывались в состоянии войны  все против всех.

       Но  все, же надежда на возможность обуздания  разрушительной стихии  всеобщей ненависти  не умирала. В исторической памяти человечества на века сохранялись имена тех  мудрых правителей, которые, подобно  древнеиудейскому царю Соломону, славились  искусством разрешения самых запутанных споров.

       Рост  конфликтов во всех сферах социального  взаимодействия является уже приметой нашего времени. Отсутствие взаимопонимания  между людьми, насилие, агрессия, разгул терроризма, страх перед будущим, т.е. постоянное усложнение самой проблемы конфликта в реальной жизни, делают данную проблему важной и актуальной. Мы сегодня оказались в совершенно новой точке эволюционного развития, когда человечество осознано, берет  на себя ответственность за свое дальнейшее существование.

       Известно, что медикам удалось с помощью  профилактики побороть многие болезни. И хотя конфликт не болезнь, для преодоления  его необходима специальная работа и готовность к ней. Нужно знать  и уметь действовать в ситуации конфликта, понимать, как направить  его в конструктивное русло, но не менее важно осознать то, какие  пути ведут к благополучию, миру, сотрудничеству.                 «Возможно, XXI век ставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации». [1, с.51]

       К середине первого тысячелетия до нашей эры относятся первые попытки  проникнуть в глубинные причины  социальных столкновений, теоретически осмыслить, обобщить накопленный практический опыт. Значительный вклад в решение  этой проблемы внесли мыслители античности. Их достижения послужили идейной  основой современной конфликтологии, ставшей самостоятельной наукой в середине ХХ в. 

       Следует отметить, что среди ученных до сих пор нет единства в понимании  природы конфликта как социального  явления. Одни из них видят в конфликте  норму социальной жизни, полагая, что  бесконфликтное общество так же немыслимо, как, например, немыслима сухая вода. По их мнению, в мире существует  только одно место, где нет конфликтов – это кладбище. «Если в вашей  жизни нет конфликтов, - иронически замечает один из американских конфликтологов, - проверьте, есть ли у вас пульс».[16, с.17]

       Но  другие ученные оценивают роль конфликтов иначе. Для них конфликт – это  опасная болезнь, социальная патология, которая раз и навсегда должна быть исключена  из общественной жизни, из всех форм человеческого общения  как инородный элемент. Один из современных  отечественных  авторов считают, что место конфликта в общении  не является необходимым и поэтому  с ними нужно вести последовательную, ненасильственную борьбу, постепенно  освобождая общение от конфликтов.

       Однако  сегодня, когда нарастание конфликтов в обществе приняло лавинообразный характер, сторонников последней  точки зрения становится все меньше. И независимо от того или иного  понимания природы конфликтов все  исследователи единодушны в том, что эти социальные явления нужно  тщательно изучать и разрабатывать  четкие рекомендации по их регулированию  в целях предотвращения их разрушительных последствий. 

       Глава 1 Теоретические аспекты изучения конфликтов в психологии

 

       Рассмотрение  конфликтов на различных уровнях  культуры, общества и отдельного человека не могут быть завершенными без их психологической интерпретации. На самом деле, если носителями конфликтных  отношений выступают люди, то психология, которая определяет их поведение, становится важнейшим фактором конфликтогенных  пространств. Психологическую основу конфликтов   исследовали многие мыслители западной культуры. Наиболее активно в научной системе  знания психологию конфликтов стали исследовать в ХХ веке. Проблема психологии конфликта привлекла в той или иной мере всех заметных психологов западного мира.

       К. Уилбер предлагает  рассматривать  строение психики в виде нескольких уровней. В конфликте, как правило, участвуют две противоположных стороны, каждая из которых  пытается восстановить равновесие  на основе собственной позиции. Конфликт, тем самым,  непосредственно связан  с той интерпретацией,  которую участники конфликта создают для структурирования ситуации. В психологическом отношении суть конфликта создает  «Я» его инициатор,  который пытается содержание «не-Я» изменить в соответствии со своими ценностями и установками. Тем самым, то понимание единства «Я» и «не-Я»  складывается  в пространстве конфликта,  будет  формировать его содержание. Например, если инициатор конфликта считает  свои ценности и установки  единственно правильными, настаивает на том, чтобы его противник понимал ситуацию  так же, как он, то неизбежен жесткий конфликт, в котором противник получает одну характеристику – враг.  Такой конфликт, зачастую, превращается в войну, цель которой – насильственное  подчинение или уничтожение противника. Если же мы понимаем противоположную сторону конфликтующих как партнера, имеющего право на  его позицию, то конфликт может разрешаться за счет изменения ситуации двустороннего характера. При таком сценарии развития конфликта обе стороны идут на уступки или вообще изменяют взгляд на проблему, переходя  к иному  структурировании ситуации. [17]

       Одним из классиков психологии,   стоящим  у истоков психологического понимания  оснований конфликта по общему  признанию, выступает  Зигмунд Фрейд. Он приходит к выводу, что в личности действуют «противоположные тенденции, которые могут вступать в конфликт». Причиной  внутренних противоречий личности выступают разнонаправленные  силы инстинктов, рассудка и сознания. Противоречивые тенденции психики  приводят к разладу внутри личности, к непримиримым противоречиям между  людьми. В современной  психологии сохраняет   свою истинность  тезис, идущий от Фрейда, в соответствии  с которым личность представляет  собой динамическую конфигурацию или пространство, находящееся в постоянном конфликте с самим собой.[18.]

       Достижение  современной цивилизации, особенно в части уничтожения  людей, так  и природы, беспрецедентны. Мир не может не преодолевать конфликтность  отношений – это  в настоящее  время условие выживания. Поэтому  те открытия психологии, которые говорят  о ресурсах человека, позволяющих  снизить уровень конфликтности  как внутри личности, так и в  системе человеческих взаимоотношений, необходимо распространять и использовать для сохранения и развития культуры.

       В психологии понятие обратной связи является весьма важным. Для взаимодействия на уровне мыслей или чувств мы должны обмениваться информацией. Чтобы сообщить партнеру о том, как я к нему отношусь, я должен знать об этом сам, затем дать ему знать об этом. Если же мне хочется понять его реакции, на сообщение, я жду от партнера обратной связи. Ведь именно с помощью обратной связи (слов, жестов, мимики и т.д.) мы стараемся дать нашему партнеру понять, как мы восприняли его сообщение. Если бы мы не предоставляли обратную связь друг другу, давно перестали бы понимать, о чем вообще идет речь. Пытаясь что-то объяснить другому человеку, донести до него свою мысль, мы и сами стремимся узнать, как нас понимают. С этой целью иногда задаем вопрос, понятно ли, или просто смотрим на слушающего, пытаясь угадать по выражению лица, на сколько правильно нас понимают. Все виды взаимного влияния в конфликтном взаимодействии осуществляются с помощью обратной связи. Обратная связь если она нарушена или имеет дефект, может способствовать эскалации (нарастанию) конфликта, и, наоборот, с ее помощью можно прийти к согласию и пониманию. 

    1. История становления конфликта
 

       Первые  попытки понять и осмыслить место  и роль  конфликта в жизни  человека  и общества в европейской  философской и социо – культурной традиции  возникают в эпоху  античности. К примеру, знаменитое утверждение  Гераклита (ок. 530-470 гг. до н.э.) «Враждующее  соединяется, из расходящихся – прекраснейшая  гармония, и все происходит через  борьбу». Рассматривая конфликты современной  ему Греции, он не скрывал своих  симпатий к аристократии и пренебрежение  к плебсу, подчеркивая: «один для  меня – десять тысяч, если он – наилучший».    Идея социальной  дифференциации, из которой   возникают   конфликты,  получило  свое  развитие  в  учении   Платона                              (472-347 гг. до н.э.), который в сформулированном им образе идеального государства построил этическую трехступенчатую иерархию людей и их добродетелей. Согласно этой иерархии: 1) в сословии низшей добродетели (самообладание, покорность) входят крестьяне и ремесленники, которые своим трудом обеспечивают материальную основу общества; 2) добродетель  мужества свойственна сословию воинов и чиновников, которые должны беспрекословно  выполнять свой долг, охранять государство (извне – отражать  нападение  врагов, внутри при помощи охраны законов); 3)добродетелью мудрости  обладают правители, которые определяют законодательство и управляют государством. Что  же касается рабов, то они, по мысли  Платона, не обладают никакой  добродетелью  и выпадали из числа  лиц  способных  принять участие в политической жизни.

       Самый выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 гг.до н.э.) в своем знаменитом трактате  ‘’Политика’’ утверждал, что государство – «продукт естественного возникновения, человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто живет вне государства, - либо недоразвитое  в нравственном смысле существо,  либо сверх  человек; - такой человек по природе своей только и жаждет войны.» [26. С.378-379.]

       Конфликтология  же, как относительно самостоятельное  направление в социологии возникла в конце 50-х годов ХХ века и  изначально получила название «социология  конфликта». Это событие связывается  с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые  конфликты в индустриальном обществе» (1957), а  так же А.Козера (США) –  «Функции социальных конфликтов» (1956).

       В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря  исследованиям М. Шерифа, Д.Рапопорта, Р.Доза,  Л.Томпсона, К.Томаса, М.Дойча, Д.Скотт и др. психология конфликта  выделяется  как относительно самостоятельное  направление.

       Исследования  в области социологии конфликта  и особенно в области психологии конфликта способствовали  развитию    конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы ХХ столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч.Освуд  разработал  методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

       В становлении конфликтологической  практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д.Скотт; Ш. и Г.Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий  переговоров с участием посредника – медиатора (В.Линкольн. Л. Томпсон, Р.Рубин и др. ) привела  к созданию в США в 70 – 80-х годах  учебных заведений по подготовке специалистов – медиаторов. В этот период времени всемирную известность  приобрел Гарвардский  метод «принципиальных  переговоров» Р.Фишера и У. Юри.

       В 80-е годы возникают конфликтологические  центры в США  и других странах  мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный  центр разрешения конфликтов. В России  первый центр по разрешению конфликта  был создан  в Санкт-Петербурге в начале  90-х годов.

    1. Основные  подходы к определению  понятия конфликт.

Информация о работе Конфликты и пути их разрешения