Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
Цель данного исследования – выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Основными задачами работы являются:
- выявление специфические особенности, причины и виды внутриорганизационных конфликтов;
- анализ конфликтов на предприятии;
- определение путей снижения конфликтности на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конфликты в организации и управление ими…………..…………...5
1.1. Сущность и виды внутриорганизационных конфликтов………….………5
1.2. Причины конфликтов, их функциональные и деструктивные последствия………………………………………………………………………..9
1.3. Методы выявления и разрешения конфликтов…………………...……….13
Глава 2. Анализ конфликтов и управления ими на предприятии НП «Добровский ИКЦ»……………………………………………………..……….17
2.1. Характеристика предприятия НП «Добровский ИКЦ»…………………..17
2.2. Оценка общего уровня конфликтности на предприятии НП «Добровский ИКЦ»………………………………………………………………………..……24
2.3.Анализ внутриорганизационных конфликтов в НП «Добровский ИКЦ»…………………………………………………………………………..…27
Глава 3. Выводы, сделанные на основе анализа предприятия НП «Добровкий ИКЦ»………………………………………………………………..……………29
3.1.Общие выводы относительно уровня и характера внутриорганизационной конфликтности……………………………………………………..…………...29
3.2. Пути снижения конфликтности в НП «Добровский ИКЦ» и совершенствование системы управления конфликтами……………………...30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………………………...36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конфликты в организации и управление ими…………..…………...5
1.1. Сущность и виды внутриорганизационных конфликтов………….………5
1.2. Причины
конфликтов, их функциональные и деструктивные
последствия…………………………………………………
1.3. Методы выявления и разрешения конфликтов…………………...……….13
Глава
2. Анализ конфликтов и управления ими
на предприятии НП «Добровский ИКЦ»……………………………………………………..……….
2.1. Характеристика предприятия НП «Добровский ИКЦ»…………………..17
2.2. Оценка
общего уровня конфликтности на предприятии
НП «Добровский ИКЦ»……………………………………………………………………
2.3.Анализ
внутриорганизационных конфликтов в НП
«Добровский ИКЦ»……………………………………………………………………
Глава
3. Выводы, сделанные на основе анализа
предприятия НП «Добровкий ИКЦ»………………………………………………………………..
3.1.Общие
выводы относительно уровня и
характера
3.2. Пути снижения конфликтности в НП «Добровский ИКЦ» и совершенствование системы управления конфликтами……………………...30
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
В настоящее время Россия переживает эпоху целевого перехода из одного качественного состояния в другое. Социальным механизмом этого перехода служат реформирование общественных отношений, многоплановая адаптация социальных групп и слоев к изменяющимся условиям жизни. В России происходят глубокие социально-экономические, социально- демографические и социально-психологические трансформации.
Избежать
внутриорганизационные
Вместе с тем речь не должна идти о полном устранении конфликтов из практики управления. Социальные организации, в которых отсутствуют конфликты, обречены на угасание. Целесообразно осуществлять поддержание рационального для данной организации уровня конфликтности и грамотно использовать позитивные функции конфликтов.
Конфликт является естественным условием существования любого сообщества людей, источником и движущей силой развития этого сообщества. Такое восприятие конфликта дает возможность использовать его в качестве инструмента воздействия на развитие организации через изменение при необходимости ее культуры, структуры и создание, тем самым, условий для наиболее эффективной работы коллектива по достижению организационных целей.
В современной российской действительности проблема внутриорганизационного конфликта становится одной из самых важных в области социальных отношений. Прежде всего, это относится к сфере трудовых отношений и, в частности, к управленческой деятельности. Поэтому особую актуальность приобретает формирование у руководителей навыков в управлении конфликтами.
Актуальность темы определена тем, любая организация в своей жизнедеятельности связана с неизбежностью возникновения внутри нее различного рода конфликта. Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том, как они относятся к конфликтам в организации, ответят, что это плохо, и это происходит от неумения разрешать конфликтные ситуации, управлять ими и предупреждать их возникновение.
Цель данного исследования – выявить основные особенности управления конфликтом в организации.
Основными задачами работы являются:
- выявление специфические особенности, причины и виды внутриорганизационных конфликтов;
- анализ конфликтов на предприятии;
- определение путей снижения конфликтности на предприятии.
Объектом
исследования является Некоммерческое
партнерство «Информационно-
Предмет
исследования: внутриорганизационные
конфликты.
Глава
1. Конфликты в организации
и управление ими
1.1.
Сущность и виды внутриорганизационных
конфликтов
Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов. В организации конфликт — всегда выливается в определенное поведение, действия, нарушающие интересы других.
Внутриорганизационный конфликт – это конфликт, который возникает чаще всего на почве проектирования отдельных работ, формирования организации в целом, а также в результате формального распределения власти.[7, с.13]
Для конфликтов часто характерна неопределенность исхода. Это обусловлено большим разнообразием возможных вариантов поведения сторон под воздействием случайных факторов, психологии, скрытых целей. Но, тем не менее, возникновение конфликтов можно прогнозировать, а их последствия, хотя и с немалым трудом, предвидеть.
По масштабу конфликты бывают общими, охватывающими всю организацию, и парциальными, касающиеся ее отдельной части; по стадиям развития — зарождающими, зрелыми или угасающими; по целям — слепыми или рациональными; по формам протекания — мирными или немирными; по продолжительности — кратковременными или затяжными, долгое время лихорадящими всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению. Человек вступает в конфликт в значимой для его ситуации и только, когда не видит возможности ее изменить, но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность.
Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо позволяют выявить проблемы, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события и пр.
Позитивными
следствиями конфликта
Конфликты
ведут к перестройке
Наконец,
конфликты повышают активность людей,
их стремление к росту квалификации,
стимулируют споры и
Все
это облегчает процесс
Конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым: межличностные; между личностью и группой; межгрупповые.
Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено противоречием человека с самим собой. Оно может порождаться такими обстоятельствами как необходимость выбора между приемлемым и приемлемым, когда желательно то и другое, а нужно выбрать одно; неприемлемым и неприемлемым (из двух зол); приемлемым и неприемлемым (выбор альтернатив, имеющих как позитивные, так и негативные последствия — отрицательные у приемлемого и положительные у неприемлемого).
Стремление к приемлемому тем сильнее, чем ближе цель; тенденция избежать неприемлемого тем сильнее, чем ближе опасность. При этом градиент избежания опасности растет быстрее градиента стремления к цели. При конфликте между приемлемыми, но несовместимыми стремлениями побеждает более сильное.
Внутриличностный
конфликт может быть также обусловлен
несовпадением внешних
Межличностные конфликты, как считается, на 75—80% порождаются столкновением материальных интересов субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Реагируя на ситуацию, человек действует в соответствии со своими взглядами и особенностями характера, и разные люди в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному.
Конфликты между личностью и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и коллективных норм поведения, а межгрупповые порождаются различиями во взглядах или в интересах.
В первом случае каждый стремится доказать свою правоту; во втором — захватить необходимые ресурсы, ограничив других, что при эскалации грозит большими потерями. Конфликт взглядов приводит лишь к опровержению точки зрения, к логическому тупику. [4, с.41]
Реализация интересов людей всегда осуществляется посредством власти, поэтому во внутриорганизационном конфликте принимают участие борющиеся за нее политические силы — неформальные группы и коалиции, появление которых является своего рода его индикатором.X. Уилмер утверждает, что конфликты порождаются стремлением к доминированию, борьбой за первенство в иерархии (то есть за власть — В.В.), которые присущи всем людям и являются одними из ключевых их свойств.
Столкновения возникают между формальной и неформальной организацией, бюрократическими ограничениями и творческим подходом к делу и пр.
Возможность конфликта всегда существует и там, где один человек, или группа, зависят от других, что бывает, прежде всего, при углублении разделения труда. На психологическом уровне это приводит к расколу организации на группировки по принципу «мы — они», появлению лидеров, идеологов и пр., обеспечивающих их консолидацию и отстаивание интересов.
Для многих людей участие в конфликтах может быть обусловлено не обязательно каким-то личным недовольством, но чувством солидарности. Одни, преследуя свои цели, становятся деятельными субъектами конфликта; другие, имея интерес в том или ином исходе, не проявляют активности, но морально, материально или организационно поддерживают одну из сторон либо просто занимают выжидательную позицию; третьи заинтересованы в завершении противостояния и делают для этого все возможное.
С точки зрения организационных уровней, к которым принадлежат стороны, конфликты можно разделить на горизонтальные и вертикальные. К первому виду относится, например, конфликт между отдельными направлениями деятельности организации; ко второму — между различными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство — до 70—80%.[9, с.32]
Информация о работе Внутриорганизационные конфликты и пути их разрешения