Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать детей-инвалидов как объект деятельности социального работника;
- изучить нормативно-правовую базу, формы и методы деятельности социального работника с детьми-инвалидами;
- Раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами………………………………………………………………………….6
1.1 Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника…….6.
1.2 Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами…………………...10
Выводы по первой главе…………………………………………………………...21
Глава 2.Содержание деятельности социального работника с детьми-инвалидами напримере реабилитационного центра…………………………………………...23
Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……...…………………………......................................................23
Выводы по второй главе...........................................................................................30
Заключение................................................................................................................32
Список литературы...................................................................................................33
Приложение...............................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Профессиональные психологические  позиции — это устойчивые системы отношений специалиста по социальной реабилитации к ребенку, к себе, к коллегам, определяющие его поведение. Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией, с осознанием смысла своего труда.

Психологическая компетентность — это комплекс знаний и умений по психологии, необходимый для решения профессиональных задач в социально-реабилитационной деятельности. Знания по психологии призваны помочь специалисту по социальной реабилитации разобраться в сложных проблемах взаимоотношений с ребенком и найти необходимый выход из сложившейся ситуации, привести к пониманию интеграции знаний и методов из различных областей научного и практического знания с целью решения проблем подготовки ребенка к безболезненному вхождению в социальную среду. Психологическая компетентность специалиста по социальной реабилитации предполагает:

—  знание закономерностей  психического и личностного развития ребенка с учетом возрастных, индивидуальных различий и патологических изменений, умение адекватно оценивать состояние детей, их настроение, поведение;

— знание психологии взаимоотношений  и взаимодействий ребенка в группе;

—  умение адекватно  эмоционально откликаться на психическое состояние ребенка и его поведение;

— умение выбирать по отношению к каждому ребенку такую форму социально-психологического и педагогического воздействия, которая бы отвечала его индивидуальным особенностям и потенциальным возможностям;

— обладание педагогическим тактом и умением следовать требованиям педагогической этики по отношению к ребенку, имеющему ограниченные возможности.

Психологическая компетентность в деле пропаганды и просвещения общества предполагает проявление способности формировать у населения положительное общественное мнение по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности.

Психологические качества личности. К ним относят особенности познавательной (профессиональное мышление, наблюдательность, рефлексия, самооценивание) и мотивационной (целеполагание, мотивационная направленность личности и др.) сфер личности.

Кроме названных качеств  специалисту по социальной реабилитации для становления профессиональной компетенции важны:

—  наблюдательность, зоркость, профессиональный слух, понимание сущности ситуации, способность по внешним признакам понять переживания ребенка или подростка;

—  оптимизм — подход к ребенку с верой в его потенциальные возможности, резервы его личности, в успех своего дела;

. — находчивость — умение легко перестраивать трудную ситуацию в простую, придать ей положительную эмоциональную окраску и позитивную направленность;

— рефлексия — обращенность сознания на самого себя, учет представлений подростков, родителей и коллег о своей деятельности.

Специалист по социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему выполнять следующие действия:

1.  Оценивать социальную  ситуацию развития, в которой  оказался ребенок с ограниченными  возможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на его развитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм или детских специализированных учреждений, необходимых для нормального развития такого ребенка.

2.  Организовывать  взаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов, педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единой стратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требований и подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.

3.  Разрабатывать на  основе исходной медицинской  и психологической информации индивидуальные планы социальной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфических особенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение.

4. Реализовывать на  практике основные направления,  подходы и технологии социальной реабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальные ситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности и ее последствий.

5.  Получать с помощью  психодиагностических и других  средств обратную информацию  о результатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностное развитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватных решений.

6. Выполнять профилактические функции. В этих целях формировать у детей общую, педагогическую и психологическую культуру, желание применять санитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересах собственного развития с учетом каждого возрастного этапа.

Показателем профессиональной компетентности труда специалиста по социальной реабилитации являются зримые сдвиги в психическом и личностном развитии ребенка. Взрослея, такой ребенок должен постепенно приобретать способность управлять своими желаниями, ставить цели, направленные на преобразование самого себя.

Но результативные показатели не равноценны: среди них более  важными являются обучаемость (способность  к самообучению) и воспитуемость (способность к саморазвитию), то есть основанием для оценки являются обученность и воспитанность ребенка, его способность к вхождению в социальную среду. Рассмотренные составляющие профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации могут стать своеобразной программой его профессионального самосовершенствования, роста компетентности и личностного роста.

Профессионально компетентный специалист по социальной работе при  работе с детьми-инвалидами должен применять наиболее оптимальные  и эффективные методы и формы  в работе с ними.

Цель социального работника — наиболее полное развитие у ребенка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.

Чтобы реализовать названную  цель специалист по социальной работе должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка.

К средствам реабилитационного воздействия относятся различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), психологической помощи (психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия), специальной помощи (игротерапия, арттерапия или терапия искусством — музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапия, проективный рисунок, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия); предметы материальной и духовной культуры (технические приспособления и оборудование, необходимые для ребенка с ограниченными возможностями, литература, произведения искусства, аудиовизуальные технические средства, средства массовой информации и др.).

Все многообразие методов, используемых в работе с детьми-инвалидами можно объединить в три группы:

1. Методы организации социально-реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей. К ним относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др.) методы.                                                        

2. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе. Любая деятельность протекает эффективно, если у ребенка есть желание ее выполнять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепления усилий ребенка действовать применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются: соревнование, поощрение и наказание.

3. Методы контроля  эффективности социально-реабилитационного процесса. Контроль направлен на получение информации о результатах реабилитационных воздействий за определенный промежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программу социальной реабилитации ребенка. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность социальной реабилитации. Наиболее распространенными методами контроля в социальной реабилитации выступают наблюдение за деятельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно, чтобы у ребенка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.

Основная форма организации социальной реабилитации детей — реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Оно может осуществляться в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.

Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка в присутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.

Кроме реабилитационных занятий, которые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д.

 

Выводы по первой главе

     В данной главе были даны определение ребенка-инвалида, им считается ребенок, имеющий значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим   поведением, обучению, общению, трудовой  деятельности  в   будущем. Основные характеристика данной категории населения  как объекта деятельности социального работника.

     Были проанализированы  основные правовые документы  регламентирующие деятельность социального работника с детьми-инвалидами и гарантирующие их права и свободы.

     Были описаны  средства, формы и методы которые  должен применять социальный  работник при осуществлении своей  деятельности с детьми-инвалидами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                           

 

 

 

Глава 2.Содержание деятельности социального работника с детьми-инвалидами на примере реабилитационного центра

 

    1. Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями

 

 

 

Саратовский  областной  реабилитационный  центр  для  детей  и  подростков  с  ограниченными  возможностями  является  учреждением государственной системы социальной защиты  населения,  осуществляющим  медицинскую,  психологическую и социальную  адаптацию  детей  и  подростков  с  отклонениями  в  интеллектуальном  и физическом развитии от рождения и до 16 лет.

Центр разрабатывает  специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях  в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В структуре центра

1. Отдел разработки программ  социальной реабилитации.

2. Медико-реабилитационный отдел. 

3. Отдел психолого-педагогической  помощи.

4. Отделение дневного пребывания.

5. Стационарное отделение. 

6. Социально-реабилитационный отдел 

7. Отдел правовой защиты

8. Летний стационар-лагерь «Лесной».

Рассмотрим опыт деятельности отделеного центра.

Отделение диагностики  семей и разработки программ социальной реабилитации обеспечивает  разработку  индивидуальных  программ  реабилитации,  своевременное внесение  в  нее  корректив.  Специалисты  отдела  фактически  являются  социальными кураторами семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Проблемы,

возникающие  в  семье:  медицинские,  психологические,  юридические,  и  т.д.,  решаются работниками  отдела  с  привлечением  специалистов  из  других  подразделений  центра. Специалисты  по  социальной  работе  осуществляют  научно-практическую  связь  с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования.

Информация о работе Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах