Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать детей-инвалидов как объект деятельности социального работника;
- изучить нормативно-правовую базу, формы и методы деятельности социального работника с детьми-инвалидами;
- Раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами………………………………………………………………………….6
1.1 Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника…….6.
1.2 Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами…………………...10
Выводы по первой главе…………………………………………………………...21
Глава 2.Содержание деятельности социального работника с детьми-инвалидами напримере реабилитационного центра…………………………………………...23
Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……...…………………………......................................................23
Выводы по второй главе...........................................................................................30
Заключение................................................................................................................32
Список литературы...................................................................................................33
Приложение...............................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Социальный работник осуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:

выявление семейных потребностей и ресурсов;

координация диагностического обследования;    

информирование семей  о доступных источниках поддержки;     координация и мониторинг оказываемых услуг.

Отделение  обслуживает  около 2000  детей-инвалидов  и  подростков  с 

ограниченными возможностями города Саратов.

Медицинская  реабилитация,  проводимая  в  Центре,  включает  в  себя

медикаментозную  терапию,  физиотерапию, ручной,  аппаратный  и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию,  занятия  на  стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию.  Ярким  примером  сочетания  достижений  космической  медицины и

реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели"  представляет  собой  оригинальную  систему  фиксаторов  и  амортизаторов, прикрепленных  к  специальной  одежде,  состоящей  из  шапочки,  курточки,  шорт, наколенников  и  ботинок.  Натяжение  амортизаторов  позволяет  устранить  порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц  и  создания  облегчающих  условий  для  их  антагонистов.  Создавая  правильные взаимоотношения  между  частями  тела  и  устраняя  порочные  установки,  костюм пособствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.

Метод  коррекции  с  помощью  ЛК "Адели" -  ДИПРОКОР (метод  динамической проприоцептивной  коррекции)  предложен  профессором  К.  А.  Семеновой  в 1993  году совместно с фирмой "Аюрведа" и успешно используется на базе 18 больницы г.Москвы. Новизна  метода  заключается  в  принципиально  новом  подходе  к  осуществлению восстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на анти гравитационную

систему  с  помощью  специальных  тяг  ЛК "Адели",  направленно  корригируя  этим афферентный  поток импульсов, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее  нормализующее  действие  на  структуры  ЦНС,  контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии.  Эффективность  методики  по  мнению  авторов -  до 70%.  Выраженность

положительного эффекта  ЛК "Адели" зависит от степени  тяжести заболевания, наличия функциональных  или  органических  контрактур  в  суставах  конечностей (особенно тазобедренных  и  голеностопных),  наличия  патологических  синергии  и  мотивации  к становлению движений. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в

зависимости от показаний. Первоначально больной находится  в костюме до 20-30 минут. Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов  в день с перерывами по 5-10 минут (в  зависимости  от  индивидуальной  переносимости).  Это  метод  применяется  совместно  с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.

Наряду  с  реабилитацией  больных  с  патологией  нервной  системы  и  опорно-двигательного  аппарата  ОРЦ  занимается  восстановительным  лечением  больных  с бронхолегочной патологией. 

К методам реабилитации таких  больных можно  отнести  прерывистую нормобарическую гипокситерапию. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия- это один из новых не медикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.

Дыхание  воздухом  с  пониженным  содержанием  кислорода  является  мощным фактором,  повышающим  сопротивляемость  организма  к  неблагоприятным  условиям окружающей Среды. При дыхании газовыми смесями, в состав которых входит 10 и менее процентов кислорода,  существенно повышается радиорезистентность. При гипокситерапии  раскрываются  резервные  капилляры,  происходит  выброс  в  кровяное

русло ранее депонированных эритроцитов, увеличивается объем  циркулирующей крови, минутный  объем  кровообращения.  Происходит  централизация  кровообращения,  при котором  жизненно  важные  органы (мозг,  сердце,  почки)  имеют  преимущество  в кровообращении за счет других органов и тканей.

Галотерапия применяется  для лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми  рецидивирующими  и  затяжными  заболеваниями  органов  дыхания, заболеваниями ЛОР-органов; с целью профилактики заболеваний органов дыхания у лиц с факторами  риска.  Галотерапия  улучшает  дренажную  функцию  бронхов,  способствует

уменьшению воспалительной реакции слизистой верхних и нижних дыхательных путей и элиминации патогенных микроорганизмов,  повышению  общей  неспецифической  и иммунологической реактивности организма. Благодаря действию сухого аэрозоля хлорида натрия,  в  процессе  галотерапии отмечается положительная динамика симптомов, свидетельствующих об улучшении дренажной функции дыхательных путей: облегчается отделение  мокроты,  снижается  ее  вязкость,  облегчается  кашель,  изменяется аускультативная картина в легких.

Медицинская  реабилитация  проводится  в  стационарном  отделении  Центра, располагающим 35 кроватями. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.

Структура психолого-педагогический отдела представлена:

  - круглосуточным стационаром (40 мест);   

  -дневным отделением (75 мест).

Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога- психолога.

Основная задача: оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения  умственного или физического  развития.

Направления работы:

1. Разработка и реализация  индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической реабилитации и реабилитации детей-инвалидов в отделениях ОРЦ.

2. Организация образовательно-реабилитационного  процесса с целью реализации  специальных  программ  по  сенсорному,  физическому,  умственному,  эстетическому, нравственному и трудовому воспитанию детей.

3. Моделирование инновационных  и применение адаптированных  коррекционно-развивающих  программ (включая  реабилитацию  с   использованием  компьютерных программ),  направленных  на  обучение,  воспитание  и  социальную  адаптацию  детей  с сохранным  интеллектом,  задержкой  психического  развития,  умственной  отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, выраженными речевыми дефектами.

Основным  направлением  работы  социального  отдела  является  социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу  на  стадионе "Локомотив",  в  городе  работают 9  кружков,  ведется  большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.

Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной»  и разработку методических пособий  для вожатых и воспитателей.

На стадионе "Локомотив" проводятся спортивно-оздоровительные  индивидуальные и групповые занятия по специальным комплексам, разработанным с учетом заболевания ребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми из семей,

находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации.  Занятия  дают  не  только  физическое развитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимое каждому ребенку. На базе отделения "Локомотив" проводятся праздники и выезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и их родителей.

Дети, имеющие диагноз  ДЦП, участвуют в многокилометровых пробегах и других соревнованиях ("веселые старты", дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулевая стрельба, плавание  и  т.д.),  что  также  способствует  процессу  социализации  и  росту  личности ребенка-инвалида.

Летний  реабилитационный  лагерь "Лесной"  является  структурной  единицей Областного  реабилитационного  центра  для  детей  и  подростков  с  ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, в лагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых  семей  Саратовской  области.  В  четыре  смены  проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.

Реабилитационный  лагерь "Лесной"  по  своей  сущности  является  медико-социально-педагогическим  комплексом,  который  работает  по  трем  основным направлениям: медицинскому; психологическому; социально-педагогическому.

Оздоровление  невозможно  без  создания  соответствующего  климата  в  детском коллективе,  без  организации  разнообразной  творческой  деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей.  Таким образом,  в лагере  осуществляется  лечебно-профилактическая,  учебно-познавательная,  трудовая,  игротерапевтическая  и

социокультурная деятельность. Каждая смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры.

Услуги, оказываемые специалистом по социальной работе совместно с другими специалистами детям-инвалидам:

1.  Диагностика  психофизиологического   развития  детей  и  выявление 

психофизиологических особенностей развития детей.

2.  Определение  реальных  возможностей  и  реабилитационного   потенциала. Проведение  социологических   исследований  по  изучению  семейных  потребностей  и ресурсов.

3. Медицинское обслуживание  детей-инвалидов. Оказание  квалифицированной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации. Консультирование детей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкого  комплекса  лечебных  процедур (ЛФК,  массаж,  ФТО  и  др.).  Бесплатное

медикаментозное лечение.

4. Патронажное обслуживание  детей-инвалидов на дому.

5. Социальная поддержка  семей, имеющих детей-инвалидов. 

6. Социальный патронаж, включающий в себя социальную диагностику, первичное консультирование по юридическим вопросам.

7. Помощь в обучении на дому детей с тяжелой степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организация досуга детей и их семей.

8.  Психологическая   поддержка  детей-инвалидов  и их  семей осуществляется посредством:  

- психодиагностики  детей  и  их  родителей,  психотерапии и   психокоррекции с использованием современных психотехнологий;    - - - адаптации поведения в условиях групповой работы (тренинги);    - -- -- разработки  индивидуальных  реабилитационных  программ  для  продолжения психологической реабилитации в домашних условиях;    - - проведения  обучающих  семинаров  для  родителей  с  целью  повышения  их психологической компетентности;   

- консультирования  родителей,  дети  которых  проходят  курс  реабилитации  в стационарном отделении Центра.

Предоставляются  консультации (для школьных  психологов  и социальных

педагогов, специалистов различных социальных институтов, занимающихся проблемами нетипичных детей) по вопросам: правового характера и оказания помощи в составлении документов, психологической и социальной  реабилитации детей-инвалидов; выбора профессии; организации  компьютерного обучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

Организациям, сотрудничающим с центром, предоставляются сведения о новых социальных  технологиях  и  программах  реабилитации  детей  с  ограниченными возможностями,  оказывается  содействие  в  повышении  квалификации и в разработке методик социальной поддержки детей-инвалидов.

Наряду с указанными услугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в  котором  содержится  информация  о школах  и  детских дошкольных учреждениях, где осуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов; об учебных  заведениях,  в  которых  проводится  профессиональная  подготовка  и переподготовка  инвалидов;  о  действующей  нормативной  системе  социальной  защиты детей-инвалидов.

 

 

 

Выводы по второй главе

 

 

     Изучив деятельность Саратовского областного реабилитационного центра  для детей и подростков с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что основными направлениями деятельности социального работника с детьми-инвалидами являются:

координация диагностического обследования;    

информирование семей  о доступных источниках поддержки;     координация и мониторинг оказываемых  услуг.

   В структуре психолого-педагогического отдела социальный работник разрабатывает и реализует индивидуальные и групповые программы реабилитации детей-инвалидов; организует образовательно-реабилитационный процесс; моделирует инновационные коррекционно-развивающие программы

В социальном отделе социальный работник реализует мероприятия  по социально-культурной реабилитации 

     Совместно с другими специалистами  оказывает юридическую помощь, психологическую  поддержку, организует медицинское  обслуживание, проводит патронаж семей , имеющих детей-инвалидов, организует досуг детей и их семей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

                                                                                                 

Информация о работе Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах