Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа
Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать детей-инвалидов как объект деятельности социального работника;
- изучить нормативно-правовую базу, формы и методы деятельности социального работника с детьми-инвалидами;
- Раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами………………………………………………………………………….6
1.1 Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника…….6.
1.2 Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами…………………...10
Выводы по первой главе…………………………………………………………...21
Глава 2.Содержание деятельности социального работника с детьми-инвалидами напримере реабилитационного центра…………………………………………...23
Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……...…………………………......................................................23
Выводы по второй главе...........................................................................................30
Заключение................................................................................................................32
Список литературы...................................................................................................33
Приложение...............................................................................................................34
Социальный работник осуществляет деятельность по реализации следующих мероприятий:
выявление семейных потребностей и ресурсов;
координация диагностического обследования;
информирование семей о доступных источниках поддержки; координация и мониторинг оказываемых услуг.
Отделение обслуживает около 2000 детей-инвалидов и подростков с
ограниченными возможностями города Саратов.
Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя
медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и
реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм пособствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.
Метод коррекции с помощью ЛК "Адели" - ДИПРОКОР (метод динамической проприоцептивной коррекции) предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году совместно с фирмой "Аюрведа" и успешно используется на базе 18 больницы г.Москвы. Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на анти гравитационную
систему с помощью специальных тяг ЛК "Адели", направленно корригируя этим афферентный поток импульсов, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Выраженность
положительного эффекта ЛК "Адели" зависит от степени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), наличия патологических синергии и мотивации к становлению движений. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в
зависимости от показаний.
Первоначально больной
Наряду с реабилитацией больных с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата ОРЦ занимается восстановительным лечением больных с бронхолегочной патологией.
К методам реабилитации таких больных можно отнести прерывистую нормобарическую гипокситерапию. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия- это один из новых не медикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.
Дыхание воздухом с пониженным содержанием кислорода является мощным фактором, повышающим сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей Среды. При дыхании газовыми смесями, в состав которых входит 10 и менее процентов кислорода, существенно повышается радиорезистентность. При гипокситерапии раскрываются резервные капилляры, происходит выброс в кровяное
русло ранее депонированных эритроцитов, увеличивается объем циркулирующей крови, минутный объем кровообращения. Происходит централизация кровообращения, при котором жизненно важные органы (мозг, сердце, почки) имеют преимущество в кровообращении за счет других органов и тканей.
Галотерапия применяется для лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующими и затяжными заболеваниями органов дыхания, заболеваниями ЛОР-органов; с целью профилактики заболеваний органов дыхания у лиц с факторами риска. Галотерапия улучшает дренажную функцию бронхов, способствует
уменьшению воспалительной реакции слизистой верхних и нижних дыхательных путей и элиминации патогенных микроорганизмов, повышению общей неспецифической и иммунологической реактивности организма. Благодаря действию сухого аэрозоля хлорида натрия, в процессе галотерапии отмечается положительная динамика симптомов, свидетельствующих об улучшении дренажной функции дыхательных путей: облегчается отделение мокроты, снижается ее вязкость, облегчается кашель, изменяется аускультативная картина в легких.
Медицинская реабилитация проводится в стационарном отделении Центра, располагающим 35 кроватями. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.
Структура психолого-педагогический отдела представлена:
- круглосуточным стационаром (40 мест);
-дневным отделением (75 мест).
Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога- психолога.
Основная задача: оказание
комплексной психолого-
Направления работы:
1. Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической реабилитации и реабилитации детей-инвалидов в отделениях ОРЦ.
2. Организация образовательно-
3. Моделирование инновационных
и применение адаптированных
коррекционно-развивающих
Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.
Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной» и разработку методических пособий для вожатых и воспитателей.
На стадионе "Локомотив" проводятся спортивно-оздоровительные индивидуальные и групповые занятия по специальным комплексам, разработанным с учетом заболевания ребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми из семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия дают не только физическое развитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимое каждому ребенку. На базе отделения "Локомотив" проводятся праздники и выезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и их родителей.
Дети, имеющие диагноз ДЦП, участвуют в многокилометровых пробегах и других соревнованиях ("веселые старты", дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулевая стрельба, плавание и т.д.), что также способствует процессу социализации и росту личности ребенка-инвалида.
Летний реабилитационный лагерь "Лесной" является структурной единицей Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, в лагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых семей Саратовской области. В четыре смены проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.
Реабилитационный лагерь
"Лесной" по своей сущности
является медико-социально-
Оздоровление невозможно без создания соответствующего климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей. Таким образом, в лагере осуществляется лечебно-профилактическая, учебно-познавательная, трудовая, игротерапевтическая и
социокультурная деятельность. Каждая смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры.
Услуги, оказываемые специалистом по социальной работе совместно с другими специалистами детям-инвалидам:
1. Диагностика
психофизиологических особенностей развития детей.
2. Определение реальных возможностей и реабилитационного потенциала. Проведение социологических исследований по изучению семейных потребностей и ресурсов.
3. Медицинское обслуживание детей-инвалидов. Оказание квалифицированной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации. Консультирование детей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкого комплекса лечебных процедур (ЛФК, массаж, ФТО и др.). Бесплатное
медикаментозное лечение.
4. Патронажное обслуживание детей-инвалидов на дому.
5. Социальная поддержка
семей, имеющих детей-
6. Социальный патронаж, включающий в себя социальную диагностику, первичное консультирование по юридическим вопросам.
7. Помощь в обучении на дому детей с тяжелой степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организация досуга детей и их семей.
8. Психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей осуществляется посредством:
- психодиагностики детей и их родителей, психотерапии и психокоррекции с использованием современных психотехнологий; - - - адаптации поведения в условиях групповой работы (тренинги); - -- -- разработки индивидуальных реабилитационных программ для продолжения психологической реабилитации в домашних условиях; - - проведения обучающих семинаров для родителей с целью повышения их психологической компетентности;
- консультирования родителей, дети которых проходят курс реабилитации в стационарном отделении Центра.
Предоставляются консультации (для школьных психологов и социальных
педагогов, специалистов различных социальных институтов, занимающихся проблемами нетипичных детей) по вопросам: правового характера и оказания помощи в составлении документов, психологической и социальной реабилитации детей-инвалидов; выбора профессии; организации компьютерного обучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.
Организациям, сотрудничающим с центром, предоставляются сведения о новых социальных технологиях и программах реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказывается содействие в повышении квалификации и в разработке методик социальной поддержки детей-инвалидов.
Наряду с указанными услугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в котором содержится информация о школах и детских дошкольных учреждениях, где осуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов; об учебных заведениях, в которых проводится профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов; о действующей нормативной системе социальной защиты детей-инвалидов.
Выводы по второй главе
Изучив деятельность Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями можно сделать вывод, что основными направлениями деятельности социального работника с детьми-инвалидами являются:
координация диагностического обследования;
информирование семей о доступных источниках поддержки; координация и мониторинг оказываемых услуг.
В структуре психолого-педагогического
отдела социальный работник разрабатывает
и реализует индивидуальные и групповые
программы реабилитации детей-инвалидов;
организует образовательно-
В социальном отделе социальный работник реализует мероприятия по социально-культурной реабилитации
Совместно с другими