Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать детей-инвалидов как объект деятельности социального работника;
- изучить нормативно-правовую базу, формы и методы деятельности социального работника с детьми-инвалидами;
- Раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами………………………………………………………………………….6
1.1 Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника…….6.
1.2 Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами…………………...10
Выводы по первой главе…………………………………………………………...21
Глава 2.Содержание деятельности социального работника с детьми-инвалидами напримере реабилитационного центра…………………………………………...23
Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……...…………………………......................................................23
Выводы по второй главе...........................................................................................30
Заключение................................................................................................................32
Список литературы...................................................................................................33
Приложение...............................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшее профессиональное образование

Астраханский государственный  университет

Факультет педагогики и  социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Содержание  и методика педагогической деятельности»:

на тему: Специфика  деятельности социального работника  с детьми инвалидами в реабилитационных центрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        Выполнил: Мустафина Н.Р.

                                                                                        студентка IV курса                                                                                                            

                                                                                        специальность: социальная  работа

                                                                                        Проверил: кандидат педагогических наук

                                                                                        доцент кафедры социальной педагогики и

                психологии Смирнова Р. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань 2009

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами………………………………………………………………………….6

       1.1  Дети-инвалиды  как объект деятельности социального  работника…….6.

       1.2  Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами…………………...10

Выводы по первой главе…………………………………………………………...21

Глава 2.Содержание деятельности социального  работника с детьми-инвалидами напримере  реабилитационного центра…………………………………………...23

    1. Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……...…………………………......................................................23  

Выводы по второй главе...........................................................................................30

Заключение................................................................................................................32

Список литературы...................................................................................................33

Приложение...............................................................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает.  Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2006 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства. Это свидетельствует о том, что  в условиях перехода  к рыночным отношениям в российском обществе активизировались неблагоприятные объективные условия и субъективные факторы, негативно влияющие на демографическую ситуацию. Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций  и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.

.  Поэтому создание  оптимальных условий для успешной адаптации детей-инвалидов является важнейшей социально-экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

     В современном российском обществе наблюдается не только стабильное сокращение числа трудоспособного населения, но и сохраняется тенденция ухудшения его качественного состава на фоне роста инвалидизации детей и молодежи, что становится ощутимым ограничением экономического развития страны. В связи с этим, решение основных социальных проблем детей-инвалидов, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом изменить не только положение этой группы в обществе, сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям-инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей-инвалидов недостаточно эффективно решает их социальные проблемы   и требует разработки нового подхода.

Для повышения эффективности  решения социальных проблем детей-инвалидов  необходим  пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи,   видов инвалидности и других факторов.

В настоящее время  накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, к условиям социума.

В работах  М.С.Бедного, А.А.Баранова, Д.И.Зелинской и Л.И.Балевой  дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основы социальных проблем детей--инвалидов в период экономических преобразований в стране. Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей-инвалидов посвящены исследования Т.А.Добровольской и Н.Б.Шабалиной.. Некоторые вопросы социального и трудового становления детей-инвалидов были изучены отечественными учеными А.А.Дыскиным и Э.И.Танюхиной, Н.В.Куваевой, А.Н.Егоровым, А.Осадчих, а также зарубежными исследователями Дж.Холлом, М.Айшервудом, М.Милисентом, А.Финк и др.

Основные направления  социализации и социальной защиты детей- инвалидов нашли свое отражение в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской,  Т.Малеевой, С.Васина.

Проблемы доступности мероприятий по охране здоровья и реабилитации детей-инвалидов рассмотрены в работах М.Б.Волковой, Н.И.Кузнецова, Ж.А.Никулиной, М.М Гладковой, О.Н.Аршан.

Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами

Объект исследования: деятельность социального работника

Предмет исследования: особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами

Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

- охарактеризовать детей-инвалидов как объект деятельности социального работника;

- изучить нормативно-правовую  базу, формы и методы деятельности социального работника с детьми-инвалидами;

- Раскрыть особенности  деятельности социального работника  с детьми-инвалидами.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы деятельности социального работника  с детьми-инвалидами

 

    1. Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника

 

 

Согласно «Декларации о правах инвалидов» инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей. [ Декларация о правах инвалидов.  Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей  ООН  09.12.1975г. // Народное образование. – 1993. – №5 ].

В Рекомендациях 1185 к  реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблей Совета Европы от 5 мая 1992 г. Инвалидность определяется как ограничения в возможностях,  обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными, и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.

Согласно «Конвенции о правах инвалидов» к инвалидам  относятся лица с устойчивыми  физическими, психическими, интеллектуальными  или сенсорными нарушениями, которые  при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному  и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. [Конвенция о правах инвалидов. Принята и провозглашена  Генеральной  ассамблеей  ООН  24.01.2007 г. //  Наша жизнь. – 2007. – №4].

             Российское законодательство определяет инвалида как лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с этим законодательством ребенком-инвалидом считается лицо признанное инвалидом, при условии, что возраст лица до 18 лет. [ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  от 24.11.1995 г. № 181].

           Таким образом, к категории ребенок-инвалид относятся  дети, имеющие  значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной    дезадаптации вследствие нарушения роста и развития   ребенка, способностей    к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим   поведением, обучению, общению, трудовой  деятельности  в  будущем.

            Здоровье детей в России катастрофически ухудшается. Росстат дает  крайне тревожную статистику по детской инвалидности. Об этом просто «заходиться от крика» следующая таблица (см. приложение ). Комментируя эти убийственные цифры, Росстат отмечает: из всех мест в санаториях и домах социального обслуживания престарелых и инвалидов, начиная с 1990 г., на детей приходилось от 26 – 28 до 32%, т. е. в среднем треть всех мест. К этим сведениям можно добавить и другие: в 2003 г. в дошкольных учреждениях находилось детей с нарушением слуха – 5,1 тыс. человек, с нарушением речи (при сохранении слуха) – 266,1 тыс. человек, с нарушением зрения – 36,7 тыс. человек, с нарушением интеллекта – 12,3 тыс. человек, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 35,7 тыс. человек, с туберкулезной интоксикацией – 48,4 тыс. человек. В дневных общеобразовательных школах училось детей-инвалидов: в 1980/1981 учебном году 278 тыс. человек, в 2003/2004 учебном году 467 тыс. человек. По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей до 14 лет с 1996 по 2000 год выросла на 14,5%.. У подростков 15 – 17 лет общая заболеваемость увеличилась  за тот же период на 27,9%. Естественно, это ведет к тому, что число детей-инвалидов в стране неуклонно растет. Если в 1996 году на 70 детей в возрасте до 15 лет приходился один ребенок-инвалид, то в 2000 году это уже один из 50 детей. Среди причин инвалидности на первом месте – заболевания нервной системы, на втором – психические расстройства, на третьем – врожденные аномалии. [Шкаровская В Сколько у нас детей-инвалидов // Аргументы и факты №9 (1114). 27 февраля 2002.]..

 У   ребенка-инвалида определяется  степень  нарушения   здоровья:

1  степень  утраты здоровья определяется  при легком и умеренном    нарушении функций, которые являются показателем к установлению    инвалидности у ребенка, но, как  правило, не приводят  к необходимости    определения  у    лиц    старше    18  лет;

2  степень    утраты     здоровья     устанавливается    при    наличии    выраженных нарушений  функций  органов и систем, которые  несмотря на проведенное лечение, ограничивают  возможности социальной  адаптации     ребенка  (соответствует    3   группе    инвалидности  у    взрослых );

3 степень утраты здоровья соответствует  2   группе    инвалидности    у    взрослого;

           4   степень утраты здоровья   определяется   при   резко   выраженных      нарушениях  функций   органов    и    систем, приводящих    к    социальной    дезадаптации   ребенка  при условии    необратимого   характера   поражения   и   неэффективности лечебных и реабилитационных   мероприятий (соответствует  1  группе   инвалидности   у   взрослого)    

Информация о работе Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах