Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ особенностей деятельности социального работника с детьми-инвалидами
Исходя из цели, объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи:
- охарактеризовать детей-инвалидов как объект деятельности социального работника;
- изучить нормативно-правовую базу, формы и методы деятельности социального работника с детьми-инвалидами;
- Раскрыть особенности деятельности социального работника с детьми-инвалидами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы деятельности социального работника с детьми-инвалидами………………………………………………………………………….6
1.1 Дети-инвалиды как объект деятельности социального работника…….6.
1.2 Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами…………………...10
Выводы по первой главе…………………………………………………………...21
Глава 2.Содержание деятельности социального работника с детьми-инвалидами напримере реабилитационного центра…………………………………………...23
Опыт работы социального работника с детьми-инвалидами на примере Саратовского областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья……...…………………………......................................................23
Выводы по второй главе...........................................................................................30
Заключение................................................................................................................32
Список литературы...................................................................................................33
Приложение...............................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

              Каждой степени утраты здоровья  ребенка-инвалида соответствует,  перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:

    1) нервно-психические заболевания. Наиболее распространенные    заболевания этой группы опухоли нервной  системы, эпилепсия, шизофрения    и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или    слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или    имбецильности ), болезнь Дауна, аутизм.

  2)  Заболевания  внутренних органов.

3)  Поражение и заболевание  глаз.

4)  Онкологические  заболевания. 

5)  Поражение и заболевание органа слуха.

6) Хирургические заболевания и анатомические дефекты и    деформации.

7) Эндокринные заболевания.

Часто в силу своих  заболеваний такие дети не могут  вести активный    образ жизни, сверстники могут избегать  общения  с ними и включения  их в    свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью    осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью  ее    полноценной    реализации. Социальная    депривация     углубляется    за    счет    длительного пребывания  ребенка  в  специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется  между такими  же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных  и     коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное      представление об окружающем  мире  у  больного   ребенка. 

 Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем.

 Таким образом,  очевидно, что в силу особенностей  детей-инвалидов, их нужд и  потребностей, им необходима профессиональная  помощь специалиста. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.

 

 

 

    1. Правовой аспект, профессиональная компетентность, методы и формы деятельности социального работника с детьми-инвалидами

 

 

 

Детская инвалидность - важная социальная проблема, решать которую приходиться каждому обществу. Масштаб детской инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, экологических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства. По Конституции РФ наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики – защита граждан, в том числе и детей-инвалидов. Политика по отношению к детям- инвалидам направлена на социальную реабилитацию и адаптацию их к современным условиям общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, и законодательство должно каждому гарантировать эти права.

В последние 30 лет в  мире активно разрабатываются подходы  к решению проблем инвалидности. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН. Приняты  «Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц», в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а так же право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительства, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.

Особое значение для  детей инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек  должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни. [Декларация о правах умственно отсталых лиц: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1971 г. // Народное образование. – 1993. – №5]. «Декларация ООН о правах инвалидов»,

«Конвенция ООН о  правах инвалидов», «Всемирная программа  действий в защиту инвалидов» и др. Профессионально интересен такой  документ как «Декларация независимости  инвалидов» (см.приложение 2), так как  он отражает позиции людей, которым призваны помогать социальные работники  Итоговый документ сформулирован в 1993 году в виде «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов». Документ принят рядом стран, в том числе и Россией. В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребёнка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23);  право неполноценного ребёнка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учётом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребёнке с целью обеспечения неполноценному ребёнку эффективного доступа к услугам  в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребёнка в социальную жизнь и развитии его личности, включая культурное и духовное развитие. [Конвенция о правах ребёнка: Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1979г.] В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ОНН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и не совершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. 

В 1948 г. была принята Всеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепризнанного документа дети обладают всеми правами человека. Статья 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства» Здесь основным является отражение принципа равноправия всех членов человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине. [Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.]

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., гласит: «Ребенку законом  и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены  возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».  [Декларация прав ребенка. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.].

Эти правила налагают на специалистов по социальной работе серьезные моральные обязательства в обеспечении качества жизни и равноправия детей- инвалидов, устранении препятствий для их полного участия в общественной жизни.

В Российской Федерации  права ребенка-инвалида регламентируется ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»  В соответствии с ним целями государственной политики в интересах детей-инвалидов являются: осуществление прав детей-инвалидов, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случае нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей-инвалидов,; законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей-инвалидов, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. [ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998 №124-ФЗ].

В Российской Федерации  права инвалидов зафиксированы  в таких важнейших документах как: "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" и др. [Холостова Е. И. Социальная работа с инвалидами, М., 2001].

Для эффективного выполнения своей деятельности, защиты прав и  интересов детей-инвалидов специалист по социальной работе  должен изучить  и всегда иметь под рукой вышеперечисленные  нормативно-правовые акты

Теперь можно перейти  к профессиональной компетенции  социального работника в деятельности с детьми инвалидами

Опираясь на исследования А.К. Марковой, изучавшей профессиональную компетентность учителя, и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальной работе, можно выделить пять компонентов (блоков), присущих профессиональной компетентности в социально-реабилитационной деятельности:

1) наличие опыта эффективной  практической деятельности в  области социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) профессиональные специальные  и психологические знания, навыки и умения в области работы с  детьми-инвалидами

3) профессиональные психологические  позиции, установки, психологическая компетентность;

4) личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;

5)  результаты труда,  т. е. те изменения в психическом  и личностном развитии детей,  которые возникают под влиянием деятельности социального работника

Названные компоненты являются не только психологическими предпосылками профессиональной компетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практической деятельности специалиста

Опыт профессиональной деятельности в области социальной реабилитации детей-инвалидов. Нравственные личностные свойства, которыми должен обладать специалист по социальной реабилитации — основа для приобретения высоких профессиональных качеств. Но профессиональная зрелость и профессиональная компетентность, как показывает жизнь, возникают у специалиста любого профиля только на практике. Чтобы стать профессионалом, ему необходимо определенное время для социально-профессиональной адаптации, для «вхождения» в профессию и выработку соответствующего профессионального мировоззрения, осознания гражданских прав, обязанностей и социальной ответственности за свои действия в соответствующей должности. Период профессионального становления у каждого человека не одинаков, но он имеет место у каждого, кто начинает выполнять свои профессиональные обязанности.

Профессиональные знания, профессиональная эрудиция —

 это совокупность  сведений о специфике труда  специалиста по социальной реабилитации  и его взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, о профессиональных особенностях  личности самого специалиста,  особенностях психического и  личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях и другие.

Профессиональные  умения — это способы, технологии воздействия специалиста по социальной реабилитации на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, которые выполняются им на высоком уровне. Профессиональные умения образуют «техники» в его труде. Они составляют три большие группы, в число которых входят: умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации; умения, относящиеся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия.

Первая группа умений: умение увидеть в отношениях с ребенком проблему и оформить ее в виде социально-реабилитационной задачи; умение при формулировании задачи ориентироваться на ребенка как активного развивающего соучастника социально-реабилитационного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; умение конкретизировать задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальные решения в условиях неопределенности, гибко перестраивать цели и задачи с учетом изменяющихся условий и ситуаций; умение предвидеть близкие и далекие последствия принимаемых социально-реабилитационных воздействий.

Вторая группа умений: в эту группу включают три подгруппы умений.

Подгруппа «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала. Это осведомленность в новых концепциях социально-реабилитационной работы, умение выделять в них ключевые идеи и использовать на практике, осуществлять связи с другими специалистами.

Подгруппа «кого учить»: умение изучать  с помощью психодиагностических средств состояние отдельных психических функций (памяти, внимания, мышления, речи и др.), личностных качеств и личности в целом, изучать реальные возможности развития для каждого конкретного ребенка, умение выявлять не только наличный уровень, но и зону ближайшего развития ребенка, предвидеть возможные и типичные затруднения; умение проектировать и формировать у детей отсутствующие уровни деятельности и личностные качества; умение расширять поле для самоорганизации детей, разрабатывая для них индивидуальные программы.

Подгруппа «как учить»: умение отбирать и применять различные методические приемы и технологии в работе с ребенком; учитывать затраты сил детей и своих собственных при решении конкретной задачи; применять дифференцированный и индивидуальный подходы; умение организовывать самостоятельную работу детей.

Третья группа умений: умение использовать психологические и специальные знания и осведомленность в науке и передовом опыте на практике; умение хронометрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; умение соотносить возникающие трудности детей с недочетами в своей работе; умение видеть слабые и сильные стороны своего труда,' оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт; умение строить планы совершенствования своей деятельности.

Информация о работе Специфика деятельности социального работника с детьми инвалидами в реабилитационных центрах