Раскрыта
система основных понятий: экономическое
сознание, экономическое мышление,
экономические интересы и социальные
стереотипы, экономическое поведение,
экономическая культура, социальные
механизмы регулирования экономических
процессов.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОЗНАНИЕ
выступает
как способ отражения экономических
отношений, познания и сознательного
использования социально-экономических
законов. Оно представляет собой
совокупность экономических знаний,
идей, взглядов социальных общностей,
отражающих экономическую действительность
в конкретный исторический момент
времени, а также выражающих
отношение носителей экономического
сознания к различным явлениям
экономической жизни общества. Критериями,
характеризующими состояние экономического
сознания, являются его научность
и отражение в нем современных
реалий.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
МЫШЛЕНИЕ
- взгляды
и представления, порожденные
практическим опытом людей, их
участием в экономической деятельности,
связями, в которые они вступают
в повседневной жизни. Основные
факторы формирования Э.М. субъекта
- многообразные формы собственности,
в рамках которых субъект осуществляет
свою деятельность; другие субъекты экономических
отношений, с которыми данный субъект
взаимодействует; разнообразие взаимодействующих
субъектов (предприятия различных форм
собственности, банки, инвестиционные
фонды и др.); интенсивность, поливариантность
и качественная специфика связей; направленность
и сила этих связей и др. Чем более значительными
являются факторы формирования Э.М., тем
более глубокой становится включенность
социального субъекта в экономическую
практику, в результате которой компоненты
Э.М. объективируются и со временем могут
быть включены в сферу экономического
сознания.
В рамках
социологического подхода экономическое
сознание связывается с познанием
функционирования и развития
социально-экономических законов,
разработкой принципов организации
экономической жизни, а Э.М. - с
включенностью его носителей
в социальную практику. Такой
подход позволяет рассматривать
Э.М. как форму проявления экономического
сознания в конкретной общественной
ситуации; при этом косность и
неразвитость экономического сознания
обусловливает противоречивость
развития Э.М. Последнее воспринимает
изменение экономических отношений
преимущественно эмоционально (а
не рационально) и успешно совмещает
следование политике экономических
реформ со сложившимися стереотипами.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНТЕРЕС
- основная
категория для обозначения реальных
причин и коренных, наиболее глубоких
мотивов экономической деятельности
и экономического поведения людей,
стоящих за их непосредственными
побуждениями - мотивами, помыслами,
идеями и т.д. Именно Э.И.
способствует согласованности во
взаимодействии различных социальных
групп и слоев в ходе непрерывного
приспособления к экономическим
изменениям, формирующим это взаимодействие.
Э.И. выступает формой выражения
отношений между субъектами экономической
деятельности по поводу производства,
распределения, обмена и потребления
ограниченных материальных ресурсов.
Экономические отношения, проявляясь
в экономических интересах, приобретают
характер движущих сил общественного
развития, побудительных мотивов
хозяйственной деятельности людей.
Люди занимаются хозяйственной
деятельностью в конечном счете
для того, чтобы удовлетворять
свои потребности, которые заключаются
в необходимости и возможности
приобретения, сохранения и использования
благ, в чем бы они не состояли.
"Если некое благо оказывается
значимым, желаемым для человека,
то оно превращается в стимул
- внешний объект стремления, актуализированную
потребность. Когда же импульс
стремления к этому объекту
проходит через сознание человека,
стимул перерастает в мотив
- внутреннее побуждение к действию...
хозяйственное действие мотивировано
интересом. При возникновении
стимула в виде натурального
или денежного блага человек
просчитывает возможные последствия
предполагаемого действия, оценивая
прежде всего два фактора: относительную
полезность получаемого блага,
настоятельность своей потребности
в нем; масштаб издержек, необходимых
для получения блага" (В.В. Радаев).
Экономический
интерес — термин, категория, используемая
в экономике, финансах[1] [2] для обозначения
стимулов деятельности субъектов экономических
отношений, определяя их поведение[3].
Стимулами деятельности экономических
субъектов выступают рост стоимости
или получения дохода в результате
осуществления финансовых операций[4],
а также иного участия в
хозяйственной деятельности[5] [6]. В
процессе экономической деятельности
люди взаимодействуют друг с другом,
руководствуясь своими интересами. Их
интересы представляют сложную систему,
затрагивающую, по существу, все отношения
в обществе.
Первоначально
интерес как коммерческий и правовой
термин возник в средние века и
означал возмещение ущерба[7].
Согласно
словарю Брокгауза и Ефрона, издания
1898 г.[8] «Интерес обозначает выгоду или
пользу отдельного лица или известной
совокупности лиц, противополагаемые
выгоде и пользе других лиц». Таким
образом, словом «интерес» в конце
XIX в. обозначалась выгода для кредитора
и стоимость пользования денежными
средствами для заёмщика.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ПОВЕДЕНИЕ
- поведение,
связанное с перебором экономических
альтернатив с целью рационального
выбора, т.е. выбора, в котором
минимизируются издержки и максимизируется
чистая выгода. Предпосылками Э.П.
выступают экономическое сознание , экономическое
мышление , экономические интересы
, социальные стереотипы . При этом каждый
феномен по-своему формирует тот или иной
тип Э.П. Так, например, техника экономического
мышления - это некая предпосылка, которой
человек руководствуется в своем поведении.
Исходя из баланса рациональности и эмоциональности
своего мышления индивиды предпринимают
лишь те действия, которые принесут им
наибольшую чистую пользу (т.е. пользу
за вычетом возможных затрат, связанных
с этими действиями). В общении между собой,
особенно по поводу распределения и потребления
ограниченных экономических ресурсов,
субъекты преследуют свои экономические
интересы, удовлетворяют свои насущные
потребности. Это вторая предпосылка их
Э.П., позволяющая во многом его предсказывать.
Действуя в собственных интересах, люди
создают возможность выбора для других,
и общественная координация формируется
как процесс непрерывного приспособления
к изменениям в чистой выгоде, возникающим
в ходе их взаимодействия. Существует
несколько моделей Э.П. индивидов, содержащих
механизмы общественной координации.
КУЛЬТУРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
- способ (структура
механизмов) взаимодействия экономического
сознания (как отражения экономических
отношений и познания экономических
законов) и экономического мышления
(как отражения включенности в
экономическую деятельность), регулирующий
участие индивидов и социальных
групп в экономической деятельности
и степень их самореализации
в тех или иных типах экономического
поведения. Чем совершеннее способ
данного взаимодействия, тем эффективнее
экономическая деятельность и
рациональнее экономическое поведение,
тем, следовательно, - выше уровень
К.Э. Именно способ взаимосвязи
экономического сознания и экономического
мышления (как формы его проявления)
выступает естественным регулятором
экономического поведения. Так,
косное, пассивное, неразвитое экономическое
сознание, не испытывающее в течение
длительного времени потребности
изменяться, обусловило противоречивое,
эмоциональное (а не рациональное)
экономическое мышление, совмещающее
внешнее следование политике
экономических реформ со сложившимися
социальными стереотипами . Вследствие
этого экономическое поведение
приобретает скорее эмоциональный,
нежели рациональный характер
и осуществляется, порой, в состоянии
психологического стресса. Подобное
экономическое мышление, в свою
очередь, неспособно существенно
обогащать социальной практикой
экономическое сознание. Негибкий,
отягощенный социальными стереотипами
способ взаимодействия экономического
сознания и экономического мышления
в отечественной экономике пока
что не порождает особых иллюзий
относительно высокого уровня
К.Э. Регулятивное воздействие
несовершенного способа взаимосвязи
экономического сознания и экономического
мышления на экономическое поведение
невелико и слабо обусловливает
вариативность и гибкость этого
поведения.
Особенности
К.Э. как процесса, регулирующего
экономическое поведение, заключаются
в следующем. Во-первых, К.Э. включает
в себя только те ценности,
потребности, предпочтения, которые
возникают из нужд экономики
и оказывают на нее значимое
(положительное или отрицательное)
влияние. Во-вторых, особенность
К.Э. определяется теми каналами,
через которые она регулирует
взаимосвязь экономического сознания
и экономического мышления. В-третьих,
К.Э. как регулятор связи экономического
сознания и экономического мышления
в большей мере, нежели любая
другая, ориентирована на управление
экономическим поведением людей.
Рассмотрение
К.Э. как способа взаимодействия
между экономическим сознанием
и экономическим мышлением предполагает
суждения о регулятивных возможностях,
заложенных в этом способе.
Речь идет о возможностях регулирования
взаимосвязи с целью сделать
ее наиболее гибкой и чувствительной
как в плане детерминации положительного
экономического мышления, так и
в плане насыщения экономического
сознания реальным содержанием
практики. Данные процессы осуществления
прямой и обратной связей между
рассматриваемыми явлениями в
значительной мере зависят от
полноты выполнения функций К.Э.
В первую
очередь К.Э. (как и культура
в целом) выполняет роль социальной
памяти общества, но не всей
социальной памяти, а лишь того
ее сегмента, который связан с
историей экономических отношений.
Можно говорить о трансляционной
функции: из прошлого в современность
транслируются нормы и ценности,
составляющие содержание экономического
сознания, экономического мышления
и экономического поведения. Можно
говорить о селекционной функции К.Э.,
связанной с отбором из унаследованных
ценностей и норм тех, которые необходимы
(полезны) для решения задач последующих
этапов развития общества. К.Э. отбирает
(выбраковывает, сохраняет, накапливает)
те ценности и нормы, которые необходимы
для развития гибкого экономического
поведения индивидов. Можно говорить об
инновационной функции К.Э., которая проявляется
в обновлении социальных ценностей и норм
выработки новых и заимствования прогрессивных
ценностей из других культур. Полнота
и качество выполнения этих функций определяется
регулятивными возможностями К.Э.
Основным
социальным противоречием , затрудняющим
выполнение инновационной функции
К.Э., является противоречие между
приверженностью существующим нормам
(как социально-экономическим стандартам,
образцам экономического поведения)
и осознанием необходимости инновационной
деятельности. Норма хранит существующее,
а инновационная деятельность
его изменяет: только в их подвижном
взаимодействии, постоянном смещении
равновесия между ними в ту
или иную сторону, возможно
сосуществование функционирования
и развития.
Малоэффективный
способ взаимосвязи косного экономического
сознания и противоречивого, эмоционального
экономического мышления, не обладающий
регулятивным воздействием на
мотивацию достижений, детерминирует
низкую степень инновационности
отечественной К.Э. Эта инновационность
имеет две формы проявления: институциональную
и личностную. Первая проявляется
в монополизме ведомств на
достижения науки и техники,
слабой ориентации экономических
организаций на внедрение передовых
методов работы, усвоение прогрессивного
мирового опыта, соответствующей
переквалификации персонала. Вторая,
личностная форма, находит свое
выражение в масштабах инновационного
поведения субъектов экономики,
развитости их установок на
разработку и внедрение новшеств.
В этом случае низкая инновационность
К.Э. отражает неразвитость ценностей,
регулирующих преобразовательную
деятельность в сфере экономики,
- творчества, успеха, риска, нетривиальных
достижений. Таким образом, несформированность
экономического сознания как
способности использовать законы
в целях общественного развития,
а также противоречивость и
эмоциональность экономического
мышления затрудняют полноценную
реализацию основных функций
К.Э. Разрешение противоречий, ослабляющих
осуществление трансляционной, селекционной
и инновационной функций К.Э.,
во многом зависит от того,
насколько полно будет задействован
механизм функционирования К.Э.
ПРОБЛЕМЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ (обзор
новых идей)
Автор: С. КОРНИОРДОС
КОРНИОРДОС
Сократис - профессор
Эллинского открытого
университета (Греция).
Экономическая
социология - одно из активно развивающихся
в международном масштабе направлений
социологической науки. Чтобы оценить
состояние этой дисциплины сегодня,
имеет смысл обратиться к некоторым
обобщениям ее развития, представленным
в спецвыпуске журнала "Current Socilogy"1.
1 Current
Sociology. 2007. January. No. 1. V. 55. Special Issue: Current Economic
Sociology: Problems and Prospects.
С середины 1980-х
годов заговорили о возрождении
экономической социологии (ЭС). Целый
ряд экономических феноменов
вновь оказался в поле зрения социологов,
обогатив наши представления о них.
До названного временного рубежа этими
феноменами занимались исключительно
экономисты в соответствии с принятым
в науке делением дисциплинарных
полей знания. Возрождение ЭС сопровождалось
рядом фундаментальных исследований
экономических феноменов с использованием
концептуального и методологического
инструментария социологии. Среди них
социальное конструирование с помощью
ряда теоретических концепций, разработанных
экономической социологией, - прежде
всего, концепции социальной и культурной
укорененности (embeddedness), позаимствованные
из других дисциплин теории "зависимости
от тропы" (path depedence) и "перформативности".
В этой связи можно назвать
труды М. Грановеттера о структурах
рынка труда (1995), монографию Н. Флигстайна
о современных рыночных обществах
(2001) и книгу В. Зелицер (1994) о меняющемся
значении денег [1].