Социология труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:55, реферат

Описание работы

До конца XIX века экономика в целом и ее наиболее продвинутая часть – промышленность развивались без ориентации на учет социальных параметров своего развития. Из работника пытались выкачать максимум возможного – через увеличение рабочего дня до 16, а иногда до 18 часов, через эксплуатацию женского и детского труда. Даже великие технические нововведения XIX века мало были ориентированы на то, как состыковать человека и машину: в существовавших условиях приспособиться к технике было заботой работника. Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за рабочими, совершенствованием приемов и методов надзора в деятельности мастеров и других руководителей производства.

Работа содержит 1 файл

Глава 1 СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА.docx

— 109.60 Кб (Скачать)

Влияние урбанизации  на демографические процессы проявляется  в значительной мере от территориальной  дифференцированное™ городской  среды, прежде всего от различий городов  по величине и народно-хозяйственному профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации  уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение  рождаемости и в сельской местности. Почти во всех странах уровень  рождаемости у городских жителей, недавно переехавших из сельской местности, выше, чем у давно живущих  в городах (если адаптация сельских жителей не сопряжена с большими трудностями). Уровень смертности на первых этапах развития урбанизации  выше в городах, чем в сельской местности, что объясняется антисанитарными  условиями жизни концентрированных  масс населения. Особенно высока младенческая смертность. Сельские жители, переезжающие в города, обычно плохо приспособлены  к условиям городской жизни. Однако с течением времени различия в  уровне смертности городского и сельского  населения сокращаются. По мере развития урбанизации роль миграции в росте  городского населения постепенно снижается. Интенсивность же территориальной  подвижности населения в целом  растет, особенно интенсивность маятниковых  миграций.

Социальная  инфраструктура

Социальная  инфраструктура - группа обслуживающих  отраслей и видов деятельности, призванных:

- удовлетворять  потребности людей; 

- гарантировать  необходимый уровень и качество  жизни; 

- обеспечивать  воспроизводство человеческих ресурсов  и профессионально подготовленных  кадров для всех сфер национальной  экономики. 

 Социальную  инфраструктуру образуют: жилищное  и коммунальное хозяйство, здравоохранение,  физкультура и спорт, розничная  торговля, общественное питание,  бытовое обслуживание, система образования,  учреждения культуры, наука и  т.д. 

Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов. 

Выделяют  два основных типа контент-анализа: количественный и качественный. 

Этапы применения контент-анализа 

Необходимым условием применения методики анализа  содержания является наличие материального  носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо  использование методики контент-анализа.

[править]

Первый этап 

Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:

заданный  тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

один тип  сообщений (статьи, заметки, плакаты);

заданные  стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

сопоставимый  размер сообщений (минимальный объём  или длина)

частота появления  сообщений,

способ распространения  сообщений;

место распространения  сообщений;

время появления  сообщений. 

При необходимости  можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются  чаще всего.[6]

[править]

Второй этап 

Формирование  выборочной совокупности сообщений. В  некоторых случаях можно изучать  всю определенную на первом этапе  совокупность источников, поскольку  подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.[6]

[править]

Третий этап 

Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова  или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения  является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное  высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:

она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

она должна легко идентифицироваться;

число единиц должно быть настолько велико, чтобы  из них можно было делать выборку.[1] 

Если в  качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в  соответствии с некоторыми правилами:

Тема не может выходить за пределы абзаца.

Новая тема возникает, если происходит смена:

воспринимающего,

действующего,

цели,

категории.[1] 

Существуют  также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к  нуждам исторических и историко-философских  исследований.

[править]

Четвертый этап 

Выделение единиц счета, которые могут совпадать  со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь  на основе анализируемого материала  и целей исследования сам выдвигает  единицы счета, которыми могут быть:

физическая  протяженность текстов;

площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

длительность  трансляции по радио или ТВ;

метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

количество  рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.[2] 

В некоторых  случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа  имеет строгое дефинирование  его операторов.

[править]

Пятый этап 

Непосредственно процедура подсчета. Она в общем  виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных  таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.[2] 

Обычно составляются таблицы вида:Единицы анализа Единицы анализа Единицы счета Единицы счета

Категории Подкатегории Частота упоминания абсолютная, раз Частота упоминания относительная, %

1 Категория 01 подкатегория 15 25

      02 подкатегория 7 14

      03 подкатегория 25 61

Итого:  47 100 

[править]

Шестой этап 

Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного  исследования. Обычно на этом этапе  выявляются и оцениваются такие  характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть  или скрыть его автор. Возможно выявление  процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или  явления[7].

Благодаря исследованиям ученых в области  контент-анализа была создана классификация  основных процедур данной методики:

1.    Определение смысловых единиц  контент-анализа.

 Это происходит  с учетом особенностей содержания, целей, задач данного исследования. Смысловыми единицами могут быть  понятия, термины, имена, события,  содержащиеся в тексте и его  основной смысл.

2.    Определение единиц счета.

 Ими могут  становиться смысловые единицы,  сто сведет анализ к подсчету  частоты упоминания той или  иной единицы в тексте. Также  единицами счета могут быть  такие показатели, как продолжительность  текста, число строк, длительность  теле-радио сообщения, количество  иллюстраций в тексте и так  далее.

3.    Подсчет.

 Эта процедура  проводится с использованием  специальных таблиц и составления  статистики.

2. Основные  процедуры контент-анализа 

Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть[2]: 

·  понятия, выраженные в отдельных терминах; 

·  темы, выраженные в целых смысловых  абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т.п.; 

·  имена, фамилии людей; 

·  события, факты и т.п.; 

·  смысл  апелляций к потенциальному адресату. 

Единицы контент-анализа  выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного  исследования. 

Выделение единиц счета, которые могут совпадать  либо не совпадать с единицами  анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м – исследователь  на основе анализируемого материала  и здравого смысла сам выдвигает  единицы счета, которыми могут быть: 

·  физическая протяженность текстов; 

·  площадь  текста, заполненная смысловыми единицами; 

·  число  строк (абзацев, знаков, колонок текста); 

·  длительность трансляции по радио или ТВ; 

·  метраж пленки при аудио- и видеозаписях, 

·  количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр. 

Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации  по выделенным группировкам. Применяется  составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных  формул (напр., «формула оценки удельного  веса смысловых категорий в общем  объеме текста»), статистические расчеты  понятности и аттрактивности текста. 

Проведение  контент-анализа требует предварительной  разработки ряда исследовательских  инструментов. Из них обязательными  являются[3]: 

·  классификатор  контент-анализа, 

·  протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа, 

·  регистрационная  карточка или кодировальная матрица, 

·  инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся  регистрацией и кодировкой единиц счета, 

·  каталог (список) проанализированных документов. 

Классификатором контент-анализа называется общая  таблица, в которую сведены все  категории (и подкатегории) анализа  и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать  то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить  социологической анкете, где категории  анализа играют роль вопросов, а  единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода. 

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев  употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а  исходя из желательности на одном  листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги  анализа разных документов. Если в  исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно  обойтись без кодирования и заполнять  эти протоколы в открыто-содержательном виде. 

Информация о работе Социология труда