Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:55, реферат
До конца XIX века экономика в целом и ее наиболее продвинутая часть – промышленность развивались без ориентации на учет социальных параметров своего развития. Из работника пытались выкачать максимум возможного – через увеличение рабочего дня до 16, а иногда до 18 часов, через эксплуатацию женского и детского труда. Даже великие технические нововведения XIX века мало были ориентированы на то, как состыковать человека и машину: в существовавших условиях приспособиться к технике было заботой работника. Полное игнорирование человеческого фактора дополнялось стремлением работодателей обеспечить тотальный контроль за рабочими, совершенствованием приемов и методов надзора в деятельности мастеров и других руководителей производства.
Влияние урбанизации
на демографические процессы проявляется
в значительной мере от территориальной
дифференцированное™ городской
среды, прежде всего от различий городов
по величине и народно-хозяйственному
профилю (функциональному типу). По
мере развития процесса урбанизации
уровень рождаемости городского
населения по сравнению с сельским
падает, в дальнейшем происходит падение
рождаемости и в сельской местности.
Почти во всех странах уровень
рождаемости у городских
Социальная инфраструктура
Социальная инфраструктура - группа обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных:
- удовлетворять потребности людей;
- гарантировать
необходимый уровень и
- обеспечивать
воспроизводство человеческих
Социальную
инфраструктуру образуют: жилищное
и коммунальное хозяйство,
Контент-ана́лиз
(от англ.: contents - содержание, содержимое)
или анализ содержания — стандартная
методика исследования в области общественных
наук, предметом анализа которой является
содержание текстовых массивов и продуктов
коммуникативной корреспонденции. В отечественной
исследовательской традиции контент-анализ
определяется как количественный анализ
текстов и текстовых массивов с целью
последующей содержательной интерпретации
выявленных числовых закономерностей.
Контент-анализ применяется при изучении
источников, инвариантных по структуре
или существу содержания, но внешне бытующих,
как не систематизированный, беспорядочно
организованный текстовой материал. Философский
смысл контент-анализа, как исследовательского
метода, состоит в восхождении от многообразия
текстового материала к абстрактной модели
содержания текста. В указанном смысле,
контент-анализ является одной из номотетических
исследовательских процедур, используемых
в сфере применения идиографических методов.
Выделяют
два основных типа контент-анализа:
количественный и качественный.
Этапы применения
контент-анализа
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа.
[править]
Первый этап
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина)
частота появления сообщений,
способ распространения сообщений;
место распространения сообщений;
время появления
сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.[6]
[править]
Второй этап
Формирование
выборочной совокупности сообщений. В
некоторых случаях можно
[править]
Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
она должна легко идентифицироваться;
число единиц
должно быть настолько велико, чтобы
из них можно было делать выборку.[1]
Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:
Тема не может выходить за пределы абзаца.
Новая тема возникает, если происходит смена:
воспринимающего,
действующего,
цели,
категории.[1]
Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований.
[править]
Четвертый
этап
Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
метраж пленки при аудио- и видеозаписях,
количество
рисунков с определенным содержанием,
сюжетом и прочее.[2]
В некоторых
случаях исследователи
[править]
Пятый этап
Непосредственно
процедура подсчета. Она в общем
виде сходна со стандартными приемами
классификации по выделенным группировкам.
Применяется составление
Обычно составляются
таблицы вида:Единицы анализа
Категории Подкатегории Частота упоминания абсолютная, раз Частота упоминания относительная, %
1 Категория 01 подкатегория 15 25
02 подкатегория 7 14
03 подкатегория 25 61
Итого: 47 100
[править]
Шестой этап
Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления[7].
Благодаря исследованиям ученых в области контент-анализа была создана классификация основных процедур данной методики:
1. Определение смысловых единиц контент-анализа.
Это происходит
с учетом особенностей
2. Определение единиц счета.
Ими могут
становиться смысловые единицы,
3. Подсчет.
Эта процедура
проводится с использованием
специальных таблиц и
2. Основные
процедуры контент-анализа
Выявление
смысловых единиц контент-анализа,
которыми могут быть[2]:
· понятия,
выраженные в отдельных терминах;
· темы,
выраженные в целых смысловых
абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах
и т.п.;
· имена,
фамилии людей;
· события,
факты и т.п.;
· смысл
апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа
выделяются в зависимости от содержания,
целей, задач и гипотез конкретного
исследования.
Выделение
единиц счета, которые могут совпадать
либо не совпадать с единицами
анализа. В 1-м случае процедура сводится
к подсчету частоты упоминания выделенной
смысловой единицы, во 2-м – исследователь
на основе анализируемого материала
и здравого смысла сам выдвигает
единицы счета, которыми могут быть:
· физическая
протяженность текстов;
· площадь
текста, заполненная смысловыми единицами;
· число
строк (абзацев, знаков, колонок текста);
· длительность
трансляции по радио или ТВ;
· метраж
пленки при аудио- и видеозаписях,
· количество
рисунков с определенным содержанием,
сюжетом и пр.
Процедура
подсчета в общем виде сходна со
стандартными приемами классификации
по выделенным группировкам. Применяется
составление специальных
Проведение
контент-анализа требует
· классификатор
контент-анализа,
· протокол
итогов анализа, который имеет второе
обозначение – бланк контент-
· регистрационная
карточка или кодировальная матрица,
· инструкция
исследователю, непосредственно занимающемуся
регистрацией и кодировкой единиц счета,
· каталог
(список) проанализированных документов.
Классификатором
контент-анализа называется общая
таблица, в которую сведены все
категории (и подкатегории) анализа
и единицы анализа. Ее основное предназначение
– предельно четко
Протокол (бланк)
контент-анализа содержит: во-первых,
сведения о документе (его авторе,
времени издания, объеме и т.п.); во-вторых,
итоги его анализа (количество случаев
употребления в нем определенных
единиц анализа и следующие отсюда
выводы относительно категорий анализа).
Протоколы заполняются, как правило,
в закодированном виде, но не ради сохранения
тайны итогов контент-анализа, а
исходя из желательности на одном
листе бумаги уместить всю информацию
о документе, чтобы удобнее было
сопоставлять друг с другом итоги
анализа разных документов. Если в
исследовании осуществляется контент-анализ
малого числа документов, то можно
обойтись без кодирования и заполнять
эти протоколы в открыто-